Дело № 33-11942/2023
Дело № 2-4793/2023
УИД-52RS0005-01-2023-002799-46
Судья Хохлова Н.Г.
Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Нижний Новгород 8 августа 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Елагиной А.А.
судей Беловой А.В., Леваневской Е.А.
при секретаре судебного заседания Радкевич А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе администрации города Нижнего Новгорода
на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 мая 2023 года
по делу по иску С.Д.В. к администрации города Нижнего Новгорода о возложении обязанности обеспечить жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Беловой А.В., объяснения истца С.Д.В.,
УСТАНОВИЛА:
С.Д.В. обратился в суд с иском к ответчику Администрации города Нижнего Новгорода о возложении обязанности обеспечить жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, указав, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что [дата] решением Городецкого городского суда Нижегородской области его родители С.В.Г. и С.Е.В. были лишены родительских прав.
Распоряжением Заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода, главы администрации Приокского района [номер]-р от [дата], С.Д.В., [дата] года рождения был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории города Нижнего Новгорода.
Распоряжением [адрес] [номер]-р от [дата] установлено, что обеспечение жилым помещением будет осуществляться по месту первичного учета. Истцу исполнилось восемнадцать лет [дата].
В ноябре 2021 года он обратился к ответчику с письменным заявлением и просил предоставить ему благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта Приокского района города Нижнего Новгорода Нижегородской области жилое помещение (квартиру), специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма не менее 30 кв.м., находящееся в границах Приокского района города Нижнего Новгорода Нижегородской области, отвечающую требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Истец просил суд обязать администрацию города Нижнего Новгорода предоставить С.Д.В. [дата] года рождения жилое помещение специализированного жилищного фонда Нижегородской области по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям города Нижнего Новгорода, общей площадью не менее 30 кв.м.
Решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 мая 2023 года постановлено:
исковые требования С.Д.В. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Нижнего Новгорода (ИНН 5253001036) предоставить С.Д.В. [дата] года рождения (паспорт [номер]) жилое помещение специализированного жилищного фонда Нижегородской области по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям города Нижнего Новгорода, общей площадью не менее 30 кв.м.
В апелляционной жалобе администрации города Нижнего Новгорода поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального и процессуального права, указывая, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями только в случае передачи их в муниципальную собственность органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительством Нижегородской области. Поскольку жилые помещения Правительством области не передавались, решение суда о предоставлении жилого помещения не может быть исполнено администрацией города.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Министерство строительства Нижегородской области просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец С.Д.В. в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, либо их представители, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом и заблаговременно, о чем в материалах дела имеются уведомления о вручении судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда www.oblsudnn.ru.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав истца, судебная коллегия приходит к следующему.
При разрешении настоящего дела установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
[дата] решением Городецкого городского суда Нижегородской области мать С.Е.В. и отец С.В.Г. были лишены родительских прав в отношении С.Д.В. [дата] года рождения (л.д. 10).
Распоряжением заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода, главы администрации Приокского района города Нижнего Новгорода [номер]-р от [дата], С.Д.В. [дата] года рождения был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории города Нижнего Новгорода (л.д. 11).
Распоряжением администрации [адрес] [номер]-р от [дата] установлено, что обеспечение жилым помещением будет осуществляться по месту первичного учета. Истцу исполнилось 18 лет [дата] (л.д. 13).
Истец [дата] обращался в администрацию Приокского района города Нижнего Новгорода с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма (л.д. 18).
Согласно письма Администрации Приокского района города Нижнего Новгорода от 01.12.2021 года № 01-09-564193/21 решение о предоставлении жилых помещений принимается на заседании городской комиссии по вопросам обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в городе Нижнем Новгороде с учетом даты наступления оснований для обеспечения жилым помещением (л.д. 14).
Согласно справки [номер] ФКУ ГБ МСЭ по Нижегородской области Минтруда России БМСЭ [номер] С.Д.В. [дата] года рождения является инвалидом 2 группы с детства (л.д. 17).
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области, представленным по запросу суда, С.Д.В. [дата] года рождения не принадлежат объекты недвижимости на праве собственности (л.д. 27).
Разрешая спор по существу и принимая решение о частичном удовлетворении заявленных по делу требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на администрацию города Нижнего Новгорода обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушений норм материального права судом при вынесении решения не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10.12.2004 года № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», от 07.09.2007 года № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области», содержащими аналогичные вышеприведенным положения.
Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 24.05.2021 года № 404 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
При этом ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Согласно пункта 6 статьи 1 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 года № 116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений (далее - государственные полномочия) по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной выше категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае – администрации города Нижнего Новгорода.
Доводы апелляционной жалобы о том, что, поскольку полномочий по приобретению указанных помещений у них не имеется, принятое судом решение будет неисполнимо, в связи с чем решением должно быть предусмотрено, что Правительство Нижегородской области обязано передать в муниципальную собственность жилое помещение, подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно статьи 6.1 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 года № 116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органам местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород для осуществления государственных полномочий, указанных в пункте 6 части 1 статьи 2 настоящего Закона, передается в муниципальную собственность имущество (жилые помещения, благоустроенные применительно к условиям города Нижний Новгород, по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным частью 2 статьи 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области») по перечням, утверждаемым Правительством Нижегородской области.
Органы местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород обязаны использовать имущество, указанное в части 2 настоящей статьи, для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.05.2021 года № 404 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также – Порядок).
Ранее действовало Постановление Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 года № 315 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
Согласно пункта 3.2. указанного Порядка в качестве предоставляемых специализированных жилых помещений используются отнесенные в установленном порядке к специализированному жилищному фонду следующие жилые помещения: жилые помещения из состава имеющегося муниципального жилищного фонда; жилые помещения, приобретенные на первичном рынке жилья (в том числе путем заключения договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов) либо на вторичном рынке жилья, а также построенные органами местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования (за исключением городского округа город Нижний Новгород (далее - город Нижний Новгород)) по муниципальному контракту; жилые помещения, приобретенные на первичном рынке жилья (в том числе путем заключения договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов) либо на вторичном рынке жилья на территории города Нижнего Новгорода министерством социальной политики Нижегородской области или государственным бюджетным учреждением Нижегородской области, функции и полномочия учредителя которого осуществляет министерство социальной политики Нижегородской области, по государственному контракту.
Жилые помещения, указанные в абзаце третьем настоящего пункта, оформляются в муниципальную собственность, включаются в муниципальный жилищный фонд для последующего отнесения их к специализированному жилищному фонду.
Жилые помещения, указанные в абзаце четвертом настоящего пункта, оформляются в государственную собственность Нижегородской области и передаются органам местного самоуправления города Нижнего Новгорода для включения их в муниципальный жилищный фонд и последующего отнесения к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с пунктом 3.7. Порядка специализированные жилые помещения предоставляются однократно по договору найма специализированного жилого помещения.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2013 года № 548 «Об утверждении типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», между органом местного самоуправления, предоставляющим специализированное жилое помещение и выступающим от имени наймодателя, с одной стороны, и лицом, подлежащим обеспечению специализированным жилым помещением и являющимся нанимателем, с другой стороны.
Таким образом, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
По смыслу указанных норм права отсутствие у администрации города полномочий на приобретение жилых помещений, не является препятствием для выполнения обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, поскольку имеется разработанный механизм получения администрацией города данных помещений для последующего предоставления. В случае нарушения обязательств по передаче жилья в муниципальную собственность для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, администрация вправе обратиться в установленном законом порядке для разрешения возникшего правового конфликта.
Согласно пункта 3.3. Порядка специализированное жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Общая площадь специализированного жилого помещения не может быть меньше нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м).
Таким образом судом первой инстанции сделан правильным вывод, что именно администрация города Нижнего Новгорода должна предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда и подлежат отклонению как необоснованные.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат юридически значимых по делу обстоятельств, не учтенных судом первой инстанции, на законность выводов суда первой инстанции не влияют, о существенном нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в силу чего данные доводы основаниями для отмены правильного по существу судебного решения явиться не могут.
Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 мая 2023 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 августа 2023 года.