Уникальный идентификатор дела
18OS0000-01-2020-000290-32
Дело № 3а-333/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2020 года г. Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
Судьи Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,
с участием
административного истца ***,
*** административного истца *** – Данилова К.М. (диплом о высшем юридическом образовании ВСГ 5149379 от 3 июля 2010 года, регистрационный номер 100628 от 12 июля 2010 года (л.д.20),
представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики – Стяжкина А.А. (доверенность от 14 мая 2020 года №7-198/20 сроком действия по 12 мая 2022 года, диплом о высшем юридическом образовании ВМА 0123316 от 7 июля 2010 года, регистрационный номер 116 от 12 июля 2010 года,
представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике – Ним И.Н. (доверенность от 12 августа 2020 года сроком действия до 19 февраля 2022 года, диплом о высшем юридическом образовании КУ №88670 от 18 декабря 2013 года, регистрационный номер 524 от 27 декабря 2013 года, справка о заключении брака от 17 января 2017 года №52),
заинтересованного лица Шикалова Андрея Александровича,
заинтересованного лица Березникова Андрея Сергеевича,
заинтересованного лица Кустова Бориса Полиектовича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению *** об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости,
установил:
*** (далее по тексту – ***, административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике с требованием установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- здание цеха с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, площадью 671,2 кв.м., этажность: 2, инвентарный №; Литер: А, Пр, расположенного по адресу: *** Республика, <адрес>, д. Сокол, д.б/н;
- ангар под пилораму с пристроем с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, площадью 299,7 кв.м., этажность:1, а также подземных этажей: 0, инвентарный №; литер А,Пр, расположенного по адресу: *** Республика, <адрес>, д. Сокол;
- здание производственного корпуса с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, площадью 218,5 кв.м., этажность:1, инвентарный №; литер: А, расположенного по адресу: *** Республика, <адрес>, д. Сокол, <адрес>.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является бывшим долевым собственником указанных объектов недвижимости, которые включены в Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированный на основании постановления *** Республики от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с указанным постановлением *** Республики № кадастровая стоимость объектов недвижимости определена в размере: 1 862 262 руб. 59 коп. (здание цеха с кадастровым номером №), 1 612 758 руб. 57 коп. (здание производственного корпуса с кадастровым номером № 2 523 941 руб. 53 коп. (ангар под пилораму с пристроем с кадастровым номером №). Однако результаты кадастровой стоимости не соответствуют действительности, что подтверждается отчетами об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, выполненными Обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива». Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, как плательщика налоговых платежей, поскольку налоговые органы принимают завышенную кадастровую стоимость объектов недвижимости для исчисления налога за 2019 года, когда *** еще был собственником указанных объектов недвижимости (л.д. 12,13).
*** заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд.
Определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике, в качестве заинтересованного лица – Кустов Б.П. (л.д. 230-236).
В судебном заседании административный истец *** и его представитель Данилов К.М. требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель Правительства Удмуртской Республики Стяжкин А.А. просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике – Ним И.Н. просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, представила письменные пояснения, согласно которым:
«В Едином государственном Реестре недвижимости (далее по тексту – ЕГРН) содержатся сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 18:08:144001:447, 18:08:144001:428, 18:08:144001:656.
Сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером № внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, вид: здание, назначение: «нежилое», наименование: «здание цеха», расположенного по адресу: <адрес> площадь 671,2 кв.м.
Указанный объект недвижимости проходил массовую кадастровую оценку, и в отношении него определялась кадастровая стоимость непосредственно Постановлением *** Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) территории *** Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» и составляла 1 862 626,59 руб. (Приложение №).
Сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:428 внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, вид: «здание», назначение: «нежилое», наименование: «здание производственного корпуса», расположенного по адресу: <адрес>, площадь 218,5 кв.м.
Указанный объект недвижимости проходил массовую кадастровую оценку, и в отношении него определялась кадастровая стоимость непосредственно Постановлением № и составляла 1 612 758,57 руб. (Приложение №).
Сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером № внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, вид: «здание», назначение: «нежилое», наименование: «ангар под пилораму с пристроем», расположенного по адресу: <адрес>, площадь 299,7 кв.м.
Согласно пункту 2.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, кадастровая стоимость зданий определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором распложено здание, на его площадь.
Кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости составляла 2 523 941,53 руб.
ДД.ММ.ГГГГ внесены новые результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами № утвержденные Постановлением *** Республики от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:447 составила 3 702 976, 84 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:428 – 1 549 722,18 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:656 – 1 990 037,97 руб.».
