Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2024 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Медведевой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Меркуловой Е.В.,
с участием представителя ответчика Мельникова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ООО «ЭкоСтройРесурс» к Белову В. Н. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в Красноглинский районный суд <адрес> с указанным исковым заявлением по тем основаниям, что истец по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <дата> осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.
Ответчик является собственником объекта недвижимости общей площадью 276,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, массив 1, <адрес>.
Региональный оператор принимал твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом.
В адрес ответчика региональным оператором направлены платежные документы на оплату оказанных услуг с указанием: фамилии, имени, ответчика, адреса регистрации, суммы задолженности, периода просрочки оплаты, номера лицевого счета, реквизитов для оплаты, которые по своему содержанию являются письменным требованием, адресованным ответчику об устранении нарушений исполнения обязательства, то есть претензий.
Однако обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг за период с <дата> по <дата> не было исполнено должником, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, которая составляет 57631,56 рубль.
На основании заявления истца мировым судьей выносился судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который отменен в связи с поступлением возражений ответчика относительно его исполнения.
До настоящего момента вышеуказанная задолженность ответчиком непогашена.
На основании изложенного истец просит суд взыскать с Белова В.Н. в свою пользу суммы задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 57631,56 рубль, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 928 рублей.
Представитель истца в судебное заседание не явился, в соответствии списьменным ходатайством просили рассмотреть дело без участия их представителя.
Представитель ответчика Мельников А.Г., действующий на основании доверенности,в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, дополнив, что за домом ответчика не закреплен контейнер для твердых коммунальных отходов, кроме того, на территории ТСН «Красный Пахарь» контейнерная площадка для сбора ТКО отсутствует. Отдельный договор с ответчиком не заключался.
Выслушав в судебном заседании представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст. 24.7 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Согласно п.8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от <дата> №, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При отсутствии такой заявки и в соответствии с п. 8(17) Постановления Правительства РФ от <дата> №, Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступные способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, обращение с ТКО является видом коммунальной услуги.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п. п. 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги, представляемые региональным оператором.
Белов В.Н. является собственником объекта недвижимого имущества - жилого дома с кадастровым номером №, общей площадью 276,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>.
ООО «ЭкоСтройРесурс» ссылается на то, что ответчику предоставлены услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, что оспаривается ответчиком. Ответчик указывает на отсутствие контейнерной площадки для сбора ТКО, оборудованной для сбора мусора от его домовладения с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, ссылается на то, что услуги по обращению с ТКО истец ему не оказывал.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из названных положений Кодекса следует, что оплате подлежат только фактически оказанные услуги.
Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
В силу требований действующего законодательства региональный оператор вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, включенных в реестр мест накопления и территориальную схему.
В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
Если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано.
Согласно статье 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта РФ, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № (далее также - Правила разработки территориальной схемы в области обращения с ТКО).
В соответствии с пунктом 5 данных Правил территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта РФ) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 названных правил).
Согласно подпункту "а" пункта 12 этих же правил раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта РФ.
В силу требований пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта РФ, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Из приведенных положений следует, что услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Довод истца о том, что с 01.01.2019г Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортировку, обработку, обезвреживание и захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона и пунктов 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №, следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 17 приложение №) установлено требование к качеству коммунальных услуг в виде обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Представитель истца не представил доказательства фактического оказания услуги по вывозу ТКО с указанием места накопления в соответствии с реестром и территориальной схемой накопления ТКО (в которую входит адрес ответчика).
Суд, при установленных фактических обстоятельствах дела, приходит к выводу, что между собственником жилого дома по адресу <адрес>, массив 1, <адрес> ООО «ЭкоСтройРесурс» договорные отношения не сложились.
Так, установлено, что реестр размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа Самара по состоянию на 03.04.2024г, в том числе на территории района Красноглинский, не содержит сведений о месте (площадке) накопления ТКО, источником образования которых является жилой дом по адресу ответчика: <адрес>, массив 1, <адрес>.
Из ответа департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара от 04.04.2024г. следует, что территория индивидуальной жилой застройки <адрес> характеризуется высокой плотностью застройки, что создает условия, при которых затруднен выбор места для создания контейнерной площадки без нарушения требований к соблюдению расстояний до нормируемых объектов, установленных СанПиН <дата>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН <дата>-21), в частности расстояние до индивидуальных жилых должно быть не менее 20 метров. Вместе с тем на данный территории имеются муниципальные контейнерные площадки, имеющие адресную привязку: <адрес>, Красный Пахарь, 28; <адрес>, Красный Пахарь (у озера). Расстояние от жилого дома по адресу: <адрес>, до ближайшей контейнерной площадки, имеющей адресную привязку: <адрес>, Красный Пахарь, 28, составляет приблизительно 230 м (измерение проведено посредством инструментов публичной кадастровой карты). Кроме того, собственник жилого дома по адресу: <адрес>, Красный Пахарь, <адрес>, может пользоваться любой удобной общедоступной муниципальной контейнерной площадкой на территории города.
Данную информацию суд не может принять во внимание, поскольку, адрес <адрес>, Красный Пахарь, <адрес>, относится к иному объекту недвижимости. Адрес объекта недвижимости, жилого дома, находящегося в собственности ответчика <адрес>, <адрес> <адрес>, что находится территориально в другом месте.
Исходя из замеров, произведенных ответчиком, от его дома до контейнерной площадки по адресу <адрес> 28 составляет 587 кв.м.
Также в приложенной департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара выдержке из реестра мест накопления ТКО отсутствует информация об источниках образования ТКО, тогда как в Реестре контейнерных площадок накопления ТКО, обслуживаемых региональным оператором <адрес>, размещенном на сайте имеется указания на дома, закрепленные за контейнерной площадкой по адресу <адрес>, однако дом ответчика там не указан.
В силу приведенного выше пункта 9 Правил разработки территориальной схемы в области обращения с ТКО реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО является источником для сведений, включаемых в раздел "Места накопления отходов" территориальной схемы.
Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
Кроме того, истец не ссылался и не представил доказательств того, что предоставление коммунальной услуги было обеспечено и без использования соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 10 Правил обращения с ТКО (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
С учетом установленных фактических обстоятельство по делу, суд приходит к выводам о том, что истец не представил доказательств фактического оказания ответчику услуг по обращению с ТКО, в связи с чем заявленные истцом требования полагает необоснованными. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПКРФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» к Белову В. Н. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 19.04.2024г.
Судья: Н.П.Медведева