Дело № 2а-613/2022
...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Макаровой М.А.,
с участием старшего помощника прокурора Усть-Вымского района Зуевой А.С., действующей по поручению Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях,
представителя административного истца ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми А.,
административного ответчика Власова И.С., принимавшего участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 мая 2022 года в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми к Власову И.С., освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении административного надзора,
установил:
... ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми В. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным исковым заявлением к Власову И.С., освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении в отношении него административного надзора на срок 2 года 11 месяцев, с возложением административных ограничений в виде: обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения посещения заведений, продающих спиртное в розлив; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания либо фактического нахождения поднадзорного лица, с 22:00 до 06:00 часов, кроме времени нахождения на работе; запрещения выезда за пределы ....
В обоснование требований указано, что осужденный Власов И.С. отбывает наказание в местах лишения свободы за совершение преступления средней тяжести при рецидиве преступлений, в период отбывания наказания признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно. Также указано, что установление Власову И.С. административных ограничений необходимо и связано с тем, что им совершено преступление в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, часть аналогичных ограничений была ранее ему установлена решением суда, осужденный не имеет регистрации по месту жительства.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми А. административное исковое заявление поддержала в полном объеме по вышеуказанным основаниям.
Административный ответчик Власов И.С. в судебном заседании с административными исковыми требованиями в части установления административных ограничений по запрету на пребывание вне жилого помещения в ночное время суток, запрета выезда за пределы муниципального образования не согласился, указав, что преступление совершено им не в ночное время, запрет на выезд за пределы ... будет препятствовать ему вывозить ребенка-... в другие регионы.
Заслушав стороны, исследовав и оценив письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Зуевой А.С., полагавшей необходимым установить административный надзор в отношении Власова И.С. сроком на 2 года 11 месяцев, возложив на него административные ограничения, предложенные администрацией ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, за исключением запрета на пребывание вне жилого помещения в ночное время суток, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора регулируется главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ).
Согласно ст.1 Федерального закона № 64-ФЗ под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (п.1 ч.3 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ).
Возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения (п.12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Из материалов дела следует, что Власов 26.02.2021 осужден приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми по ч.1 ст.158 УК РФ, ч.2 ст.330 УК РФ, ч.2 ст.139 УК РФ, ч.1 ст.119 УК РФ (два преступления), ч.1 ст.314.1 УК РФ, на основании ч.2 ст.69 УК РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Мера пресечения в виде заключения под стражу была оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу. Срок отбывания наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу, в срок отбытия наказания зачтен период содержания Власова И.С. под стражей с момента его задержания, то есть с 21.09.2020 до дня вступления приговора в законную силу, исходя из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговором суда в действиях осужденного установлен рецидив преступлений.
Апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Коми от 27.04.2021 приговор Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26.02.2021 в отношении Власова И.С. изменен в части гражданского иска.
Из материалов дела следует, что с 20.05.2021 осужденный Власов И.С. содержался в ФКУ ИК-1.
Постановлением врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми от 03.08.2021 Власов И.С. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, поскольку в течение года шесть раз нарушил установленный порядок отбывания наказания, за что привлекался к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор, после чего был переведен в строгие условия отбывания наказания.
Сведений об отмене постановления врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми от 03.08.2021 о признании осужденного Власова И.С. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в материалах дела не имеется и суду не представлено.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, осужденный Власов И.С. после признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания должных выводов для себя не сделал, с 06.08.2021 продолжал систематически допускать нарушения установленного порядка отбывания наказания, что послужило основанием для перевода его в единое помещение камерного типа (ЕПКТ) на срок 7 месяцев в соответствии с постановлением врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми от 06.12.2021.
С 07.12.2021 Власов И.С. содержится в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Власов И.С. является совершеннолетним гражданином Российской Федерации и освобождается из мест лишения свободы 20.09.2022.
При таких обстоятельствах, поскольку Власов И.С. имеет неснятую и непогашенную судимость за преступления, совершенные при рецидиве преступлений, при этом в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования исправительного учреждения об установлении в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Власова И.С. административного надзора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению на основании п.2 ч.1 ст.3, п.1 ч.3 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ.
При этом суд учитывает личность Власова И.С., его поведение в местах лишения свободы за весь период отбывания наказания, где он зарекомендовал себя с отрицательной стороны, (...).
