Судья: Курмаева А.Х. гр.дело № 33-3614/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 апреля 2014 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Сказочкина В.Н.,
судей - Сивохина Д.А. (докладчик) и Кондакова М.Е.,
при секретаре – Асабаевой Д.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя министерства имущественных отношений Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 11 февраля 2014 года, которым постановлено:
«Заявление Тарасова Ю.Ю. удовлетворить.
Признать решение Министерства имущественных отношений Самарской области ДД.ММ.ГГГГ № об отказе предоставлении в собственность Тарасова Ю.Ю. бесплатно земельного участка без номера, площадью 231 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> - незаконным.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение по существу заявления Тарасова Ю.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении бесплатно земельного участка без номера, площадью 231 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя министерства имущественных отношений Самарской области Филиппову Е.С. (по доверенности) в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения на жалобу Тарасова Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Тарасов Ю.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) в предоставлении земельного участка площадью 231 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; признании отсутствия на земельном участке зеленых насаждений; обязании Министерства возобновить рассмотрение заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка по существу и направить в уполномоченный орган местного самоуправления г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на плане соответствующей территории.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность под огородничество вышеуказанного земельного участка площадью 231 кв.м. К заявлению им приложен необходимый комплект документов, среди которых имелся ответ Министерства лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, испрашиваемый земельный участок не относится к землям лесного фонда и к участкам городских лесов.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, сославшись на акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, составленный комиссией по проведению осмотра испрашиваемого земельного участка, согласно которому в границах рассматриваемого земельного участка находятся зеленые насаждения (кустарники, деревья), обеспечение сохранности которых необходима в силу пункта 4.1 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных Постановлением Главы городского округа Самара № 404 от 10 июня 2008 года, а также пунктов 6.1 и 6.4 приказа Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года «Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ», на озелененных территориях необходимо обеспечить сохранность зеленых насаждений, самовольная вырубка деревьев и кустарников физическими и юридическими лицами запрещается.
Полагая, что оспариваемый отказ Министерства нарушает его право на бесплатное получение земельного участка в собственность, Тарасов Ю.Ю. просил, с учетом уточнения (л.д.16), признать незаконным отказ в предоставлении ему в собственность бесплатно под огородничество земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 231,00 кв.м.; обязать Министерство предоставить в собственность бесплатно указанный земельный участок.
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 95-97).
В апелляционной жалобе представитель Министерства просит решение суда отменить как постановленное с неправильным применением норм материального права, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований Тарасова Ю.Ю. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что использование земельного участка под огородничество неизбежно приведет к уничтожению зеленых насаждений, расположенных на участке, принятие министерством решения о предоставлении в собственность испрашиваемого участка противоречило бы Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных Постановлением Главы городского округа Самара N 404 от 10 июня 2008 года, согласно которым категорически запрещается уничтожать и повреждать деревья, кустарники и газоны. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции счел доводы министерства о невозможности предоставления земельного участка, ввиду того, что на нем расположены зеленые насаждения, не обоснованными и не подтвержденными документально. При этом суд не учел сложившуюся в Самарской области судебную практику, что нарушает принцип её единообразия. Считает, что отказ Министерства в предоставлении земельного участка основан на нормах действующего законодательства и не может быть признан незаконным (л.д.100-104).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
В отличие от общего правила распределения обязанностей по доказыванию в гражданском процессе по делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений и обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, факта его законности возложена на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лица, чьи действия (бездействие), решения выступают предметом судебной проверки ч. 1 ст. 249 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу ст. 9 Закона Самарской области «О земле» (в редакции от 09.04.2012г.) предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением, случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области (пункт 1).
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее – Порядок).
В силу п. п. 2.1, 2.2. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении № 2 к настоящему Порядку.
Согласно п. 2.4 Порядка, Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением № 2 к настоящему Порядку.
В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Тарасов Ю.Ю. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 231 кв.м., с разрешенным использованием – под огородничество, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.75).
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало Тарасову Ю.Ю. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность в связи с тем, что комиссией по проведению осмотра испрашиваемого в собственность земельного участка установлено, что в границах рассматриваемого земельного участка находятся зеленые насаждения.
Из акта осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленному <данные изъяты> следует, что испрашиваемый земельный участок зарос кустарниками и деревьями. (л.д.7-8).
Согласно ответа Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ специалистом Департамента совместно с заявителем Тарасовым Ю.Ю. ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся выезд на земельный участок, в ходе визуального осмотра которого в пределах его границ зеленых насаждений не было выявлено (л.д. 27, 90).
Согласно акту обследования земельного участка, составленному кадастровым инженером от ДД.ММ.ГГГГ, обследуемый земельный участок площадью 231 кв.м. прилегает к земельному участку с кадастровым номером №, принадлежащим на праве собственности Тарасову Ю.Ю., на земельном участке отсутствуют какие-либо строения и насаждения, в т.ч. деревья и кустарники (л.д.17).
Судом установлено, что из ответа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что испрашиваемый Тарасовым Ю.Ю. земельный участок в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, не относится.
Из ответа отдела водных ресурсов по Самарской области следует, что испрашиваемый земельный участок находится вне водоохраной зоны, вне береговой полосы водного объекта (л.д.82).
