Дело № 2-1156-2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2017 года г. Глазов
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кислухиной Э.Н., с участием истца Абашевой Л.В. при секретаре Бияновой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абашевой Л.В. к СПК «ГАЗ» о взыскании упущенной выгоды,
установил:
Абашева Л.В. обратилась в суд с иском к СПК «ГАЗ» о взыскании упущенной выгоды, обосновав исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ заключила договор № с СПК «ГАЗ» о газификации здания, расположенного по адресу: <адрес> для того, чтобы сдать данное нежилое помещение в аренду, так как необходимо производить оплату аренды за землю и налога на имущество. По договору № от ДД.ММ.ГГГГ работы должны были быть выполнены в течение 20 календарных дней до ДД.ММ.ГГГГ, однако работы до настоящего времени не выполнены, несмотря на то, что истцом сделано все, чтобы не было препятствий для исполнения договора (провела реконструкцию помещения под котельную, закупила котел, трубы, оплатила точку подключения к газопроводу). Согласно п. 11.1 договора № от ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств ответчик должен возместить убытки в виде упущенной выгоды. Из расчета <данные изъяты>. за кв.м в месяц арендная плата составляет <данные изъяты>.
Просит взыскать с СПК «ГАЗ» упущенную выгоду в размере <данные изъяты>., расходы по оплате справки о стоимости арендной платы в размере <данные изъяты>., расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Абашева Л.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что подвала объявление о сдаче в аренду либо продаже нежилого помещения со всеми коммуникациями. Рассчитывала, что в ДД.ММ.ГГГГ будет в помещении тепло, понесенные ею, истцом, затраты будут возмещены.
Представитель ответчика СПК «ГАЗ» в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав истца, свидетелей, изучив представленные письменные доказательства, пришел к следующему выводу.
Как следует из пояснений истца, представленного свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ Регистрационной палатой Удмуртской Республики по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, решения Глазовского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ, Абашевой Л.В. принадлежит на праве собственности недвижимое имущество – встроенное помещение в одноэтажном кирпичном нежилом доме (назначение торговое, площадью <данные изъяты> кв.м), расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между СПК «ГАЗ» (подрядчик) и Абашевой Л.В. (заказчик) был заключен договор подряда №, в соответствии с которым подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить следующие виды работ: произвести закупку оборудования для газоснабжения котельной Абашевой Л.В. по адресу: <адрес>; произвести СМР наружного и внутреннего газооборудования; произвести СМР систем автоматизации котельной Абашевой Л.В. по адресу: <адрес>; произвести ПНР котельной Абашевой Л.В. по адресу: <адрес>; выдать техническую документацию на проделанные работы и инструкции на эксплуатацию; технический надзор за строительством вышеперечисленных объектов.
Срок исполнения обязательств сторонами определен: по поставке оборудования – 1-4 недели, СМР газооборудования – в течение 20 календарных дней после получения предоплаты и заявки на проведение данных работ.
В пункте 11.1 договора № от ДД.ММ.ГГГГ стороны установили ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств по настоящему договору в виде возмещения другой стороне убытков, включая упущенную выгоду.
Решением Глазовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Абашевой Л.В. к СПК «ГАЗ» о расторжении договора, взыскании ущерба, процентов за пользование чужими денежными средствами расторгнут договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Абашевой Л.В. и СПК «ГАЗ», с СПК «ГАЗ» в пользу Абашевой Л.В. взыскана сумма внесенной истцом предоплаты в размере <данные изъяты>., проценты за пользование чужими денежными средствами. Основанием для расторжения договора явилось неисполнение СПК «ГАЗ» обязательств по договору, а именно, невыполнение работ в срок, предусмотренный договором подряда.
Истец просит взыскать с ответчика упущенную выгоду в виде неполученного дохода от сдачи нежилого помещения в аренду в связи с незаконными действиями ответчика, выразившимися в неисполнении обязательств по договору подряда.
Согласно расчету истца размер упущенной выгоды составляет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., из расчета <данные изъяты>. в месяц (<данные изъяты>. за 1 кв.м).
В соответствии с ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно статье 401 ГК РФ, которой регламентированы основания ответственности за нарушение обязательства, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности; лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства; отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п.1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п.2).
В соответствии со ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (п.1).
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (п.2).
Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения (п.3).