Заинтересованные лица ***, ***, *** требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержали в полном объеме.
В судебное заседание *** Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** Республике не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о дате и месте судебного заседания, ранее представил письменные пояснения, согласно которым:
«По данным Единого государственного реестра недвижимости данные объекты принадлежат на праве общей долевой собственности по ? *** и *** на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Административному истцу объекты принадлежали на праве общей долевой собственности ? доля в праве и *** – ? доля в праве, на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:447 на ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 702 976, 84 руб., определена Постановлением *** Республики от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:428 на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 549 722,18 руб., определена Постановлением *** Республики от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:656 на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 990 037,97 руб., определена Постановлением *** Республики от ДД.ММ.ГГГГ №» (л.д. 215,216).
*** административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** Республике, *** заинтересованного лица – Администрации Муниципального образования «Ягульское» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие *** административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** Республике, *** заинтересованного лица – Администрации Муниципального образования «Ягульское».
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта (часть 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов административного дела следует, что объекты недвижимости:
- здание цеха с кадастровым номером 18:08:144001:447, назначение: нежилое здание, площадью 671,2 кв.м., этажность: 2, инвентарный №; Литер: А, Пр, расположенного по адресу: *** Республика, <адрес>, д. Сокол, д.б/н;
- ангар под пилораму с пристроем с кадастровым номером 18:08:144001:656, назначение: нежилое здание, площадью 299,7 кв.м., этажность:1, а также подземных этажей: 0, инвентарный №; литер А,Пр, расположенного по адресу: *** Республика, <адрес>, д. Сокол;
- здание производственного корпуса с кадастровым номером 18:08:144001:428, назначение: нежилое здание, площадью 218,5 кв.м., этажность:1, инвентарный №; литер: А, расположенного по адресу: *** Республика, <адрес>, д. Сокол, <адрес>
ранее принадлежали на праве общей долевой собственности по ? доли в праве *** и *** на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ: доля в праве ? - *** (номер и дата государственной регистрации права: 18:08:144001:447-18/004/2017-2 от ДД.ММ.ГГГГ, номер и дата государственной регистрации права: 18:08:144001:428-18/004/2017-2 от ДД.ММ.ГГГГ, номер и дата государственной регистрации права: 18:08:144001:656-18/004/2017-2 от ДД.ММ.ГГГГ), доля в праве ? - *** (номер и дата государственной регистрации права: 18:08:144001:447-18/004/2017-1 от ДД.ММ.ГГГГ, номер и дата государственной регистрации права: 18:08:144001:428-18/004/2017-1 от ДД.ММ.ГГГГ, номер и дата государственной регистрации права: 18:08:144001:656-18/004/2017-1 от ДД.ММ.ГГГГ).
В настоящее время указанные объекты недвижимости принадлежат на праве общей долевой собственности по ? *** и *** на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ: доля в праве ? - *** (номер и дата государственной регистрации права: 18:08:144001:447-18/001/2019-9 от ДД.ММ.ГГГГ, номер и дата государственной регистрации права: 18:08:144001:428-18/001/2019-10 от ДД.ММ.ГГГГ, номер и дата государственной регистрации права: 18:08:144001:656-18/001/2019-9 от ДД.ММ.ГГГГ), доля в праве ? - *** (номер и дата государственной регистрации права: 18:08:144001:447-18/001/2019-8 от ДД.ММ.ГГГГ, номер и дата государственной регистрации права: 18:08:144001:428-18/001/2019-9 от ДД.ММ.ГГГГ, номер и дата государственной регистрации права:18:08:144001:656-18/001/2019-8 от ДД.ММ.ГГГГ), имеется ограничение прав и обременение объекта недвижимости – ипотека.
Данные обстоятельства подтверждены выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2020-16064920 (л.д. 14-15), от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2020-16060784 (л.д. 76-77), от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2020-16064487 (л.д. 138-139).
Абзацем 4 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" предусмотрено, что бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности *** как бывшего собственника объекта недвижимости, являющейся плательщиком налога на имущество физических лиц в налоговом периоде 2019 года, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В связи с этим, суд полагает, что административный истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:447 определена постановлением *** Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории *** Республики» (Приложение №, таблица № «<адрес>», пункт 10874).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:428 определена постановлением *** Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории *** Республики» (Приложение №, таблица № «<адрес>», пункт 5060).
Названные объекты недвижимости вошли в перечень объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была утверждена указанным нормативным правовым актом.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2020-16063729 следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:447 определена ДД.ММ.ГГГГ и составляет 1 862 626 руб. 59 коп. (л.д.16).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2020-16057963 следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:428 определена ДД.ММ.ГГГГ и составляет 1 612 758 руб. 57 коп. (л.д.78).
