УИД: 31RS0022-01-2024-004677-66 2-2731/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2024 года гор. Белгород
Свердловский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи Василенко В.В.,
при секретаре Сидоренко И.В.,
с участием законного представителя истицы Горетой Л.С., представителя министерства здравоохранения Белгородской области Ядута С.А., представителя ОГБУЗ «Детская клиническая областная больница» Бакулина Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горетой Л.С, (<данные изъяты>), действующей в интересах несовершеннолетней Приходченковой А.В. (<данные изъяты>), к министерству здравоохранения Белгородской области (<данные изъяты>), ОГБУЗ «Детская клиническая областная больница» (<данные изъяты>) о признании бездействия незаконными, возложении обязанности обеспечить расходными материалами и лекарственными препаратами, компенсации морального вреда,
установил:
Приходченковой А.В. в ДД.ММ.ГГГГ установлен диагноз: <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ признана <данные изъяты>.
В ДД.ММ.ГГГГ истица при плановой госпитализации переведена на <данные изъяты> с помощью системы <данные изъяты>. Самоконтроль <данные изъяты> осуществляет с помощью непрерывного мониторинга <данные изъяты>.
В ходе плановой госпитализации в ДД.ММ.ГГГГ в ФИО1 у Приходченковой А.В. выявлены осложнения заболевания: <данные изъяты>. В ходе консультации <данные изъяты> и <данные изъяты> в этом учреждении, ей даны рекомендации по терапии препаратами: <данные изъяты>. В заключительных рекомендациях отмечено, что больная нуждается в обеспечении <данные изъяты>.
После прохождения названного лечения законный представитель Приходченковой А.В. – Горетая Л.С. обратилась в ОГБУЗ «Детская клиническая областная больница» с заявлением по вопросу бесплатного обеспечения её лекарственными препаратами в соответствии с назначениями, полученными в ФИО1, а также <данные изъяты>
Решением подкомиссии по рациональному назначению лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения центральной врачебной комиссии ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в обеспечении <данные изъяты>, так как они не входят в перечни медицинских изделий, предоставляемых пациентам бесплатно. Комиссия пришла к выводу о невозможности обеспечения ребенка <данные изъяты> с конкретным торговым наименованием <данные изъяты>, поскольку это противоречит действующему законодательству. Отказано также в обеспечении лекарственными препаратами, за исключением лекарственного препарата <данные изъяты>, поскольку они не включены в государственный реестр лекарственных средств.
Приходченкова А.В. в лице своего законного представителя Горетой Л.С. считает незаконным бездействие ответчиков в бесплатном обеспечении её <данные изъяты>, поскольку эти медицинские изделия и лекарственные препараты необходимы ей по жизненным показаниям, отсутствие возможности использования <данные изъяты> приведет к ухудшению состояния её здоровья.
Дело инициировано иском Горетой Л.С., действующей в интересах несовершеннолетней Приходченковой А.В., которая просила признать бездействие ответчиков, выразившееся в непредоставлении до подачи иска истице медицинских изделий и лекарственных средств в необходимом количестве незаконным, возложить на министерство здравоохранения Белгородской области обязанность обеспечить Приходченкову А.В. расходными материалами к <данные изъяты>; возложить на ОГБУЗ «Детская клиническая областная больница» обязанность оформлять истице рецепты для бесплатного обеспечения вышеуказанными медицинскими изделиями и лекарственными средствами; взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб. с каждого, обратить решение суда к немедленному исполнению в части возложения на ОГБУЗ «Детская клиническая областная больница» и министерство здравоохранения Белгородской области обязанности по обеспечению Приходченковой А.В. вышеуказанными медицинскими изделиями и лекарственными средствами, а также взыскания с них компенсации морального вреда.
В судебном заседании законный представитель Приходченковой А.В. – Горетая Л.С. поддержала заявленные исковые требования.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения иска.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, приходит к выводу, что исковое заявление не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Приходченковой А.В. впервые установлен диагноз: <данные изъяты>
В ДД.ММ.ГГГГ истица при плановой госпитализации переведена <данные изъяты> с помощью <данные изъяты>. Самоконтроль <данные изъяты> осуществляет с помощью непрерывного мониторинга <данные изъяты>.
C момента установки <данные изъяты> Приходченкова А.В. бесплатно обеспечивалась необходимыми расходными материалами к <данные изъяты>.
В ДД.ММ.ГГГГ законный представитель Приходченковой А.В. – Горетая Л.С. обратилась в ОГБУЗ «Детская клиническая областная больница» с заявлением по вопросу бесплатного обеспечения её лекарственными препаратами: <данные изъяты>.
Решением подкомиссии по рациональному назначению лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения центральной врачебной комиссии ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в обеспечении <данные изъяты>, так как они не входят в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
В силу статьи 4 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 вышеуказанного Закона).
