дело №2-125/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2020 года пгт.Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Задорожной О.А.,
с участием помощника прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми Чистюхиной С.В.,
третьего лица Балукиной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования муниципального района «Троицко-Печорский» к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» об установлении разумного срока отселения жильцов многоквартирного жилого дома,
установил:
прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми (далее истец, прокурор) обратился в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования муниципального района «Троицко-Печорский» в суд с иском к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» (далее ответчик, администрация) об установлении разумного срока отселения жильцов многоквартирного жилого дома. Требования мотивировал тем, что проведенной проверкой соблюдения ответчиком жилищного законодательства, на основании обращения ФИО5, установлено, что заключением межведомственной комиссии ответчика от 27.04.2016 многоквартирный дом по адресу: Республика Коми, пгт.Троицко-Печорск, ул.Захарова, 20, признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок сноса дома и расселения жильцов до 2026 года. Вместе с тем, проведенным с привлечением специалиста Госстройнадзора Республики Коми, осмотром вышеуказанного дома установлено, что с момента признания дома аварийным и подлежащим сносу произошла потеря прочности и устойчивости всего дома. Объем маневренного фонда, принадлежащего ответчику, не позволяет обеспечить временное размещение всех граждан, проживающих в домах, признанных аварийными, в т.ч. жильцов дома №20 по ул.Захарова пгт.Троицко-Печорск. Прокурор полагает, что с учетом фактического состояния конструкций многоквартирного дома, установленный ответчиком срок сноса и отселения жильцов до 2026 года нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, а проживание в нем жильцов представляет угрозу их жизни и здоровью в виду самопроизвольного разрушения дома. Муниципальной адресной Программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории МР «Троицко-Печорский» на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением администрации от 10.04.2019 №04/253, предусмотрено переселение из ветхого аварийного жилья на территории МР «Троицко-Печорский», в которой предусмотрен срок расселения дома по ул.Захарова, 20, пгт.Троицко-Печорск – 4 квартал 2022 года. По мнению прокурора, установление иных, более поздних сроков отселения, препятствует гражданам в реализации жилищных прав, создает угрозу жизни и здоровью в виду ненадлежащего технического состояния.
В судебном заседании представитель прокуратуры Чистюхина С.В. заявленные в иске требования поддержала, отметив, что установленный Программой переселения на 2019-2025 годы срок отселения жильцов дома №20 по ул.Захарова пгт.Троицко-Печорск (4 квартал 2022) следует признать обоснованным.
В судебное заседание ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направил, ходатайств об отложении рассмотрения дела, не заявил. В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании третье лицо ФИО5 заявленные прокурором требования поддержала, просила иск удовлетворить. Пояснила, что в 2003 году переехала в пгт.Троицко-Печорск из <адрес> в связи с закрытием последнего, где работала в школе. В администрации ей предоставили квартиру в доме №20 по ул.Захарова, выдали ордер. Подтвердила, что от ответчика получала уведомление, которым был установлен срок переселения жильцов из дома, признанного аварийным в 2026 году. Отметила, что исправно оплачивает коммунальные услуги, однако, тепла в доме нет, жильцы постоянно мерзнут, по квартире приходится ходить в валенках. Выгребные ямы рухнули, неоднократно обращалась в администрацию, к управляющим компаниям, однако, те никаких мер не предпринимали. Заявление ФИО5 о ремонте выгребных ям принято, оно находится в списке под №.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
20.05.2015 заключением межведомственной комиссии ответчика на основании акта обследования квартиры <адрес> квартира признана пригодной для проживания, необходимо проведение капитального ремонта полов в жилых помещениях, заменить оконные и дверные проемы.
27.04.2016 заключением межведомственной комиссии ответчика на основании акта обследования многоквартирного дома №20 по ул.Захарова пгт.Троицко-Печорск он признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации от 25.05.2016 № определены сроки сноса домов, признанных аварийными, сроки отселения физических и юридических лиц в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. Согласно приложению к данному постановлению в отношении многоквартирного дома №20 по ул.Захарова пгт.Троицко-Печорск, указанные сроки определены в 2026 году. Указанная информация доведена до ФИО5 письмом администрации от 20.10.2016, а 31.01.2018 администрация направила в адрес собственников квартир в многоквартирном доме №20 по ул.Захарова пгт.Троицко-Печорск требования об осуществлении сноса (реконструкции) дома, установив срок до 30.04.2026.
