Решение по делу № 8Г-5068/2024 [88-7334/2024] от 27.02.2024

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                            № 88-7334/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                           4 апреля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Новожиловой И.А., Латушкиной С.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1869/2023 (УИД 22RS0066-01-2023-001266-28) по исковому заявлению Ламтюгина Ивана Александровича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю о признании приказа об увольнении незаконным, изменении формулировки увольнения, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе Ламтюгина Ивана Александровича на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 августа 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 ноября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А., выслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний (по доверенности), Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (по доверенности) Птицыной Марины Сергеевна, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Ламтюгин Иван Александрович (далее по тексту - Ламтюгин И.А., истец) обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее по тексту – УФСИН России по Алтайскому краю, ответчик) о признании незаконным приказа от 22 февраля 2023 г. «О расторжении контракта о службе и увольнении Ламтюгина И.А.», изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию, взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.

Протокольным определением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 июня 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее по тексту – ФСИН России).

Определением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 7 августа 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее по тексту - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю).

Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 августа 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 ноября 2023 г., исковые требования Ламтюгина И.А. оставлены без удовлетворения.

Ламтюгин И.А. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 августа 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 ноября 2023 г. отменить.

В обоснование доводов кассационной жалобы Ламтюгин И.А. указал на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. На период проведения проверки и составления акта он был отстранен от должности и находился в распоряжении руководителя в ИК-5, соответственно проконтролировать наличие и объем выявленных нарушений не мог. Часть выявленных нарушений относится к ежедневной работе, они выявляются, устраняются и выявляются вновь, часть нарушений выявлена, когда он был прикомандирован в ИК-5, часть выявленных нарушений, связана с отсутствием финансирования, он обращался с соответствующими запросами о выделении средств, но средств не поступало. Он предпринимал все меры для надлежащей организации режима и обеспечения надзора за осужденными: ежемесячно и ежеквартально проводились совещания, где ответственные сотрудники, заместители начальника докладывали о состоянии дел, вырабатывали меры для улучшения ситуации. При плановых и неплановых обысках в учреждении запрещенных предметов не обнаруживалось, иных нарушений также не установлено. Рейтинг исправительного учреждения с 2020 г. возрастал, в 2022 г. с него было снято три дисциплинарных взыскания, наложенных ранее. При применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения работодателем не были учтены его предшествующее поведение, отношение к труду. Указание судов первой и апелляционной инстанций только на наличие действующих взысканий, без анализа его трудовой деятельности является недостаточным, и не соответствующим требованиям законодательства. Он имеет награды, 24 поощрения за период службы, учреждение, которым он руководил с каждым годом улучшало показатели работы и по итогам 2022 г. стало лучшим учреждением в г. Рубцовске. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.

Неявка неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Ламтюгин И.А. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы.

На основании приказа УФСИН России по Алтайскому краю от 21 февраля 2018 г. Ламтюгин И.А. назначен на должность начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю по контракту сроком на 5 лет, с 29 апреля 2020 г. контракт заключен бессрочно.

В соответствии с должностной инструкцией начальника учреждения ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю, утвержденной начальником УФСИН России по Алтайскому краю 1 июля 2022 г., с которой Ламтюгин И.А. ознакомлен 1 июля 2022 г, в своей служебной деятельности начальник учреждения руководствуется Конституцией Российской Федерацией, Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Законом Российской Федерации «Об учреждениях им органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», другими законами Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными актами Минюста России и ФСИН России, правовыми актами УФСИН России по Алтайскому краю, Уставом учреждения и настоящей должностной инструкцией (пункт 3); начальник учреждения осуществляет оперативное руководство структурными подразделениями подчиненного учреждения, ведет индивидуально-воспитательную работу с личным составом и спецконтингентом (пункт 10); начальник учреждения в пределах своих полномочий, в том числе имеет право требовать от работников подчиненного учреждения полного и качественного исполнения своих служебных обязанностей, соблюдения требований служебной дисциплины (пункт 44); начальник учреждения, в том числе обязан соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений им органов уголовно-исполнительной системы (пункт 74), осуществлять текущее руководство деятельностью учреждения, контроль за деятельностью подчиненных сотрудников, определять пределы полномочий своих заместителей, начальников структурных подразделений, утверждать положения о структурных подразделениях учреждения и должностные инструкции их руководителей. Издавать приказы по вопросам организации работы учреждения (пункт 86).

