В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
УИД 36RS0№-97
Дело №
Дело в суде первой инстанции №
Строка №г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 мая 2022 г. <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей Квасовой О.А., Кузнецовой Л.В.
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи ФИО7
гражданское дело № по иску ФИО1 к ТСЖ «Север» о взыскании заработной платы и компенсации за задержку,
по апелляционной жалобе председателя ТСЖ «Север»
на решение Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
(судья ФИО5),
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к ТСЖ «Север» о взыскании заработной платы и компенсации за задержку, свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на должность председателя правления ТСЖ «Север» с должностным окла<адрес> рублей, что подтверждается трудовым договором.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве председателя ТСЖ «Север» значилась запись об ином лице. В соответствии с решением суда данная запись в ЕГРЮЛ о председателе ТСЖ «Север» от ДД.ММ.ГГГГ признана недействительной.
С ДД.ММ.ГГГГ восстановлены его полномочия в качестве председателя ТСЖ «Север».
Доступ к расчетному счету ТСЖ «Север» у него возник только с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ были вновь возложены обязанности председателя ТСЖ «Север» на ФИО6
Он не имел возможности урегулировать свои нарушенные права в части расчета, начисления и выплаты заработной платы.
Работодателем ему не была выплачена заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7808,15 рублей.
В порядке уточнения исковых требований, согласно ст. 39 ГПК РФ, просил суд: взыскать с ТСЖ «Север» в свою пользу задолженность по заработной плате в размере 4189,74 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 3 618,41 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и денежную компенсацию за задержку заработной платы в размере 196,60 рублей.
Решением Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: взыскать с ТСЖ «Север» в пользу ФИО1 сумму задолженности по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 10 рабочих дней 7808 рублей 15 копеек, денежную компенсацию за задержку заработной платы 196 рублей 60 копеек, всего 8004 рублей 75 копеек.
Взыскать с ТСЖ «Север» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере – 400 рублей 00 копеек (л.д.186, 187-193).
Не согласившись с постановленным решением суда, ТСЖ «Север» подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, допущенных нарушений норм материального права в части не применения закона, подлежащего применению, а также о принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д.195-198).
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 указывает на несостоятельность доводов представителя ответчика, законность и обоснованность постановленного решения, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (л.д.222-223).
В судебное заседание явился: истец ФИО1 Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
В соответствии с требованиями статьи 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, а условие о размере оплаты труда является существенным условием трудового договора, любые изменения в размере оплаты труда должны быть оформлены в письменной форме.
В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В силу части 1 статьи 135 ТК РФ, абзаца 5 части 2 статьи 57 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (ст. 140 ТК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения Правления ТСЖ «Север», оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 был выбран в качестве председателя правления ТСЖ «Север» ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ТСЖ «Север» был заключен трудовой договор о принятии истца на должность председателя правления ТСЖ (л.д. 30-34).
В п. 1.7 трудового договора указано, что договор является срочным, срок установлен в соответствии с ЖК РФ и Уставом ТСЖ «Север».
Согласно п. 3.1, 3.3 трудового договора за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере, утвержденным решением общего собрания членов ТСЖ и на момент подписания указанного трудового договора должностной оклад составляет 18300 рублей. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе товарищества или путем перечисления на счет работника в банке два раза в месяц, в день установленный правилами внутреннего трудового распорядка.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выписке ЕГРЮЛ в качестве председателя ТСЖ «Север» числилось иное лицо - ФИО6, в связи с чем, в этот период ФИО1 функции председателя правления ТСЖ «Север» не осуществлял, никаких мероприятий по управлению многоквартирным домом не производил.
На основании решения суда запись в ЕГРЮЛ о председателе ТСЖ «Север» от ДД.ММ.ГГГГ признана недействительной, с ДД.ММ.ГГГГ восстановлены полномочия ФИО1 в качестве председателя ТСЖ «Север».
Доступ к расчетному счету ТСЖ «Север» у ФИО1 возник только с ДД.ММ.ГГГГ, при этом заработная плата за оспариваемый период ему не выплачивалась.
ДД.ММ.ГГГГ были вновь возложены обязанности на ФИО6 как председателя ТСЖ «Север», в связи с чем, истцу не была выплачена заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7808,15 рублей.