Согласно п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления средней тяжести (ч.2 ст.330 УК РФ), в силу п. «в» ч.3 ст.86 УК РФ, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
Судимость за совершение Власовым И.С. преступления средней тяжести (ч.2 ст.330 УК РФ) в силу положений п. «в» ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашается по истечении трех лет после отбытия наказания, следовательно, Власову И.С. надлежит установить срок административного надзора - 2 года 11 месяцев, как просит административный истец.
Определяя виды административных ограничений, суд исходит из того, что они должны способствовать предупреждению совершения Власовым И.С. преступлений и других правонарушений, оказать на него индивидуальное профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов с учетом его личности, характера совершенных преступлений и степени их общественной опасности.
С учетом того, что административное ограничение в виде явки в орган внутренних дел является обязательным и, принимая во внимание криминологические данные личности Власова И.С., его поведение в период отбывания наказания, суд считает возможным установить ему обязательную явку три раза в месяц (в пределах, установленных положениями п.5 ч.1 ст.4 Федерального закона № 64-ФЗ) в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Поскольку приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26.02.2021 установлено, что Власов И.С. совершил преступления в состоянии алкогольного опьянения, суд, руководствуясь п.1 ч.1 ст.4 Федерального закона № 64-ФЗ, полагает необходимым установить Власову И.С. административное ограничение в виде запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков на разлив.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица может устанавливаться административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
Поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания установление данного ограничения в силу п.3 ч.2 ст.4 указанного Федерального закона № 64-ФЗ является обязательным.
Согласно приговору Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26.02.2021, до осуждения Власов И.С. был зарегистрирован по месту жительства и проживал по адресу: ....
С 09.03.2022 Власов И.С. на основании личного заявления, поданного в администрацию ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, снят с регистрационного учета по указанному адресу, что подтверждено копией его паспорта (л.д....).
Принимая во внимание отсутствие у Власова И.С. регистрации по месту жительства, суд считает необходимым установить ограничение в виде запрета выезда за пределы административно-территориального образования по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
При этом суд исходит из того, что вышеуказанные ограничения не ухудшают положение поднадзорного лица, и не отягчают его ответственность, а устанавливают контроль за его поведением после отбытия наказания по месту его жительства в целях охраны общественных интересов.
При установлении административных ограничений суд принимает во внимание возможность реализации прав осужденного при установленных ограничениях в порядке, предусмотренном ч.3 ст.12 Федерального закона № 64-ФЗ, допускающим краткосрочный выезд поднадзорного лица за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами с разрешения органа внутренних дел, а также их частичной отмены в течение срока административного надзора на основании сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица.
Одновременно суд не усматривает оснований для установления осужденному Власову И.С. ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания либо фактического нахождения, с 22:00 до 06:00 часов утра, кроме времени нахождения на работе.
По смыслу закона, выбор конкретных административных ограничений, установленных ст.4 Федерального закона № 64-ФЗ, не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
Из приговора Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26.02.2021 следует, что время совершения Власовым И.С. преступлений определено в промежутке с 21 часа 30 минут до 09 часов 34 минуты 22.09.2018, следовательно, могли быть совершены как в ночное, так и в дневное время, а также - в период с 12 часов до 16 часов 45 минут 16.02.2019.
В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми к Власову И.С. в указанной части.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона № 64-ФЗ срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Руководствуясь ст.273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми к Власову И.С. удовлетворить частично.
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Власова И.С., ... года рождения, административный надзор на срок 2 (два) года 11 месяцев по приговору Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 февраля 2021 года, со следующими административными ограничениями:
- обязательная явка три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков на разлив;
- запрещение выезда за пределы административно-территориального образования по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.
Административное исковое заявление ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми к Власову И.С. в части установления административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания либо фактического нахождения, с 22:00 до 06:00 часов утра, кроме времени нахождения на работе оставить без удовлетворения.
Срок административного надзора, установленного в отношении Власова И.С., исчислять со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить Власову И.С., что в случае неприбытия без уважительных причин после освобождения из мест лишения свободы к избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения в определенный администрацией исправительного учреждения срок, либо за самовольное оставление места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, он может быть привлечен к уголовной ответственности на основании статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а за несоблюдение административных ограничений и невыполнение установленных обязанностей - к административной ответственности по статье 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
...
Судья...
... М.Н.Таскаева
...
...