В соответствии с приказом начальника УФСИН России по Алтайскому краю от 1 февраля 2023 г. , изданного на основании рапорта первого заместителя начальника УФСИН России по Алтайскому краю от 30 января 2023 г., назначена служебная проверка деятельности учреждения ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю.

Приказом УФСИН России по Алтайскому краю от 25 января 2023 г. на основании пункта 2 части 2 статьи 75 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в связи с проведением служебной проверки Ламтюгин И.А. временно отстранен от должности начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю с 25 января 2023 г.

По результатам проведенной служебной проверки было составлено заключение, утвержденное начальником УФСИН России по Алтайскому краю от 22 февраля 2023 г., в котором указано, что в ходе проверки в период с 27 января 2023 г. по 28 января 2023 г. по линии организации режима и надзора за осужденными в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю выявлены следующие недостатки: в ходе проведенных обыскных мероприятий в помещениях, куда доступ имеют осужденные изъяты: веревка, неучтенные лакокрасочные и горючие материалы, немаркированные ключи гаечные, топорище, инструмент, гиря 24 кг, канистры, радиотелефон, музыкальный центр, плитка электрическая кустарного производства, кальян, медикаменты, холодная сварка, перфоратор, горячий нож, предметы одежды, спальные принадлежности, телевизор и другие предметы, а также продукты питания; осужденный в камере ОК находился с нарушением формы одежды (заклеена фотография на нагрудном знаке), осужденный в камере ОК – без нагрудного знака; камеры ПФРСИ режимного корпуса оборудованы не предусмотренными ПВР тумбами, которые не закреплены к основанию стены, либо полу; в камерах ПФРСИ ,30, 32 недостаточное освещение, , 1 карцер капает с потолка; в отрядах имеются кошки, осужденные выращивают на подоконниках овощи; двое осужденных содержатся в ОК при наличии двух свободных ОК; в отрядах у осужденных имеются гель (пена) для бритья (баллон) с пометкой «огнеопасно»; не организован учет лакокрасочных материалов, соответствующий журнал не ведется с 2021 г.; прогулочные дворы режимного корпуса не убраны от снега; операторами поста видеоконтроля не регистрируются факты занавешивания осужденными камер видеонаблюдения; на посту отсутствует планшет с лицами, состоящими на профилактическом учете, в том числе склонными к совершению суицида и членовредительства, в связи с чем, оператор не знает данных осужденных в лицо; на посту отсутствует информация о процессуальном статусе лиц, содержащихся в камерах ПФРСИ; не работают видеокамеры; в производственной зоне около душевой обнаружено помещение, в котором установлена печь, которая на момент проверки растоплена, в помещении держалась высокая температура; в отрядах в вещевых сумках описи не соответствуют фактическому наличию вещей, вместе с тем описи сверены в январе 2023 г.; осужденный находился в камере ОСУОН с нарушением формы одежды.

С учетом установленных обстоятельств за нарушение пункта 86 должностной инструкции, выразившееся в отсутствии контроля за деятельностью подчиненных сотрудников ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю, пункта 4 Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, утвержденного приказом Минюста России от 20 марта 2015 г. № 64-ДСП, выразившееся в неэффективной организации обыскной работы, пункта 55 практических рекомендаций по учету колюще-режущего и другого инструмента на объектах размещения и трудоиспользования осужденных в исправительных учреждениях ФСИН России, выразившееся в отсутствии контроля за организацией учета инструмента ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю комиссия ходатайствовала об увольнении Ламтюгина И.А. из уголовно-исполнительной системы по пункту 7 части 2 в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя) статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

У Ламтюгина И.А. имеется 5 действующих дисциплинарных взысканий, объявленных приказами УФСИН России по Алтайскому краю от 29 июня 2022 г. (выговор), от 4 октября 2022 г. (выговор), от 11 ноября 2022 г. (предупреждение о неполном служебном соответствии), от 13 января 2023 г. (выговор), от 17 января 2023 г. (выговор).