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:447 в Единый государственный реестр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ год.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером18:08:144001:428447 в Единый государственный реестр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ год.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Поскольку кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:447, 18:08:144001:428 утверждена постановлением *** Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, их количественные и качественные характеристики не изменялись, то суд приходит к выводу о том, что надлежащими административными ответчиками по требованиям об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 18:08:144001:447,18:08:144001:428, в размере, равном их рыночной стоимости, являются *** Республики (утвердившие результаты определения кадастровой стоимости) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** Республике (государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке).
Учитывая установленные обстоятельства, суд так же приходит к выводу, что Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по указанным требованиям не будет надлежащим административным ответчиком, поскольку не утверждало оспариваемые кадастровые стоимости объектов недвижимости, в связи с чем, в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 18:08:144001:447,18:08:144001:428 в размере, равном их рыночной стоимости к указанному лицу надлежит отказать.
Кроме того, постановлением *** Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории *** Республике» утверждены средние и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) в разрезе кадастровых кварталов на территории *** Республики.
Объект недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:656 не вошел в перечень объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была утверждена указанным нормативным правовым актом, поскольку государственный кадастровый учет осуществлен как ранее не учтенного ввиду создания - ДД.ММ.ГГГГ (номер кадастрового квартала 18:04:144001 срока 388 «<адрес>»), удельный показатель (нежилое здание, среднее) 8 421,56 *299,7кв.м.).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2020-16066644 следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:656 определена ДД.ММ.ГГГГ и составляет 2 523 941 руб. 53 коп.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:656 в Единый государственный реестр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость названного объекта недвижимости определена в соответствии с пунктом 3.1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», кадастровая стоимость помещения в случае его образования, создания или изменения в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, кадастровая стоимость помещений которых установлена, определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства на площадь помещения.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.Статьёй 24.19 Закона предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.В соответствии с Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик. Таким образом, надлежащими административными ответчиками по требованию об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:656 в размере, равном его рыночной стоимости, являются Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и *** Республики, так как последнее утвердило удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости, а первое на основании указанных удельных показателей определило кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая установленные обстоятельства, суд так же приходит к выводу, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** Республике по требованию об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:656 в размере, равном его рыночной стоимости, не будет надлежащим административным ответчиком, поскольку не утверждал оспариваемую кадастровую стоимость. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам. Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.В соответствии с абзацем 4 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости. Таким образом, датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости, поименованного в статье 24.19 Закона, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости. В рассматриваемом случае датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:447,18:08:144001:428 является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании новых объектов, то есть ДД.ММ.ГГГГ, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:656 является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании новых объектов, то есть ДД.ММ.ГГГГ, поскольку внесение указанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости, повлекло за собой необходимость определения кадастровой стоимости. В связи с чем, суд признаёт, что кадастровая стоимость равная рыночной подлежит установлению на указанную дату, а именно ДД.ММ.ГГГГ, в отношении объектов недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:447,18:08:144001:42, и на указанную дату, а именно ДД.ММ.ГГГГ, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:656. При таких обстоятельствах, полагая, что установленный Постановлением *** Республики №, размер кадастровой стоимости объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, чем нарушаются права административного истца как бывшего собственника объекта недвижимости, *** обратился в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела в порядке административного судопроизводства по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности). Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет). Общие требования к содержанию отчета приведены в статье 11 Закона об оценочной деятельности. При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (статья 15 Закона). Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности). Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности). Стандарты оценочной деятельности отражены в статье 20 Закона об оценочной деятельности. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 24.20 Закона об оценочной деятельности).В обоснование заявленных требований административный истец представил суду следующие документы: - Отчёт об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива», согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – здание цеха с кадастровым номером 18:08:144001:447 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 698 000 руб. (л.д. 21-74);- Отчёт об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива», согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – здание производственного корпуса с кадастровым номером 18:08:144001:428 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 474 000 руб. (л.д. 75-137).- Отчёт об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива», согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – ангар под пилораму с пристроем с кадастровым номером 18:08:144001:656 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 278 000 руб. (л.д.138-200).Данные Отчеты об оценке рыночной стоимости подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и имеющим необходимое образование. При этом отчеты содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в Отчёте об оценке, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. В случае, когда административные ответчики или заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявленных административным истцом требований, они обязаны доказать недостоверность представленных им сведений о величине рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если возникли сомнения в обоснованности Отчёта об оценке и достоверности определения рыночной стоимости, суд выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела, в силу статей 62, 63, 77 и 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд разъяснил участвующим в деле *** административных ответчиков и заинтересованных лиц право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца, либо несогласия с представленным им Отчётом об оценке (л.д. 3-8).