При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п.4).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства (п.5).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 Постановления от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации", по смыслу ст. 15 ГК РФ, упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было. Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (п. 2 ст. 15 ГК РФ). При рассмотрении дел о возмещении убытков следует иметь в виду, что положение п. 4 ст. 393 ГК РФ, согласно которому при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые стороной для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления, не означает, что в состав подлежащих возмещению убытков могут входить только расходы на осуществление таких мер и приготовлений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункта 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" упущенной выгодой являются неполученные кредитором доходы, которые он получил бы с учетом разумных расходов на их получение при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. При определении размера упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (пункт 4 статьи 393 ГК РФ). В то же время в обоснование размера упущенной выгоды кредитор вправе представлять не только доказательства принятия мер и приготовлений для ее получения, но и любые другие доказательства возможности ее извлечения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, лицо, предъявляющее требование о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, должно доказать факт нарушения своего права, наличие и размер убытков, наличие причинно-следственной связи между поведением лица, к которому предъявляется данное требование, и наступившими убытками в виде упущенной выгоды, а также наличие реальной возможности получения прибыли, то есть при определении упущенной выгоды должны учитываться предпринятые для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления. При этом возмещение убытков в виде упущенной выгоды возможно при совокупности перечисленных выше условий. Недоказанность одного из указанных фактов свидетельствует об отсутствии состава гражданско-правовой ответственности.
По ходатайству истца в судебном заседании были опрошены свидетели.
Так, свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснила, что Абашева Л.В. осуществляла торговую деятельность, совместно с истцом работали на территории рынка, два года истец не является индивидуальным предпринимателем. Для складирования товара она, свидетель, хотела арендовать принадлежащее Абашевой Л.В. помещение, находящееся на <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в газете было объявление о том, что сдается в аренду либо продается данное помещение. Когда смотрели помещение, Абашева Л.В. пояснила, что данное помещение сдается за <данные изъяты>. в месяц. Отказалась от заключения договора аренды, так как в помещении было холодно, чувствовалась сырость, отсутствовала система отопления.
Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ видел в газете объявление о том, что сдается склад по <адрес> со всеми коммуникациями. В ДД.ММ.ГГГГ Абашева Л.В. предлагала в аренду здание за <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ вместе с ФИО1 смотрели помещение, от заключения договора аренды отказались, так как в помещении не было отопления.
В материалы дела истцом представлена справка оценщика о стоимости объекта недвижимости, согласно которой рыночная стоимость месячной арендной платы на дату проведения оценки в ДД.ММ.ГГГГ за встроенное помещение в одноэтажном кирпичном нежилом доме, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты>. Настоящая справка не является отчетом об оценке, не может трактоваться как часть аудиторской работы или иной проверки предоставленной информации, и не предполагает надежность данных полученных в ходе деловых встреч и бесед.
Оценивая представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения ответчика СПК «ГАЗ» к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания неполученной истцом прибыли. Данный вывод основан на отсутствии доказательств наличия предпринятых истцом мер для получения арендной платы и сделанных с этой целью приготовлений. Истцом не представлено доказательств того, что неполученная сумма арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. составляет исключительно доходы (прибыль) истца. Факт неисполнения ответчиком обязательств по договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ сам по себе не является достаточным доказательством наличия причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и причинением убытков в виде упущенной выгоды и не доказывает, что истец могла бы в спорный период за счет сдачи в аренду нежилого помещения, в котором была бы установлена система отопления, извлечь прибыль в заявленном размере.
Допрошенные в судебном заседании свидетели также не подтверждают с достаточной степенью достоверности совершение каких-либо действий, направленных на исполнение договора аренды. Справка оценщика о стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ также не подтверждает безусловно наличие указанных истцом убытков.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что истица в спорный период времени была не лишена возможности распоряжаться по собственному усмотрению недвижимым имуществом, в том числе, посредством передачи имущества на праве аренды, в том состоянии, в каком недвижимое имущество находилось до заключения с ответчиком договора подряда, тем самым извлекать возможную прибыль.
Поскольку в судебном заседании бесспорных доказательств возможности получения истцом прибыли от аренды встроенного помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в заявленном размере не представлено, требования Абашевой Л.В. о взыскании с СПК «ГАЗ» упущенной выгоды в размере <данные изъяты>., на основании п. 2 ст. 15 ГК РФ удовлетворению не подлежат.
При отказе в удовлетворении исковых требований на основании ст. 98 ГПК РФ не подлежат удовлетворению и производные требования о взыскании понесенных истцом судебных расходов по оплате справки о стоимости арендной платы в размере <данные изъяты>., по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Абашевой Л.В. к СПК «ГАЗ» о взыскании упущенной выгоды в размере <данные изъяты>., судебных расходов в размере <данные изъяты>. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд. Датой изготовления мотивированного решения считать ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Э.Н.Кислухина