22 февраля 2023 г. Ламтюгину И.А. вручено представление к увольнению, составлен лист беседы, в ходе которой разъяснены основания расторжения контракта о службе; вручено уведомление о расторжении контракта с 10 марта 2023 г.

С указанными документами Ламтюгин И.А. ознакомлен 22 февраля 2023 г., что подтверждается его подписью.

Приказом УФСИН России по Алтайскому краю от 22 февраля 2023 г. на основании пункта 7 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя) расторгнут контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, Ламтюгин И.А. уволен со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации 10 марта 2023 г.

Ламтюгин И.А., не согласившись с увольнением, указав, что с 25 января 2023 г. он был отстранен от работы в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю и переведен в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю, где и находился до момента увольнения, следовательно, осуществлять надлежащий контроль за деятельностью сотрудников ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю не имел реальной возможности, в данное время допустить нарушение служебной дисциплины не мог; в период работы в должности начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю им неоднократно проводились совещания по вопросам организации режима и обеспечения надзора за осужденными в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю, нарушения, которые выявлены по результатам служебной проверки от 22 февраля 2023 г., не могут быть отнесены к грубым нарушениям служебной дисциплины; при наложении дисциплинарного взыскания не учтены тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен; в приказе об увольнении отсутствуют сведения о поощрениях, 14 февраля 2023 г. он подал рапорт об увольнении по собственному желанию, в связи с чем мог быть уволен по данному основанию, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», исходил из того, что факт совершения истцом дисциплинарного проступка подтвержден материалами дела, порядок наложения дисциплинарного взыскания соблюден, учтены наличие у истца на момент проведения служебной проверки непогашенных дисциплинарных взысканий, специфика службы в органах уголовно-исполнительной системы, занимаемая истцом должность, требующая от него безусловного соблюдения норм действующего законодательства, тяжесть проступка, характеристика истца, имеющиеся у него неоднократные поощрения за период службы, в том числе награды, пришел к выводу о законности увольнения с занимаемой должности по такому основанию, как неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии неснятых дисциплинарных взысканий.

Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводом суда согласился, указав, что он основан на правильно установленных обстоятельствах по делу, подтвержден исследованными в судебном заседании доказательствами, соответствует требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника являются предметом регулирования Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ служба в уголовно-исполнительной системе - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены названным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с этим федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ сотрудник обязан: знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, обеспечивать их исполнение, проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников).

Статьей 13 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ закреплены требования к служебному поведению сотрудника. Так, данной статьей на сотрудника возлагаются в том числе следующие обязанности: при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных полномочий (пункты 1, 2 части 1).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. № 202 утвержден Дисциплинарный устав уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, предусматривающий в числе других обязанность сотрудника знать служебные обязанности и соблюдать порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав; соблюдать требования к служебному поведению (подпункты «а», «в» пункта 5 раздела II).

Кодексом этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 11 января 2012 г. № 5, установлено, что сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении им должностных обязанностей, избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету уголовно-исполнительной системы (подпункты «а», «г», «д», «ж», «к» пункта 8 раздела II).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, непосредственно связана с обеспечением общественного порядка, осуществляется в публичных интересах, призвана гарантировать надлежащее исполнение уголовных наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных и направлена на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2013 г. № 21-П). Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем определяется их правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности). Установление особых правил прохождения государственной службы, связанной с обеспечением правопорядка, в том числе предъявление требований к моральному облику таких лиц, и закрепление оснований увольнения, связанных с несоблюдением указанных требований, не вступают в противоречие с конституционными предписаниями (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. № 2749-О, от 25 января 2018 г. № 159-О, от 27 марта 2018 г. № 766-О и от 27 сентября 2018 г. № 2242-О).

Под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (часть 1 статьи 47 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).

Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ предусмотрено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

За нарушение служебной дисциплины на сотрудника в соответствии со статьями 47, 49 - 53 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).

Увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе в силу пункта 5 части 1 статьи 50 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ является одним из видов дисциплинарного взыскания, налагаемого на сотрудника уголовно-исполнительной системы в случае нарушения им служебной дисциплины.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ контракт прекращается, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя.

