61RS0001-01-2022-003242-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 сентября 2022 года г. Ростов-на-Дону
Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Лысенко Е.Г.
при секретаре Никитушкиной Э.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО к ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО обратилась в суд с иском к ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» о защите прав потребителей.
В обосновании истец указала, что ей на праве собственности принадлежит дом, расположенный по адресу: г. .... Она является абонентом ООО «Газпром Межрегионгаз Ростова-на-Дону». На ее имя открыт лицевой счет №. ... представителями ООО «Газпром Межрегионгаз Ростова-на-Дону» был составлен акт проверки газового оборудования и приборов учета газа, снятие контрольных показаний. Согласно показаниям прибора учета, отраженные в акте, текущие показания прибора учета составляют 27862 км. м. 22.04.2022 было произведено отключение ее домовладения от системы газоснабжения. Причиной, отключения явилось наличие задолженности в размере 24 357,03 руб. однако, у нее задолженность за газ отсутствует. 28.04.2022 ею в адрес ответчика была подана претензия, которая до настоящего времени осталась без удовлетворения. Уведомление об исполнении обязанности оплаты при потреблении газа в ее адрес ответчиком не направлялось и не вручалось, в связи с чем она не имела возможности досудебного урегулирования спора. Таким образом, отключение ее, как абонента, от системы газоснабжения произведено с нарушением норм действующего права.
В связи с изложенным просила суд признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Ростова-на-Дону» по отключению 22.04.2022 дома, расположенного по адресу: г. ... от системы газоснабжения. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Ростова-на-Дону» произвести подключение дома, расположенного по адресу: ... системе газоснабжения в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Ростова-на-Дону» в ее пользу моральный вред в размере 50 000 рублей.
Истец ФИО в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена судом надлежащим образом. Дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца ФИО, действующий на основании доверенности в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд иск удовлетворить. Пояснил суду, что истец с долгом по оплате газа согласна, показания не передавала, планирует долг погасить. Не согласна с порядком отключения газа, поскольку уведомление об отключении газа она не получала.
Представитель ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» ФИО, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела. Просила суд обратить внимание, что ответчиком права истца нарушены не были, все начисления были произведены в соответствии с действующим законодательством. Уведомление об отключении газа было направлено в адрес истца 25.03.2022, однако оно не было получено истцом на почте.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец ФИО подала исковое заявление к ООО «Газпром Межрегионгаз Росюв-на-Дону» о признании незаконными действия ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» по отключению 22.04.2022 дома расположенного по адресу: ... от системы газоснабжения; обязании ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» произвести подключение дома, расположенного по адресу: ... системе газоснабжения в течении 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу; взыскании с ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» в ее пользу моральный вред в размере 50 000 руб.
Суд считает, что доводы истца являются незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» является поставщиком газа потребителям Ростовской области, в том числе производит поставку природного газа физическим лицам (абонентам).
В соответствии с общими положениями ч.1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1 ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускается судебная защита только нарушенных гражданских прав. При этом бремя доказывания нарушения прав лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать какие права и охраняемые интересы будут восстановлены в случае удовлетворения его искового заявления.
Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» в ст.18 предусматривает, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа.
Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Судом установлено, что в базе данных абонентской службы ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» по адресу: ... на имя истца ФИО открыт лицевой счет №, зарегистрирован 1 человек, абонентом предоставлены сведения о следующем газоиспользующем оборудовании: газовая плита, прибор учета газа марки ВК G4 (АРЗАМАС) №. Отапливаемая площадь составляет 75,2 м2.
Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги предусмотрена ст.ст.155, 153 Жилищного кодекса РФ, п.п. «а» п.21 Правил.
Подпунктом «г» п.21 Правил №549 на абонента возложена обязанность сообщать поставщику сведения о показаниях прибора учета, неисполнение которой, в свою очередь, влечет необходимость определения объема газопотребления за соответствующий период способами, предусмотренными п.31 Правил.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что в случае, если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем.
По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Соответственно поставщик газа обязан применять иной способ учета - по нормативам потребления, что и было произведено с ноября 2020 (три месяца по среднему) по 14.04.2022 (по нормативу), поскольку абонентом ФИО не исполнялись условия применения в учете показаний счетчика.
В судебном заседании также установлено, что с 14.04.2022 ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» возобновлен расчет начислений по вышеуказанному лицевому счету в соответствии с показаниями прибора учета по заявке абонента на выход контролера (Акт от 14.04.2022).
Требования истца об обязании произвести подключение дома по вышеуказанному адресу удовлетворению не подлежат ввиду следующего:
Выбор способа учета газа лежит на абоненте. В том случае, если абонент принимает решение производить учет газа по показаниям прибора учета, то такой способ учета принимается поставщиком газа при соблюдении абонентом определенных условий - средство измерения должно быть поверено, исправно, опломбировано и его показания предоставляются ежемесячно в установленный договором поставки газа срок. В случае, если какое-либо из условий абонентом не исполняются - применяется иной способ учета - по нормативам потребления.