Однако таких ходатайств не заявлено, поскольку размеры рыночной стоимости спорных объектов недвижимости (кадастровый номер объекта 18:08:144001:447 – рыночная стоимость 698 000 руб., кадастровый номер объекта 18:08:144001:428 – рыночная стоимость 474 000 руб., кадастровый номер объекта 18:08:144001:656 – рыночная стоимость 474 000 руб.), установленные в Отчётах об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №№, №, №, выполненных Обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива», участвующие в деле административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали, каких-либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванных Отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 59, 61, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает Отчёты об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №№, №, №, выполненные Обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива», достоверными, допустимыми и достаточными доказательством, подтверждающими указанные в них по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 18:08:144001:447, 18:08:144001:428, и на ДД.ММ.ГГГГ, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:656, величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Также административным истцом заявлено требование о восстановлении пропущенного срока.
Рассматривая указанное требование, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 Закона предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что:
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:447 в Единый государственный реестр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ год.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером18:08:144001:428447 в Единый государственный реестр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ год.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:656 в Единый государственный реестр недвижимости внесены является ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, ДД.ММ.ГГГГ *** административного истца *** – *** были поданы заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 18:08:144001:447, 18:08:144001:428, 18:08:144001:656.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ № заявление *** административного истца *** – *** о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером 18:08:144001:656 отклонено (л.д.219,220).
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ № заявление *** административного истца *** – *** о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером 18:08:144001:447 отклонено (л.д.221,222).
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ № заявление *** административного истца *** – *** о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером 18:08:144001:428 отклонено (л.д.223,224).
Таким образом, суд констатирует, что предусмотренный срок для подачи административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, административным истцом *** не пропущен, поскольку ДД.ММ.ГГГГ *** административного истца *** – *** были поданы заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 18:08:144001:447, 18:08:144001:428, 18:08:144001:656, в связи с чем, заявленное ходатайство о восстановлении пропущенного срока подлежит отклонению.
Вместе с тем, судом учитывается, что ДД.ММ.ГГГГ внесены новые результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 18:08:144001:447, 18:08:144001:428, 18:08:144001:656, утвержденные Постановлением *** Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков, помещений, объектов незавершенного строительства) и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда на территории *** Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ».
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:447 составила 3 702 976, 84 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:428 – 1 549 722,18 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:656 – 1 990 037,97 руб.
При этом за административным истцом до настоящего времени сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости ввиду подачи административного иска в период налогового периода её действия, что согласуется с правовой позицией изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Таким образом, рыночная стоимость объектов недвижимости (объект недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:447 – рыночная стоимость: 698 000 руб., объект недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:428 – рыночная стоимость: 474 000 руб., объект недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:656 – рыночная стоимость: 474 000 руб.) подлежит установлению до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости объектов недвижимости по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера налога, поэтому размер кадастровой стоимости объектов недвижимости непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требование об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, является обоснованным.
При таких обстоятельствах, требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости, в соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление *** об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость:
- здания цеха с кадастровым номером № назначение: нежилое здание, площадью 671,2 кв.м., этажность: 2, инвентарный №; Литер: А, Пр, расположенного по адресу: *** Республика, <адрес>, д. Сокол, д.б/н, в размере его рыночной стоимости равной 698 000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - даты внесения сведений о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
- здания производственного корпуса с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, площадью 218,5 кв.м., этажность:1, инвентарный №; литер: А, расположенного по адресу: *** Республика, <адрес>, д. Сокол, <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 474 000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - даты внесения сведений о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
- ангара под пилораму с пристроем с кадастровым номером № назначение: нежилое здание, площадью 299,7 кв.м., этажность:1, а также подземных этажей: 0, инвентарный №; литер А,Пр, расположенного по адресу: *** Республика, <адрес>, д. Сокол, в размере его рыночной стоимости равной 474 000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - даты внесения сведений о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
В удовлетворении административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 18:08:144001:447, 18:08:144001:428 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по *** Республике –отказать.
В удовлетворении административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:144001:656 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** Республике – отказать.
Датой подачи заявлений *** об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости считать ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (<адрес>), через суд принявший решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение по делу составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Верховного Суда
*** Республики Г.Р. Багаутдинова