Порядок наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий установлен статьей 52 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ.

Статьей 52 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ установлен порядок применения к сотрудникам мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий, из положений части 8 которой следует, что перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 этого закона может быть проведена служебная проверка.

Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона (часть 1 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).

В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 настоящей статьи, продлевается на 10 рабочих дней (часть 2 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).

При проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе (часть 3 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).

Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (часть 4 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).

Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения (часть 5 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ в заключении по результатам служебной проверки указываются: установленные факты и обстоятельства; предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания.

Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (часть 8 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).

Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 9 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).

Порядок проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее по тексту - Порядок) утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 341.

В пункте 2 Порядка обозначены задачи служебной проверки, к которым в числе прочих относятся: объективное и всестороннее исследование обстоятельств, причин и условий нарушения (грубого нарушения) сотрудником служебной дисциплины; подготовка предложений о мере дисциплинарной ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок.

В соответствии с пунктом 3 Порядка при проведении служебной проверки должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению в том числе фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка, наличия вины сотрудников за дисциплинарный проступок или степени вины каждого из них в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка, нарушению условий контракта; обстоятельств, имеющих значение для обоснованного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности; наличия, характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе.

Согласно пункту 4.1 Порядка основаниями для проведения служебной проверки в отношении сотрудника являются совершение им дисциплинарного проступка, применение (использование) сотрудником физической силы, специальных средств и оружия, а также иных происшествий с участием сотрудника, если имеются основания полагать, что оно явилось следствием дисциплинарного проступка либо произошло при исполнении сотрудником служебных обязанностей; возбуждение в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении; гибель (смерть) сотрудника, получение им увечья или иного повреждения здоровья; нарушение условий контракта; наличие обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в УИС. В случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении служебная проверка назначается и проводится в целях выяснения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения, и подготовки предложений по их устранению, при этом в заключении о результатах служебной проверки (далее - заключение) (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к Порядку) факт наличия виновности либо невиновности в совершении им преступления или административного правонарушения по уголовному или административному делу не указывается.

Пунктом 7 Порядка установлено, что решение о проведении служебной проверки принимается должностными лицами учреждений и органов УИС (лицами, их замещающими), в том числе начальниками территориальных органов ФСИН России - в отношении сотрудников соответствующего территориального органа ФСИН России и подведомственных ему учреждений УИС и граждан, начальниками учреждений, подведомственных территориальному органу ФСИН России, - в отношении сотрудников данных учреждений и граждан. Поручение о проведении служебной проверки при наличии оснований для ее проведения оформляется в виде резолюции на документе, содержащем сведения об источнике информации для проведения служебной проверки, или в виде поручения, отраженного в протоколе совещания, проводимого должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Согласно пункту 8 Порядка учреждения, органы УИС в течение 14 дней со дня, когда должностному лицу, указанному в пункте 7 Порядка, стала известна информация, являющаяся основанием для проведения служебной проверки, вносят ему на рассмотрение проект решения о проведении служебной проверки - проект приказа (распоряжения) о проведении служебной проверки, который должен содержать: специальное звание, фамилию, имя и отчество (при наличии), замещаемую должность сотрудника, в отношении или по рапорту которого проводится служебная проверка; основание для проведения служебной проверки; предложения по составу комиссии по проведению служебной проверки (далее - комиссия) с указанием специальных званий (классных чинов), фамилий, имен и отчеств (при наличии) работников УИС, входящих в состав комиссии, и замещаемых ими должностей. Решение о проведении служебной проверки принимается должностными лицами учреждений и органов УИС (лицами, их замещающими), указанными в пункте 7 Порядка, не позднее 14 дней со дня, когда им стала известна информация, являющаяся основанием для проведения служебной проверки.

Разделом III Порядка (пункты 9 - 16) определено положение участников служебной проверки и их полномочия.

Пунктом 11 Порядка установлены права членов комиссии.

Обязанности членов комиссии установлены пунктом 13 Порядка.

В разделе IV установлены сроки проведения служебной проверки, пересмотра (отмены) ее результатов и принятых по ним решений

Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении должностным лицом, указанным в пункте 7 Порядка, за исключением случаев продления срока проведения служебной проверки в соответствии с пунктами 12, 19 Порядка или ее переноса в соответствии с пунктом 18 Порядка (пункт 17 Порядка).

В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске, командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам. Срок проведения служебной проверки в таких случаях переносится на период, равный периоду отсутствия сотрудника по месту службы (пункт 18 Порядка).

Пунктом 19 Порядка определено, что срок проведения служебной проверки может быть продлен должностным лицом, издавшим приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки, на срок до 30 дней в соответствии с частью 4 статьи 54 Федерального закона № 197-ФЗ и (или) на 10 рабочих дней в соответствии с частью 2 статьи 54 Федерального закона № 197-ФЗ. В случае продления срока проведения служебной проверки сроком, с которого начинается продление служебной проверки, будет считаться дата окончания срока, установленного для проведения служебной проверки, а датой завершения служебной проверки - дата, до которой уполномоченным руководителем принято решение о ее продлении.

В соответствии с пунктом 21 Порядка заключение подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа УИС или уполномоченным руководителем, принявшим решение о проведении служебной проверки. При несогласии члена комиссии с содержанием отдельных положений заключения или заключением в целом оно подписывается членом комиссии с отметкой: «с особым мнением», которое излагается в приобщаемом к заключению рапорте (заявлении) члена комиссии. Датой завершения служебной проверки является дата подписания членами комиссии заключения. В случае если последний день служебной проверки приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока ее проведения считается следующий за ним рабочий день. Не позднее чем через 3 рабочих дня со дня завершения служебной проверки заключение представляется должностному лицу, издавшему приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки. Указанное должностное лицо не позднее чем через 5 рабочих дней со дня представления заключения принимает решение об утверждении заключения либо о продлении служебной проверки по основаниям, предусмотренным пунктом 19 Порядка. Сотрудник, в отношении или по рапорту которого проводилась служебная проверка на основании поданного письменного ходатайства, имеет право ознакомиться с утвержденным заключением. Ознакомление сотрудника с заключением производится членом (членами) комиссии не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации такого ходатайства.

Порядок оформления результатов служебной проверки установлен разделом V Порядка (пункты 24 - 35).

Согласно пункту 27 Порядка в описательной части заключения в зависимости от предмета служебной проверки указываются в том числе: сведения о времени, месте, обстоятельствах совершения дисциплинарного проступка сотрудником (при его наличии); сущность совершенного дисциплинарного проступка (при его наличии); взаимосвязь дисциплинарного проступка (при его наличии) с исполнением сотрудником Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, требований, установленных законодательством Российской Федерации, дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы, приказами (распоряжениями) Минюста России, ФСИН России, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников), контрактом, должностной инструкцией; мотивы и цели совершения сотрудником дисциплинарного проступка (при его наличии); причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка (при его наличии); обстоятельства и материалы, подтверждающие или исключающие наличие вины сотрудника или сотрудников в случае совершения ими дисциплинарного проступка; сведения о последствиях дисциплинарного проступка (при его наличии), в том числе о предполагаемом характере и размере материального вреда, причиненного сотрудником в результате дисциплинарного проступка, если таковой вред был причинен.

В распорядительной части заключения в зависимости от предмета служебной проверки указываются установленные в ходе служебной проверки факты совершения (несовершения) сотрудником дисциплинарного проступка, виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в совершении дисциплинарного проступка, характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка (абзацы первый - третий, пятый пункта 28 Порядка).

В распорядительной части заключения при необходимости и в зависимости от предмета служебной проверки формулируются предложения о применении (неприменении) к виновному лицу (лицам) мер дисциплинарного взыскания (абзацы восьмой, девятый пункта 28 Порядка).

Таким образом, приведенными нормативными правовыми актами определен порядок проведения служебных проверок в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, правовой статус участников служебной проверки, их права, обязанности и полномочия, установлены обязательные требования к проведению служебной проверки и к заключению служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания данного заключения по результатам служебной проверки незаконным (нормы о круге лиц, имеющих право назначать и проводить служебную проверку, а также лиц, имеющих право утверждать ее результаты, нормы, содержащие запрет на участие в проведении служебной проверки сотрудников прямо или косвенно заинтересованных в ее результатах, нормы о сроках проведении служебной проверки, о получении объяснений от лица, в отношении которого проводится служебная проверка).Члены комиссии, которым поручено проведение служебной проверки, обязаны дать объективную оценку обстоятельствам, послужившим основаниями для проведения служебной проверки, - подтвердить или опровергнуть факт совершения сотрудником уголовно-исполнительной системы, в отношении которого проводится служебная проверка, дисциплинарного проступка, дать установленным фактам объективную оценку, определить степень вины сотрудника уголовно-исполнительной системы в совершении дисциплинарного проступка (при установлении факта его совершения), по результатам служебной проверки сформулировать предложения о применении (неприменении) к виновному лицу мер дисциплинарного взыскания, иные предложения по совершенствованию условий и порядка прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.

Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, установив, что факт нарушения Ламтюгиным И.А. служебной дисциплины, выразившегося в нарушении пункта 86 должностной инструкции - в отсутствии контроля за деятельностью подчиненных сотрудников ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю, пункта 4 Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, утвержденного приказом Минюста России от 20 марта 2015 г. № 64-ДСП, - в неэффективной организации обыскной работы, пункта 55 практических рекомендаций по учету колюще-режущего и другого инструмента на объектах размещения и трудоиспользования осужденных в исправительных учреждениях ФСИН России, - в отсутствии контроля за организацией учета инструмента ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства; служебная проверка в отношении Ламтюгина И.А. проведена ответчиком при наличии предусмотренных Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ оснований, в соответствии с Порядком проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 341, в установленные сроки, заключение служебной проверки соответствует требованиям статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ; установленный законом порядок и сроки наложения дисциплинарного взыскания ответчиком соблюдены, при избрании меры дисциплинарного взыскания ответчиком учтены неоднократность привлечения Ламтюгина И.А. к дисциплинарной ответственности, предшествующее поведение Ламтюгина И.А. и его отношение к труду, включая поощрения, наличие неснятых и непогашенных взысканий, а также длительный, систематический характер нарушения служебной дисциплины и неисполнения должностных обязанностей, обстоятельства совершения проступков, характер службы в органах уголовно-исполнительной системе, суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований Ламтюгина И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы, приведенные Ламтюгиным И.А. в кассационной жалобе о том, что факт совершения им нарушений служебной дисциплины не нашел своего подтверждения ни в ходе служебной проверки, ни в ходе судебного разбирательства, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции. На основании представленных в материалы дела доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства по существу спора, судами достоверно установлен факт совершения Ламтюгиным И.А., имеющего дисциплинарные взыскания, нарушений служебной дисциплины, которые подтверждены материалами служебной проверки, содержащих причины, характер и обстоятельства допущенных нарушений служебной дисциплины, данных, опровергающих выводы служебной проверки, Ламтюгиным И.А. не представлено.

Иная оценка Ламтюгиным И.А. представленных доказательств основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений служить не может, поскольку право оценки доказательств принадлежит суду, разрешающему спор, суд кассационной инстанции таким правом не наделен.

Вопреки доводам кассационной жалобы при принятии решения об увольнении ответчик учел тяжесть совершенных Ламтюгиным И.А. проступков, с учетом занимаемой им должности, предшествующее поведение и отношение к службе Ламтюгина И.А., который ранее неоднократно поощрялся, но и привлекался к дисциплинарной ответственности, и на момент принятия решения об увольнении имел 5 неснятых дисциплинарных взысканий в виде выговоров, предупреждения о неполном служебном соответствии.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных статьями 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 августа 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ламтюгина Ивана Александровича - без удовлетворения.

Председательствующий                                                         М.В. Лавник

Судьи                                                                                 И.А. Новожилова

                                                                                               С.Б. Латушкина

8Г-5068/2024 [88-7334/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
ЛАМТЮГИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказаний Управление по Алтайскому краю
Другие
Федеральная служба исполнения наказаний России
ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю
Берсенева Татьяна Викторовна
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Новожилова И.А.- Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
04.04.2024Судебное заседание
04.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее