Дело 2-3720/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Индустриальный районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Судаковой Н.Г.
при секретаре Пономаревой Г.В.,
с участием представителя истца Кучукбаевой М.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми ДД.ММ.ГГГГ
гражданское дело по иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительских производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л. М. об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП,
установил:
Правительство Пермского края обратилось в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. об освобождении от исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. возбуждено исполнительное производство №-ИП о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить гр.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в границах Пермского края. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Правительство Пермского края с данным постановлением не согласно, так как согласно планам формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ регистрация права собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах ожидалась в ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края было подписано соглашение о расторжении заключенного государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ С целью исполнения решения суда гр.А. предлагались жилые помещения на территориях иных муниципальных образования Пермского края. ДД.ММ.ГГГГ гр.А. отказался от предлагаемого жилого помещения в <адрес>, поскольку проживает и работает в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу-исполнителю направлена информация о согласии гр.А. на предоставление ему жилого помещения в <адрес> и отказе от предлагаемого ему жилого помещения в <адрес>, также была направлена информация о заключении государственного контракта и дальнейшем его расторжении. На момент предоставления информации жилищный фонд еще не был сформирован, поэтому сроков предоставления гр.А. жилого фонда помещения указано не было. 26.12.2016г. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края был заключен государственный контракт о приобретении жилого помещения в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ подписан акт приема-передачи жилого помещения по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась регистрация права собственности на жилые помещения. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения по адресу <адрес> включены в специализированный жилищный фонд Пермского края. Приказом ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» № от ДД.ММ.ГГГГ гр.А. была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с гр.А. заключен договор найма специализированного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство окончено ввиду фактического исполнения требований.
Таким образом, Правительство осуществляло конкретные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием вину в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Представитель истца исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительских производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М. в судебное заседание не явилась, извещена о дате судебного заседания надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен о дате судебного заседания надлежащим образом, возражений по доводам искового заявления не представил.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Правительство Пермского края, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения – возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить гр.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., на территории Пермского края на условиях договора найма специализированного жилого помещения. Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена истцом 21.12.2016г. (л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ, т.е. еще до вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, гр.А. отказался от предлагаемого жилого помещения в <адрес> в связи с проживанием и работой в <адрес> (л.д. 17).
ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в 5-дневный срок после получения постановления о возбуждении исполнительного производства, Правительством Пермского края в адрес судебного пристава-исполнителя была направлена информация о согласии гр.А. на предоставление ему жилого помещения в <адрес> и отказе от предлагаемого ему жилого помещения в <адрес>, также была направлена информация о заключении государственного контракта и дальнейшем его расторжении (л.д. 8-9).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и ЖКХ Пермского края и ООО <данные изъяты> заключен государственный контракт № на приобретение жилых помещений в доме по адресу: <адрес>, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-14).
ДД.ММ.ГГГГ государственный контракт № на приобретение жилых помещений в доме по адресу: <адрес>, расторгнут (л.д. 16).
Согласно п. 2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.
Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем приобретения жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством (п. 3.2.1).
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, регистрация права государственной собственности на приобретение жилых помещений в строящихся домах (по договорам ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ) на территории <адрес> планируется в ДД.ММ.ГГГГ в количестве 30 квартир.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края был заключен государственный контракт о приобретении жилого помещения в <адрес>, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-25).
ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась регистрация права собственности на жилые помещения.
ДД.ММ.ГГГГ подписан акт приема-передачи жилого помещения по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительских производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании с Правительства Пермского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП в связи с тем, что должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д. 6).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения по адресу <адрес> края с отнесением к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 28).
Приказом ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» № от ДД.ММ.ГГГГ гр.А. была предоставлена квартира, общей площадью 35,5 кв.м., в том числе жилой площадью 24,4 кв.м., этаж 2, по адресу: <адрес> (л.д. 30).
12.04.2017г. между ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» и гр.А. заключен договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №дс (л.д. 30-31).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП от 15.12.2016г. окончено в связи с фактическим исполнением решения суда (л.д. 32).
На основании изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что заявленные Правительством Пермского края требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению, поскольку
Предметом судебной проверки по заявленным истцом требованиям является установление наличия либо отсутствия вины должника в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа.
Истцом с момента вынесения решения о предоставлении гр.А. и до момента возбуждения исполнительного производства, предпринимались меры, направленные на исполнение решение я суда о предоставлении гр.А. жилого помещения, что подтверждается отказом взыскателя от жилого помещения в <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ). После получения постановления о возбуждении исполнительного производства должником также предпринимались необходимые меры для исполнения решения <данные изъяты> городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения. Так, судом установлено, что в связи с наличием заявления взыскателя о предоставлении жилого помещения на территории <адрес>, должником предпринимались меры для обеспечения жильем по месту жительства взыскателя, при этом приобретение жилых помещения на территории <адрес> включено в план формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения сентябрь ДД.ММ.ГГГГ). Государственный контракт на приобретение жилых помещений в строящемся многоквартирном доме для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на территории <адрес> заключен ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что истец проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу, неисполнение решения суда в установленный срок стало возможным лишь вследствие отсутствия жилых помещений на территории <адрес>, о чем Правительством Пермского края было сообщено приставу-исполнителю до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Таким образом, истец предпринял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства перед взыскателем на стадии исполнительного производства, в настоящее время исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением судебного акта, в связи с чем, суд считает возможным требования истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л. М. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н. Г. Судакова