РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
29 сентября 2020 года
Неверкинский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Игошиной Л.В.,
при секретаре Никитине М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Неверкинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Неверкинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области и понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование своих требований прокурор Неверкинского района Пензенской области указал, что прокуратурой Неверкинского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере предоставления информации по обращению с твердыми коммунальными отходами в деятельности администрации Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, в ходе которой выявлены следующие нарушения указанного законодательства.
На территории Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области со стороны регионального оператора и уполномоченной организации организована и осуществляется работа по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов.
Постановлением администрации Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области от 03.04.2019 № 18 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области.
Однако должностными лицами администрации Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области меры по размещению указанного реестра на официальном сайте органа местного самоуправления не приняты, что подтверждается актом осмотра интернет источника (http://isikeevo.never.pnzreg.ru).
Отсутствие указанной информации нарушает права граждан на получение гарантированной законодательством Российской Федерации информации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, что способствует ненадлежащему экологическому воспитанию и формированию экологической культуры граждан в области обращения с твердыми коммунальными отходами, что в свою очередь может повлечь за собой угрозу наступления негативных экологических последствий.
Бездействие должностных лиц администрации Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области нарушает право неопределённого круга лиц на получение достоверной информации о деятельности органа местного самоуправления.
Просит признать незаконным бездействие администрации Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области в части непринятия мер по размещению на официальном сайте (http://isikeevo.never.pnzreg.ru) реестра мест «площадок» накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области.
Просит возложить на администрацию Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области обязанность разместить на официальном сайте в сети «Интернет» вышеуказанную информацию.
От прокурора Неверкинского района Пензенской области Филиппенковой Т.И. поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, просит иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом и своевременно, в суд поступило заявление главы администрации Бибарсова Р.И. о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском прокурора согласны.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Реализация этого права осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также другими законами.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 13.4 вышеуказанного федерального закона также регламентировано, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанный Реестр должен включать в себя:
- данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 № 2626-ЗПО«О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» за сельскими поселениями Пензенской области закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статьей 3 постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039«Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 13 постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 также регламентировано, что в течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.
Действие Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно требованиям ст. 4 вышеуказанного Федерального закона основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:
1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;
4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Пункт 2 статьи 6 Федерального закона РФ № 8 от 09.02.2009 регламентировано, что размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет» признаётся как один из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области от 03.04.2019 № 18 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области.
Администрация Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области в нарушении норм действующего законодательства не разместила в сети Интернет на официальном сайте http://isikeevo.never.pnzreg.ru реестр мест (площадок) накопления твердых бытовых коммунальных отходов, расположенных на территории Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области.
Данное обстоятельство подтверждаются данными акта осмотра сайта в сети «Интернет», составленным помощником прокурора Неверкинского района Пензенской области Шиндиным О.И., от 26.08.2020, данными скриншота Интернет-страницы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области допущено бездействие, которое выражается в непринятии мер по размещению на официальном сайте (http://isikeevo.never.pnzreg.ru) реестра мест «площадок» накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области.
Самоустранение администрации Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по размещению на официальном сайте администрации Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, расположенном в сети Интернет, реестра мест (площадок) накопления твердых бытовых коммунальных отходов, расположенных на территории Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, нарушает права граждан на получение гарантированной законодательством Российской Федерации информации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, что способствует ненадлежащему экологическому воспитанию и формированию экологической культуры граждан в области обращения с твердыми коммунальными отходами, что в свою очередь может повлечь за собой угрозу наступления негативных экологических последствий.
Бездействие должностных лиц администрации Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области нарушает право неопределённого круга лиц на получение достоверной информации о деятельности органа местного самоуправления.
Исходя из изложенного, указанное бездействие со стороны административного ответчика следует признать несоответствующим приведенным выше нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законных интересы неопределенного круга лиц.
При вынесении решения, исходя из положений ч.ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ, суд принимает признание административного ответчика административных исковых требований прокурора Неверкинского района Пензенской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий, поскольку такое признание не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором Неверкинского района Пензенской области административные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд считает необходимым, с учетом требований разумности, установить административному ответчику срок для исполнения возложенных на административного ответчика обязанности опубликовать на официальном сайте администрации вышеуказанную информацию – 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании п. 10 ст. 227 КАС РФ суд считает правильным обязать административного ответчика опубликовать решение суда в печатном издании, в котором публикуются правовые акты органа местного самоуправления – администрации Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, установив для этого конкретный срок исполнения.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Неверкинского района Пензенской области - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области в части непринятия мер по размещению на официальном сайте (http://isikeevo.never.pnzreg.ru) реестра мест «площадок» накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области.
Обязать администрацию Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте (http://isikeevo.never.pnzreg.ru) реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области.
Обязать администрацию Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области опубликовать решение суда в печатном издании, в котором публикуются правовые акты органа местного самоуправления – администрации Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Об исполнении решения суда администрация Исикеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области обязана сообщить в суд, вынесший решение, прокурору Неверкинского района Пензенской области, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья Л.В. Игошина