РЎСѓРґСЊСЏ Рбрагимов Р .РЎ. РЈРР” 16OS0000-01-2018-000774-53
№ дела в суде первой инстанции 3а-277/2019
№ дела в суде апелляционной инстанции 33а-15179/2019
учет 120а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
11 октября 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сибгатуллиной Р›.Р.,
судей Моисеевой Рќ.Рќ.. Сабитова Р.Рќ.,
РїСЂРё ведении протокола судебного заседания помощником СЃСѓРґСЊРё Хайруллиной Р.Р .,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 июня 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Фатыхова Айдара Алмазовича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость объектов недвижимости расположенных по адресу: Республика Татарстан, город Казань, проспект Ямашева, дом 95:
1) нежилого помещения с кадастровым номером ...., указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 291 000 рублей;
2) нежилого помещения с кадастровым номером ...., указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 293 000 рублей;
3) нежилого помещения с кадастровым номером ...., указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 8 июня 2017 года в размере 9 238 000 рублей;
4) нежилого помещения с кадастровым номером ...., указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 297 000 рублей;
5) нежилого помещения с кадастровым номером ...., указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 29 октября 2014 года в размере 29 011 000 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2015 года в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ...., нежилого помещения с кадастровым номером ...., нежилого помещения с кадастровым номером .... и нежилого помещения с кадастровым номером ....; с 8 июня 2017 года в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ....; на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 декабря 2018 года.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца Фатыхова А.А., Мурдоханова А.С. полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Фатыхов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - нежилых помещений с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., расположенных по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указано, что кадастровая стоимость принадлежащих Фатыхову А.А. на праве собственности объектов недвижимости с кадастровыми номерами ...., ...., .... ...., .... определена в размере 873 107 рублей 53 копеек, 885 492 рублей 04 копеек, 25 477 700 рублей 24 копеек, 899 687 рублей 88 копеек, 40 342 163 рублей 51 копеек соответственно.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ...., указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 200 295 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером .... - по состоянию на 1 января 2014 года в размере 203 042 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером .... - по состоянию на 8 июня 2017 года в размере 4 041 668 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером .... - по состоянию на 1 января 2014 года в размере 205 797 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером .... - по состоянию на 29 октября 2014 года в размере 7 322 948 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца просил определить рыночную стоимость объектов недвижимости в соответствии с результатами оценки.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласился административный ответчик – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставится вопрос о его отмене по мотивам необоснованности заключения судебной экспертизы, несоответствия данного заключения требованиям закона и федеральных стандартов оценки, неправильного определения рыночной стоимости земельного участка.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Представитель административного истца Фатыхова А.А., Мурдоханов А.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - подлежащей оставлению без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», исполнительный комитет муниципального образования города Казани надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, к которым в соответствии с пп. 6 п. 1 статьи 400 настоящего Кодекса относятся иные здания, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения в силу пункта 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации определяется исходя из их кадастровой стоимости.
При этом законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года № 82-ЗРТ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – с 1 января 2015 года.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года № 3-38 «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Как указано в пункте 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
РР· статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» следует, что РїСЂРё осуществлении государственного кадастрового учета ранее РЅРµ учтенных объектов недвижимости, включения РІ Единый государственный реестр недвижимости сведений Рѕ ранее учтенном объекте недвижимости или внесения РІ Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений РїСЂРё изменении качественных Рё (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ изменение РёС… кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции РїРѕ государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции РїРѕ нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости РІ случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений Рѕ нем РІ Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ необходимость определения кадастровой стоимости РІ соответствии СЃ настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
РР· материалов дела следует, что административный истец является собственником объектов недвижимости - нежилых помещений СЃ кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., расположенных РїРѕ адресу: <адрес>
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года № 2572-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан, в том числе в отношении нежилого помещения с кадастровым номером .... в размере 873 107 рублей 53 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером .... в размере 885 492 рублей 04 копеек и нежилого помещения с кадастровым номером .... в размере 899 687 рублей 88 копеек.
Кадастровая стоимость названных объектов недвижимости определена по состоянию на 1 января 2014 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 14 декабря 2014 года, введена в действие с 1 января 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года № 2572-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан».
Кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами .... и .... определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного распоряжения по состоянию на 8 июня 2017 года в размере 25 477 700 рублей 24 копеек и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 8 июня 2017 года; по состоянию на 29 октября 2014 года в размере 40 342 163 рублей 51 копеек и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 28 декабря 2014 года соответственно.
Данный объект недвижимости находится в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2018 года № 3972-р.