Оба способа учета потреблённого газа предусмотрены законом и прав абонента не нарушают.
Требуя обязать произвести подключение дома, истец злоупотребляет своим правом, поскольку именно волевые действия последнего приводят к созданию ситуации, при которой становится неопределённым порядок учета газа.
Согласно установленному абз. 2 п.31 Правил поставки требованию определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета возобновляется со дня, следующего за днем проведения проверки, осуществляемой поставщиком газа по заявке абонента, что и было сделано ответчиком с 14.04.2022.
Факт наличия задолженности в установленном размере подтверждается предоставленным суду расчетом задолженности по лицевому счету №, произведенным в строгом соответствии с тарифами, установленными для ресурсоснабжающих организаций, в порядке определенном Законодательством РФ.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, в связи с чем на истце, как на собственнике и пользователе газоиспользующего оборудования лежит обязанность по оплате потребленного газа в установленный срок и в полном объеме.
Соответственно, собственник домовладения истец ФИО намеренно не выполняла обязанности, возложенные на абонента действующим законодательством РФ, в том числе не предоставляла поставщику газа информацию необходимую для исполнения договора поставки газа.
В соответствии с п.45, пп. в) Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ №549 от 21.07.2008 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2014 №112) «Поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд».
В связи с наличием задолженности ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» правомерно произвело отключение от сети газоснабжения по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании с достоверностью установлено, что 24.03.2022 подготовлено уведомление о приостановлении поставки газа в одностороннем порядке.
25.03.2022 уведомление направленно в адрес истца почтой, что подтверждается списком внутренних почтовый отправлений.
Согласно п.46 «до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2014 №112).
Согласно Письму Минрегиона от 18 июня 2009 №18627-СК/14 «О разъяснениях по вопросам договорных отношений в связи с принятием Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549 » - «у поставщика газа существует обязанность направить письменное уведомление, но не обеспечить его вручение».
На основании ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, законом и договором момент наступления гражданско- правовых последствий может быть связан не с моментом доставки соответствующего юридически значимого сообщения, а с моментом его направления адресату, с истечением определенного срока с момента получения такого сообщения.
Истец не доказал, что его права нарушены и исполнение вынесенного решения приведет к восстановлению нарушенного права.
Рассматривая требования истца о возмещения морального вреда, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ №1 от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» даны следующие разъяснения:
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
При этом истец не указывает, какие нравственные или физические страдания перенесены, чем подтверждается факт причинения нравственных или физических страданий. Суду истцом не предоставлено ни одного доказательства причинения ему морального вреда. В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о причинении действиями ответчика морального вреда истцу.
В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Вина причинителя в соответствии с действующим законодательством является одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Условием применения такой меры, как компенсация морального вреда, является причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и физическими или нравственными страданиями потерпевшего.
Обязанность доказывания наличия вреда и указанной причинно- следственной связи лежит на потерпевшем. Кроме того, одним из условий применения такой меры, как компенсация морального вреда, является противоправность поведения причинителя.
В рассматриваемом деле все вышеперечисленные условия, при которых к ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» может быть применена мера компенсации ФИО морального вреда, отсутствуют.
Таким образом, требование истца о компенсации причиненного морального вреда не подлежит удовлетворению.
Нарушения законодательства о защите прав потребителей ответчиком допущено не было. Вины ответчика в данной ситуации не имеется.
Истцом ФИО не предоставлено суду доказательств наступления неблагоприятных последствий для жизни и здоровья ее самой или членов ее семьи.
На основании вышеизложенного, действия ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» являются правомерными, и соответствую действующему законодательству, регулирующему отношения газоснабжения, а соответственно не нарушают права Истца.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу состязательного построения процесса представление доказательств возлагается на стороны и других лиц, участвующих в деле. Стороны сами должны заботиться о подтверждении доказательствами фактов, на которые ссылаются. Суд не уполномочен собирать или истребовать доказательства по собственной инициативе. Суд вправе при недостаточности доказательств, предложить сторонам представить дополнительные доказательства.
Гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, и лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с приведенными нормами действующего законодательства, считает требования истца не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО к ООО Газпроммежрегионгаз г. Ростов-на-Дон о признании незаконными действия ООО газпроммежрегионгаз Ростов-на-Дону по отключению 22 апреля 2022 года дома, расположенного по адресу: ... от системы газоснабжения, обязании произвести подключение дома, расположенного по адресу: г... к системе газоснабжения в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд гор. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 12.09.2022.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...