Постановлением администрации от 07.08.2018 № вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, определены сроки сноса и отселения жильцов до 2026 года. На отдел земельных и имущественных отношений возложена обязанность направить гражданам, проживающим с доме на основании договоров социального найма уведомления с предложением жилых помещений маневренного фонда для временного проживания.
Из информации, предоставленной ответчиком в прокуратуру, следует, что срок отселения определен с учетом технического состояния и характеристик дома, отсутствия сведений и информации, указанной в акте межведомственной комиссии по определению угрозы проживания граждан. Отмечено, что многоквартирный дом включен в 5 этап программы переселения, срок расселения до 4 квартала 2024, проведение в доме капитального ремонта нецелесообразно.
Начальником инспекции Госстройнадзора Республики Коми по г.Ухте, Сосногорску, Вуктылу, Княжпогостскому и Троицко-Печорскому районам ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ произведен визуальный осмотр многоквартирного дома, по результатам которого установлено, что с момента признания дома аварийным и подлежащим сносу (ДД.ММ.ГГГГ) произошла потеря прочности и устойчивости всего дома в целом.
ФИО5 проживает в квартире №2 дома №20 по ул.Захарова пгт.Троицко-Печорск на основании ордера, выданного администрацией 20.09.2003 (постановление от 22.09.2003 №). Из восьми квартир в доме, шесть находятся в муниципальной собственности ответчика.
В соответствии с ч.1, 2 ст.1 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в т.ч. учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (п.1, 8, 9 ст.14 ЖК РФ).
Согласно ч.3, 4 ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее Положение).
Согласно п.49, 52 Положения на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз.7 п.7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Решение органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное п.47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
Системный анализ вышеперечисленных норм права позволяет суду прийти к выводу, что решение о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ отнесено к исключительной компетенции ответчика.
При принятии данного решения, сроки не могут устанавливаться произвольно, без учета состояния многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, поскольку в противном случае это может повлечь за собой повышение и без того опасного нахождения граждан в указанных жилых помещениях, вследствие чего их жизнь и здоровье будет подвергаться необоснованному риску.
Из представленных суду доказательств следует, что по состоянию на дату принятия межведомственной комиссией заключения дом представлял реальную опасность для проживающих в нем граждан, поскольку было отмечено искривление горизонтальной линии фасада, выпучивание стен, прогибы, перекосы оконных и дверных проемов, прогибы стропильных ног крыши, ослабление врубок и соединений, повреждение слуховых окон, просветы на кровле, протечки, сколы и трещины.
Доводы истца о наличии реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в доме, признаются обоснованными, поскольку подтверждены достоверными доказательствами, к которым суд относит результаты осмотра, произведенного должностным лицом Госстройнадзора в Республике Коми. При этом, суд учитывает, что на протяжении длительного периода времени в доме не только не проводился капитальный ремонт, но также и поддерживающий ремонт конструктивных элементов, который позволял судить о снижении или устранении угрозы обрушения дома и как следствие угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в нем.
Суд отмечает, что на протяжении длительного периода времени, многоквартирный жилой дом находится фактически в стадии саморазрушения, поскольку его состояние только ухудшается.
Как верно отмечено прокурором в заявлении на основании постановления администрации от 10.04.2019 №04/253, которым утверждена Программа «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда МР «Троицко-Печорский» на 2019-2025 годы» указанный в иске многоквартирный дом включен в этап переселения на 2022 год (4 квартал).
В связи с вышеизложенным, решение по определению сроков отселения жильцов до 2026 года следует признать явно не разумным, поскольку оно принято без учета реального состояния многоквартирного дома, а также без учета невозможности предоставления жильцам дома жилья в маневренном фонде, в связи с чем, суд усматривает правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования муниципального района «Троицко-Печорский» к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» об установлении разумного срока отселения жильцов многоквартирного жилого дома удовлетворить.
Обязать администрацию МР «Троицко-Печорский» установить разумный срок отселения жильцов дома №20 по ул.Захарова пгт.Троицко-Печорск Республики Коми, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судьей 30 апреля 2020.
Судья Р.В.Чулков