№ 2а-2671/2021
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2021 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Петуховой О.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурораИндустриального района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республикео признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Индустриального района г. Ижевска обратился в судс административным исковым заявлением о признании информации, размещённой в сети «Интернет» на странице с адресом <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование требований указал, что в ходе мониторинга установлено, что на странице Интернет-сайта <данные изъяты> размещена информация о способах изготовления, применения незаконных орудий добычи объектов животного мира – ногозахватывающих капканов для отлова. Посещение сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничения либо предупреждения об ограничениях к их доступу по кругу лиц. Таким образом, информация, содержащаяся на интернет-сайте, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит сведения о способах изготовления, применения незаконных орудий добычи объектов животного мира – ногозахватывающих капканов для отлова, использование которой может повлечь совершение преступления, предусмотренного п. «б» ч.1 ст. 258 УК РФ неопределенным кругом лиц, что недопустимо. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту должен быть закрыт.
В соответствии с ч.1 ст. 291 КАС РФ настоящее административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Закон о защите информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 15Закона о защите информации, на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящегоФедерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Сайт в сети «Интернет», согласно пункту 13 статьи 2 Закона о защите информации - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленныхФедеральнымизаконами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установленыФедеральнымизаконами (пункт 5 статьи 15Закона о защите информации).
В соответствии с частью 6 статьи 10Закона о защите информации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» установлено, что животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.
В силу ч. 4, ч. 5 ст. 40 указанного ФЗ, правила охоты устанавливаются в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов. Правила использования объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, утверждаются для каждого субъекта Российской Федерации органами государственной власти в соответствии с их полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом. Пользование животным миром осуществляется с применением орудий и способов, отвечающих международным стандартам на гуманный отлов диких животных.
Особенностью добычи охотничьих ресурсов как деятельности является совершение действий по их изъятию из среды естественного обитания с использованием различных орудий и приемов. Изъятие предполагает извлечение животных или птиц из мест и условий их естественного проживания. В контексте рассматриваемых вопросов стоит отметить, что "добыча охотничьих ресурсов" входит в понятие "охота" как элемент, поскольку последняя, помимо отстрела и отлова охотничьих ресурсов, включает и их поиск, выслеживание, преследование, а также первичную переработку и транспортировку уже добытой продукции.
В силу ст. 4 Закона о животном мире животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Главой VIII Закона о животном мире предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
В соответствии со ст. 55 Закона о животном мире лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.07.2009 «209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается на принципе использования охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жесткого обращения с животными.
В п. 5 ст. 2 Закона об охоте закреплен принцип использования охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными, в том числе при подготовке и дрессировке собак охотничьих пород.
Приказом Минприроды России от 24.07.2020 №477 утверждены Правила охоты, в соответствии с п. 62.3 которых при отлове и (или) отстреле охотничьих животных запрещается использование стандартных ногозахватывающих удерживающих капканов со стальными дугами для отлова волка, енотовидной собаки, енота-полоскуна, рыси, барсука, лесной куницы, соболя, горностая, выдры, бобров, ондатры, за исключением отлова волка в целях регулирования его численности.
Указанные орудия ловли могут быть использованы для незаконного отлова и (или) отстрела охотничьих животных.
В силу п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 №612, не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограниченна законодательством РФ.
Судом установлено, что административным истцом проведен мониторинг Интернет-сайтов, в результате чего был выявлен сайт с URL-адресом <данные изъяты>, на котором размещена информация, находящаяся в свободном доступе для неограниченного круга лиц, которая содержит сведения о способах изготовления, применения незаконных орудий добычи объектов животного мира – ногозахватывающих капканов для отлова, использование которой может повлечь совершение преступления, предусмотренного п. «б» ч.1 ст. 258 УК РФ неопределенным кругом лиц, что недопустимо.
В подтверждение заявленных требований были представлены скриншоты вышеуказанного сайта.
Доступ к указанной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения незаконных действий с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, подрывает авторитет государственной власти РФ, органов местного самоуправления и действующих законов. Предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрашиваемой информации.
Следовательно, в силу части 6 статьи 10Закона о защите информации информация на вышеуказанном сайте должна быть признана запрещенной к распространению на территории РФ.
Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав, кроме как обращение в суд с заявлением о признании информации запрещенной к распространению.
Поскольку по делам данной категории юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения запрещенной информации на сайте в сети «Интернет», то установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1Закона о защите информации, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с пунктом 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными постановлением Правительства РФ от26.10.2012 № 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральнойслужбой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра.
ИсполнениеФедеральнойслужбой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций данного полномочия предусмотрено также пунктом 5.1.7 Положения оФедеральнойслужбе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом не установлены владельцы сайта в сети «Интернет», авторы размещенной на них информации, администраторы доменных имен, т.е. лица, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение.
На основании совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ч.4 ст. 265.5. КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурораИндустриального района г. Ижевскао признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на страницах сайта <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение в соответствии с положениями ч.4 ст. 265.5 КАС РФ обратить к немедленному исполнению.
Копию настоящего решения направить для исполнения вУправление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике, для включения страницы сайта с URL-адресом <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья О.Н. Петухова