Статьей 29 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 43 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Программа).
В разделе II Программы «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 66 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Белгородской области постановлением Правительства Белгородской области от 28.12.2023 № 812-пп была утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Названная программа предусматривает в том числе предоставление гражданам, страдающим болезнями эндокринной системы, высокотехнологичной медицинской помощи.
Источниками финансового обеспечения Территориальной программы Белгородской области являются средства федерального бюджета, бюджета Белгородской области и средства обязательного медицинского страхования.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
Расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы (набор для введения инсулина амбулаторный), резервуары (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы), тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприцы-ручки - в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, включены.
Сервисные наборы к инсулиновой помпе (адаптер, крышка отсека для батареи, ключ для отсека с батареей), литиевые батарейки, ланцеты для прокалывателя, тест-полоски для контроля кетонов в моче и крови не включены в вышеуказанный Перечень.
Согласно ч. 15 ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (п. 2 ч. 3 ст. 80 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Нуждаемость истицы в использовании вышеуказанных медицинских изделий по медицинским показаниям не подтверждена решением подкомиссии по рациональному назначению лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения центральной врачебной комиссии ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ.
В этой связи у ответчиков не имелось оснований для бесплатного обеспечения Приходченковой А.В. <данные изъяты>.
До обращения в суд истица своевременно и в полном объеме обеспечивалась <данные изъяты>, что следует из содержания карты гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету отпуска лекарственных средств. Данное обстоятельство не оспаривалось и законным представителем Горетой Л.С.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ в суде подлежат защите нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы граждан.
Право Приходченковой А.В. на бесплатное обеспечение <данные изъяты> на момент рассмотрения дела в суде ответчики не нарушали, в связи с чем её требования о признании незаконным их бездействия в этой части, взыскании в связи с этим компенсации морального вреда и возложении обязанности по обеспечению этими медицинскими изделиями и лекарственными препаратами нельзя признать обоснованными.
Кроме того, суд не может возложить на ответчиков обязанность обеспечивать истицу <данные изъяты> с конкретным фирменным наименованием в будущем, поскольку их закупка зависит от наименования <данные изъяты>, выданного больной. Представленная в материалы дела медицинская документация Приходченковой А.В. не содержит заключения медицинской комиссии о необходимости её обеспечения глюкометром с конкретным наименованием.
Подкомиссии по рациональному назначению лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения центральной врачебной комиссии ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница» ДД.ММ.ГГГГ также пришла к выводу об отказе в бесплатном обеспечении Приходченковой А.В. лекарственными препаратами: <данные изъяты>, поскольку они не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также не включены в перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Белгородской области от 28.12.2023 № 812-пп. Кроме того, комиссия указала, что данные лекарственные препараты не являются жизненно необходимыми.
При таких обстоятельствах истица не имеет права на бесплатное получение лекарственных препаратов: <данные изъяты>.
Врачебная комиссия ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница» ДД.ММ.ГГГГ указала на необходимость обеспечения Приходченковой А.В. лекарственным препаратом с <данные изъяты>. Определена потребность этих таблеток на год – <данные изъяты> таблеток, на один месяц – <данные изъяты> таблеток.
До момента обращения истицы в суд она не была обеспечена <данные изъяты>, что не оспаривалось сторонами.
Тем не менее суд не может признать незаконным бездействие ответчиков по необеспечению Приходченковой А.В. лекарственным препаратом с <данные изъяты>, поскольку больная должна быть обеспечена этим лекарственным препаратом в количестве <данные изъяты> таблеток до ДД.ММ.ГГГГ.
У ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница» имеется время до ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения истицы <данные изъяты> в необходимом количестве согласно решению врачебной комиссии ДД.ММ.ГГГГ.
На сегодняшний день право Приходченковой А.В. в части бесплатного обеспечения <данные изъяты> нельзя признать нарушенным.
С учетом изложенного у суда не имеется оснований для вывода о наличии со стороны ответчиков бездействия в части необеспечения Приходченковой А.В. медицинскими изделиями и лекарственными препаратами, указанными в исковом заявлении. По этой причине не имеется и оснований для взыскания компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Горетой Л.С, (<данные изъяты>), действующей в интересах несовершеннолетней Приходченковой А.В. (<данные изъяты>), к министерству здравоохранения Белгородской области (<данные изъяты>), ОГБУЗ «Детская клиническая областная больница» (<данные изъяты>) о признании бездействия незаконными, возложении обязанности обеспечить расходными материалами и лекарственными препаратами, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Свердловский районный суд города Белгорода в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Судья – подпись.
Мотивированное решение изготовлено 25.11.2024.