Единственным основанием для принятия оспариваемого решения послужило нахождение на испрашиваемом участке зеленых насаждений.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что отказом Министерства в предоставлении в собственность земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № для Тарасова Ю.Ю. созданы препятствия к осуществлению прав на получение земельного участка в собственность в порядке, установленном Законом Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", в связи с чем, правомерно удовлетворил требований заявителя о признании оспариваемого отказа незаконным и возложил на соответствующий государственный орган обязанность возобновить рассмотрение по существу заявления Тарасова Ю.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении бесплатно земельного участка площадью 231 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя также из того, что Министерство имущественных отношений Самарской области не представило суду доказательств того, что участок находится в границах красных линий, является территорией общего пользования, относится к землям лесного фонда и к участкам городских лесов, находится в береговой полосе водного объекта. В процессе обработки документов не направляло запросы в уполномоченные органы.
Кроме того, факт наличия деревьев и каких-либо насаждений опровергается ответом Департамента благоустройства и экологии г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, зеленых насаждений в границах испрашиваемого земельного участка не выявлено.
Согласно пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков и считает, что оспариваемый заявителем отказ Министерства указанной норме закона не соответствует, поскольку Министерством не соблюдены указанные принципы.
Доводы апелляционной жалобы Министерства со ссылкой на положения статьи 61 ФЗ "Об охране окружающей среды" о том, что испрашиваемый земельный участок занят зелеными насаждениями и в силу прямого указания данного Федерального закона он отнесен к территориям зеленого фонда города Самары и на его использование для целей не соотносящихся с осуществлением такой территории экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения установлен запрет отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.
В силу указанной нормы закона зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Пунктом 1.1.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153, предусмотрено, что зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
В нарушение положений ч.1 ст. 249 ГПК РФ Министерством не представлены допустимые и достаточные доказательства нахождения испрашиваемого земельного участка в зеленом фонде г. Самары, в пределах которого запрещается хозяйственная или иная деятельность. Выводы об этом являются предположительными и не подтверждены документально.
Ссылка Министерства на нормы Постановления Главы города Самары N 404 от 10 июня 2008 года, которым утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара судебной коллегией признается несостоятельной в силу следующего.
Данные Правила разработаны в соответствии с приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153 "Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" и устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц (пункт 1).
В настоящих Правилах используется следующее понятие зеленых насаждений - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (цветочно-декоративные растения и газоны) на территории городского округа, выполняющая архитектурно-планировочные и санитарно-гигиенические функции.
Документ не содержит императивных норм, носит рекомендательный характер, в силу чего его положения не могут являться основанием для отказа в предоставлении земельных участков.
Согласно пункту 7 главы 26 Правил благоустройства, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, при использовании земельных участков обязаны:
- соблюдать требования градостроительных регламентов, а также договоров землепользования, устанавливающих порядок содержания и учета зеленых насаждений;
- осуществлять мероприятия по предотвращению уничтожения и повреждения зеленых насаждений, защите зеленых насаждений, охране почвенного слоя, санитарной очистке озелененных территорий от отходов;
- сохранять и содержать зеленые насаждения в соответствии с настоящими Правилами;
- обеспечивать квалифицированный уход за существующими зелеными насаждениями;
- сохранять окружающую среду;
- производить новые посадки деревьев и кустарников только на основании утвержденных дендрологических проектов, согласованных с Администрацией городского округа Самара, с владельцами подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций;
- вести учет зеленых насаждений, доводить до сведения уполномоченных органов по защите растений обо всех случаях массового появления вредителей и болезней и принимать меры борьбы с ними; выполнять валку сухих и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и веток, замазку ран, дупел на деревьях;
- не допускать вытаптывания газонов, складирования на них песка, материалов, снега, сколов льда и т.д.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Самарской области "О земле" правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а именно:
1) устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков;
2) предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам, в том числе занятые самовольными постройками, а также при переоформлении прав на земельные участки;
3) совершает действия, направленные на изъятие земельных участков в случаях принудительного прекращения прав на земельные участки, предусмотренных федеральным законодательством;
4) распоряжается в случаях, предусмотренных действующим законодательством, земельными участками, предоставленными гражданам и юридическим лицам до 1 июля 2006 года;
5) осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, Постановление главы города Самары N 404 не может определять основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Как уже указывалось выше, Постановлением правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Приведенные Министерством основания также не приведены в Постановлении Правительства Самарской области N 74 от 21 июня 2006 года.
Отказ в предоставлении земельного участка следует при выявлении на основании информации органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также иных органов государственной власти и органов местного самоуправления препятствий для предоставления земельного участка (пункт 2.4. Порядка), а также при получении Министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Выявленные препятствия должны соответствовать требованиям действующего законодательства, однако доказательств наличия препятствий, предусмотренных законом, Министерством не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый отказ противоречит положениям статьи 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права Тарасова Ю.Ю. на приобретение земельного участка.
В силу положения статьи 258 ГПК РФ права заявителя подлежали восстановлению путем обязания Министерства по вступлению настоящего решения в законную силу путем возобновления рассмотрения заявления Тарасова Ю.Ю. и принятия соответствующего решения в сроки и порядке, предусмотренных земельным законодательством.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 11 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства имущественных отношений Самарской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: