Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
23 августа 2021 г. с. Бабаюрт
Бабаюртовский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего Мурзабекова М.Д.,
при секретаре Меджидовой Д.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-302/2021 по исковому заявлению Ибрагимовой ФИО6 к ГУ – ОПФР по РД о восстановлении срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений,
у с т а н о в и л:
Ибрагимова обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила восстановить срок для обращения в ГУ – ОПФР по Республике Дагестан за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Свой иск Ибрагимова обосновала тем, что 13 января 2020 г. умер её супруг Аджиев ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., застрахованный в отделе Пенсионного фонда Российской Федерации. В первых числах октября того же года она узнала, что на лицевом счете супруга имеются пенсионные накопления. Потому, полагая, что она как правопреемник застрахованного лица имеет право на получение этих средств, обратилась за их выплатой в отдел пенсионного фонда по Бабаюртовскому району, однако получила отказ в связи с пропуском шестимесячного срока обращения за выплатой. Своевременно она не обратилась с заявлением об их выплате, поскольку о наличии этих средств узнала лишь в первых числах октября 2020 г. Уведомления из отделения пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан или отдела этого же фонда по Бабаюртовскому району о наличии на лицевом счете супруга указанных средств она не получала.
Ввиду этого Ибрагимова полагала, что пропустила упомянутый срок обращения по уважительной причине.
Истец Ибрагимова и представитель ответчика Оздемиров, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. При этом, как видно из заявления Оздемирова, он просил рассмотреть дело в его отсутствие и против удовлетворения искового заявления Ибрагимовой не возражал.
Исследовав обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
Из копий паспортов и свидетельства о заключении брака Ибрагимовой и Аджиева следует, что они с 21 декабря 2009 г. состояли в зарегистрированном браке, при этом истец сохранила свою девичью фамилию.
Согласно копии страхового свидетельства видно, что Аджиев был застрахован по системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с копией свидетельства о смерти Аджиев умер ДД.ММ.ГГГГ г.
Как следует из решения ОПФР по РД от 7 октября 2020 г., Ибрагимовой, обратившейся 6 числа этого же месяца в управление ОПФР по РД в Бабаюртовском районе с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего супруга, отказано в выплате этих средств в связи с подачей заявления по истечении срока, установленного для обращения за их выплатой.
Ввиду изложенного суд находит рассматриваемое исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Статьей 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» определено, что застрахованные лица – мужчины имеют право на накопительную пенсию при достижении возраста 60 лет.
Согласно ч. 6 и 7 ст. 7 этого же Закона в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с частью 1 статьи 8 данного Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить конкретных лиц из числа лиц, указанных в части 7 этой же статьи, или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства. Выплата этих средств осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа лиц, указанных в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица либо определенных в договоре об обязательном пенсионном страховании. В случае отсутствия указанного заявления застрахованного лица либо определения правопреемников в договоре об обязательном пенсионном страховании выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников, в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям).
Ибрагимова являлась супругой умершего Аджиева, потому, исходя из положений ст. 1142 ГК РФ, относится к правопреемникам по закону первой очереди.
Сведений о наличии у Аджиева и Ибрагимовой детей в материалах дела не имеется.
В силу положений ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в ч. 7 ст. 7 вышеприведенного закона за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты. Выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Этот срок может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок.
Аналогичные положения содержатся также в п. 10 Правил выплат Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 711 (далее – Правил), которыми определены порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат.
В соответствии с пунктом 1 Правил их действие распространяется на правопреемников застрахованных лиц, формирование накопительной части трудовой пенсии которых на дату смерти осуществлялось через Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 9 этих Правил на территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица возложена обязанность по получению документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица, принять меры по извещению правопреемников по заявлению о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица, а при наличии информации о правопреемниках по закону – принять меры по их извещению.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что Ибрагимова является правопреемником умершего супруга и имеет право на выплату средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета последнего.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако в нарушение этих требований ГПК РФ ответчиком суду не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что ГУ-ОПФР по РД или его структурным подразделением в Бабаюртовском районе предпринимались действия, направленные на истребование необходимых документов в целях установления круга правопреемников по закону и их места жительства.
При рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность.
Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит, поэтому вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец Ибрагимова, не располагавшая необходимыми для совершения юридически значимых действий сведениями, не могла обратиться в установленный законом срок с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений ее супруга, суд признает отсутствие у неё информации о возможности реализации своих прав на получение этих средств в качестве уважительных причин пропуска данного срока, потому его необходимо восстановить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Ибрагимовой ФИО6 удовлетворить.
Восстановить Ибрагимовой М.М. срок обращения с заявлением в ГУ – ОПФР по Республике Дагестан о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица – Аджиева ФИО6, родившегося ДД.ММ.ГГГГ. и умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Бабаюртовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.Д. Мурзабеков