Из пояснений ФИО1 следует, что согласно п. 16.4 Устава ТСЖ «Север» переизбрание председателя и досрочное прекращение его полномочий осуществляется по решению правления, при этом он исполнял свои функции в полном объеме до избрания нового председателя правления, а потому имеет право на получение вознаграждения за выполненные функции.
При прекращении полномочий председателя правления ТСЖ окончательный расчет с истцом за июль 2019 года не производился.
После внесении записи в ЕГРЮЛ данных о недействительности собрания и избрания ФИО6 председателем, ФИО1 на законных основаниях имел право осуществлять функции председателя правления ТСЖ «Север».
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что работодателем ФИО1 не была выплачена заработная плата за февраль с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5 календарных дней в размере 4189,74 рублей и за март 2021 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5 календарных дней в размере 3618,41 рублей, на общую сумму 7808,15 рублей, пришел к выводу о взыскании заработной платы в полном объеме.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с таким выводом суда в этой части, как основанном на верной оценке обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.
Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы о срочном характере трудового договора, срок которого истек ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, требования истца не правомерны, являлись предметом проверки при разрешении спора судом первой инстанции, и эти доводы обоснованно отвергнуты по мотивам, подробно изложенным в решении, оснований сомневаться в обоснованности выводов у суда апелляционной инстанции в этой части не имеется.
Из содержания ст. 58 ТК РФ следует, что срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях предусмотренной ч. 1 ст. 59 ТК РФ.
По правилам ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается: в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органов местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях.
Правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества.
В п. 16.1 Устава ТСЖ «Север» указано, что председатель правления ТСЖ избирается из членов правления сроком на 2 года.
Пунктом 16.4 Устава ТСЖ «Север» предусмотрено, что переизбрание председателя и досрочное прекращение его полномочий осуществляется по решению правления, а он выполняет свои функции до избрания нового председателя правления.
Подтверждением смены председателя правления является внесение соответствующих записей в ЕГРЮЛ.
В момент внесения записи в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ о ФИО6, как председателе правления ТСЖ «Север», ФИО1 утратил право осуществлять свои функции председателя с этой даты и требовать каких – либо выплат как работник ТСЖ «Север».
В феврале 2021 года на основании решения Коминтерновского районного суда в ЕГРЮЛ была занесена запись о председателе правления ФИО1
Таким образом, поскольку ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия, и работник продолжил работу после истечения срока действия трудового договора, то условие о срочном характере трудового договора утратило силу, в связи с тем, что доказательств окончания ДД.ММ.ГГГГ срока заключенного трудового договора с ФИО1 в материалах дела не содержится, соответственно, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Факт того, что ФИО1 фактически осуществлял свою трудовую функцию свидетельствует письмо ПАО Сбербанк о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он наделен правом подписи (л.д.124), заявление за подписью ФИО1 в АО «ЕПСС ЖКХ ВО» о предоставлении распорядительных писем ТСЖ для производства сверки расчетов (л.д.132), аналогичное письмо в ООО «Взлет», ООО «РВК-Воронеж», ПАО «ТНС энерго Воронеж», АО «ЭР-Телеком Холдинг».
Разрешая требования в части взыскании денежной компенсации, суд руководствовался положениями ст. 236 ТК РФ, и взыскал с работодателя в пользу истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ денежную компенсацию за задержку заработной платы в размере 196,60 рублей.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о наличии у истца права на компенсацию за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, основанным на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.
Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору, то есть начисленных, но не выплаченных работнику работодателем денежных сумм.
Принимая во внимание, что заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу не начислялась, являлась спорной выплатой, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части взыскания компенсации за нарушение установленного срока выплаты заработной платы в размере 196 рублей 60 копеек, нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах, решение суда в части взыскания денежной компенсации за задержку заработной платы подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в этой части.
руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части взыскания денежной компенсации за задержку заработной платы отменить, принять в данной части новое решение, которым: «В иске ФИО1 к ТСЖ «Север» о взыскании денежной компенсации за задержку заработной платы в сумме 196 рублей 60 копеек - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя ТСЖ «Север»- без удовлетворения».
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.