РР· представленного административным истцом отчета в„–01-033-017/18 РѕС‚ 21 декабря 2018 РіРѕРґР° РѕР± оценке рыночной стоимости нежилых помещений следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости СЃ кадастровым номером .... РїРѕ состоянию РЅР° 1 января 2014 РіРѕРґР° составила 200 295 рублей; нежилого помещения СЃ кадастровым номером .... - РїРѕ состоянию РЅР° 1 января 2014 РіРѕРґР° составила 203 042 рублей; нежилого помещения СЃ кадастровым номером .... - РїРѕ состоянию РЅР° 8 РёСЋРЅСЏ 2017 РіРѕРґР° составила 4 041 668 рублей; нежилого помещения СЃ кадастровым номером .... - РїРѕ состоянию РЅР° 01 января 2014 РіРѕРґР° составила 205797 рублей; нежилого помещения СЃ кадастровым номером .... - РїРѕ состоянию РЅР° 29 октября 2014 РіРѕРґР° составила 7 322 948 рублей.
По ходатайству представителя административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан определением Верховного Суда Республики Татарстан от 1 марта 2019 года назначалась экспертиза для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения рыночной стоимости объектов недвижимости и установления их действительной величины.
В силу статей 82, 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением эксперта (комиссии экспертов) должно быть мотивировано в решении или определении суда.
Если заключение эксперта (комиссии экспертов) будет признано судом неполным или неясным, суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту (той же или другой комиссии экспертов).
Статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
РР· заключения в„– 1164/07-4 РѕС‚ 17 мая 2019 РіРѕРґР° следует, что вышеназванный отчет РЅРµ соответствует требованиям законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± оценочной деятельности Рё Федеральных стандартов оценки, РґСЂСѓРіРёС… актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции РїРѕ нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ...., указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 291 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером .... - по состоянию на 1 января 2014 года в размере 293 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером .... - по состоянию на 8 июня 2017 года в размере 9 238 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером .... - по состоянию на 1 января 2014 года в размере 297 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером .... - по состоянию на 29 октября 2014 года в размере 29 011 000 рублей.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд исходил из рыночной стоимости указанных объектов недвижимости, определенной заключением эксперта, с учетом того, что данное заключение в полном объеме соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Как следует РёР· материалов дела, судебный эксперт Р¤РРћ9. РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ предупреждена РѕР± уголовной ответственности РїРѕ статье 307 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Р·Р° дачу заведомо ложного заключения. РћРЅР° имеет высшее техническое образование РїРѕ специальности «Промышленно-гражданское строительство», квалификацию инженер-строитель, экспертную специальность РІ должности эксперта 16.1 В«Рсследование строительных объектов Рё территории, функционально связанной СЃ РЅРёРјРё, РІ том числе СЃ целью проведения Рё С… оценки» Рё стаж работы РїРѕ специальности СЃ 2007 РіРѕРґР°, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем квалификация судебного эксперта как специалиста сомнений Сѓ СЃСѓРґР° РЅРµ вызывает.
Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования объекта оценки, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
Подробно описан процесс оценки объектов недвижимости, обоснован выбор объектов – аналогов, приведена особенность корректировки, подробный расчет рыночной стоимости объектов недвижимости с использованием сравнительного подхода.
Указанное заключение эксперта неясностей не содержит, оснований сомневаться в обоснованности и правильности данного заключения не имеется.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о необоснованности заключения судебной экспертизы, несоответствии его требованиям закона и федеральных стандартов оценки, неправильном определении рыночной стоимости объектов недвижимости, неубедительны, не подтверждены допустимыми доказательствами и не могут повлечь отмену решения суда.
Статья 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
В связи с этим подлежит отклонению как несостоятельный довод апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебного эксперта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы выводов СЃСѓРґР° первой инстанции РїРѕ данному делу Рё вышеизложенных установленных РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства обстоятельств РЅРµ опровергают, фактически сводятся Рє повторению РґРѕРІРѕРґРѕРІ административного ответчика, приводившихся РёРј РІ обоснование своей позиции Рѕ несогласии СЃ заключением судебного эксперта, которые РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ были оценены СЃСѓРґРѕРј первой инстанции, Рё отмену обжалуемого судебного акта также повлечь РЅРµ РјРѕРіСѓС‚.
Рмеющие значение для обстоятельства определены СЃСѓРґРѕРј правильно, РїСЂРё этом нарушения РЅРѕСЂРј материального права Рё РЅРѕСЂРј процессуального права СЃСѓРґРѕРј допущено РЅРµ было.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 июня 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё