судья Бойко М.Н. дело № 7-21-151/2024
РЕШЕНИЕ
19 марта 2024 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Гончаров А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя администрации г. Владивостока Созыкиной А.С. на решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 8 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Владивостока,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Толордава Е.В. от 16 октября 2023 года администрация г. Владивостока признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 8 февраля 2024 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба представителя администрации г. Владивостока Созыкиной А.С. – без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, представитель администрации г. Владивостока Созыкина А.С. подала в Приморский краевой суд жалобу, в которой просит решение судьи и постановление по делу об административном правонарушении отменить, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в срок, установленный для добровольного исполнения, установленный постановлением от 2 октября 2023 года.
Представитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю, уведомленный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав пояснения представителя администрации г. Владивостока Маткобог Е.А., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Пунктами 1, 4 статьи 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований сотрудника органов принудительного исполнения влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Согласно статье 113 указанного приведенного выше Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 13 июля 2022 года возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа ФС № от 9 февраля 2022 года по делу №, выданного Ленинским районным судом г. Владивостока 14 июня 2022 года, о возложении обязанности на администрацию г. Владивостока предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в пределах Владивостокского городского округа, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной администрацией Владивостокского городского округа; должнику установлен срок для добровольного исполнения – в течение 5 дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в отношении администрации г. Владивосток 8 августа 2022 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 5 сентября 2022 года. Копия соответствующего постановления вручена должнику 11 августа 2022 года.
Во вновь установленный срок администрация г. Владивостока требования исполнительного документа не исполнила, доказательств исполнения судебного решения судебному приставу-исполнителю не представила, в связи с чем 22 ноября 2022 года в отношении должника составлен протокол по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7 декабря 2022 года по результатам рассмотрения административного протокола администрация г. Владивостока привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22 мая 2023 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 29 сентября 2023 года.
Во вновь установленный срок администрация г. Владивостока требования исполнительного документа также не исполнила, доказательств исполнения судебного решения судебному приставу-исполнителю не представила, в связи с чем 2 октября 2023 года в отношении должника составлен протокол по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
16 октября 2022 года по результатам рассмотрения административного протокола администрация г. Владивостока привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного администрацией г. Владивостока административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 2 октября 2022 года; исполнительным листом от 9 февраля 2022 года; постановлением о взыскании исполнительного сбора и установлении нового срока исполнения от 8 августа 2022 года и другими материалами дела, которым при рассмотрении дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии в действиях администрации города Владивостока состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении должником (бездействие) содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения на должника административного штрафа на основании части 1 той же статьи за неисполнение названных требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании с должника исполнительского сбора за предыдущий срок или после наложения на должника административного штрафа на основании самой части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что должником не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Действия администрации г. Владивостока правильно квалифицированы по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что 2 октября 2023 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Приморскому краю был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 28 марта 2024 года, соответствует положениям части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и не является основанием для отмены вынесенных по делу актов, поскольку администрация г. Владивостока привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнения требований неимущественного характера в срок до 29 сентября 2023 года, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения 8 августа 2022 года постановления о взыскании исполнительского сбора.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях (бездействии) администрации г. Владивостока состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенных по делу актов.
Срок давности и порядок привлечения администрации г. Владивостока к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем, имеются основания для изменения вынесенных по делу актов.
На основании пункта 4 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу подлежащих выяснению по делу обстоятельств относятся обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Исходя из положений статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, могут быть признаны обстоятельства, предусмотренные названной статьей, а также иные обстоятельства, предусмотренные тем же Кодексом как отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений. Возможность признания отягчающими административную ответственность обстоятельств, не указанных в качестве таковых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, действующее законодательство не предусматривает.
Между тем, согласно постановлению заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Главного Управления ФССП России по Приморскому краю от 16 октября 2023 года при определении вида и размера административного наказания администрации г. Владивостока в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, было учтено, что с момента вступления решения в законную силу должником необходимые меры с целью исполнения вышеуказанного решения суда не предпринимались.
Однако ни частью 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ни иными нормами того же Кодекса названное обстоятельство не предусмотрено в качестве отягчающего административную ответственность.
Данное нарушение судьей районного суда устранено не было.
В связи с изложенным, постановление о назначении административного наказания и решение судьи районного суда подлежат изменению с исключением указания на наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, выразившегося в том, что с момента вступления решения в законную силу должником необходимые меры с целью исполнения вышеуказанного решения суда не предпринимались.
Учитывая исключение указания на отягчающее административную ответственность обстоятельство размер административного наказания в виде административного штрафа подлежит снижению до минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, до 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю от 16 октября 2023 года, решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 8 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Владивостока, изменить.
Исключить из постановления указание на обстоятельство, отягчающее административную ответственность, а именно на то, что с момента вступления решения в законную силу должником необходимые меры с целью исполнения вышеуказанного решения суда не предпринимались.
Размер назначенного администрации г. Владивостока административного наказания в виде административного штрафа снизить до 50 000 рублей.
В остальной части вынесенные по делу акты оставить без изменения, жалобу защитника администрации г. Владивостока Созыкиной А.С. - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Жалоба (протест) подается непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья А.А. Гончаров