...
Дело № 2-7022/2023 (№33-576/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,
судей Батовой Л.А. и Константиновой Н.В.,
при секретаре Панькиной Е.О.,
рассмотрела в судебном заседании 22 января 2024 года дело по апелляционной жалобе ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 октября 2023 года, которым постановлено:
требования ФИО9 (СНИЛС <Номер обезличен>) к Отделению социальной защиты населения по Ленскому району, ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» о признании бездействия незаконным, взыскании единовременной выплаты, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействия ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» в виде непринятия мер по направлению информации о выплате причитающихся ФИО9 сумм.
Взыскать с ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» в пользу ФИО9 единовременное пособие в размере 333333 рубля 33 копейки.
Взыскать с ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» в пользу ФИО9 компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Требования ФИО9 к Отделению социальной защиты населения по Ленскому району оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Константиновой Н.В., объяснения истца ФИО9 и его представителя ФИО15, судебная коллегия
установила:
ФИО9 обратился в суд с исковым заявлением к Отделению социальной защиты населения по Ленскому району о признании незаконным бездействия в виде непринятия мер по направлению информации о выплате причитающихся истцу сумм, взыскании единовременной выплаты в размере 333 333,33 руб., компенсации морального вреда в размере 500 000 руб. В обоснование указано, что он является сыном ФИО10, проходившего военную службу по контракту с 01.09.2022 года и погибшего при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территории Украины, Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики. Выплата в размере 2000000 рублей в равных долях была произведена 31.03.2023 года членам семьи погибшего ФИО10: жене - ФИО1, дочери - ФИО2, дочери - ФИО3, сыну - ФИО8 и матери ФИО4. Истцу выплат произведено не было, что послужило основанием для обращения с исковым заявлением в суд.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения», в качестве третьих лиц привлечены Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, ФИО4, ФИО1, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, <Дата обезличена> года рождения, ФИО7, <Дата обезличена> года рождения, ФИО8, <Дата обезличена> года рождения.
В судебном заседании истец и его представитель на удовлетворении требований настаивали.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, в предоставленных отзывах с иском не согласились.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» ставит вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что судом неправильно оценены обстоятельства по делу, в связи с чем, нарушены нормы материального права, а именно, судом не принято во внимание, что ответчик в установленный нормативно-правовым актом Архангельской области срок принял меры к установлению круга лиц, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты и вынес соответствующее решение; при обращении с заявлением истец не представил необходимые документы и такие документы не были представлены ответчику в порядке межведомственного взаимодействия. С учётом этого, полагает, что выводы суда о бездействии ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» являются необоснованными. Также не согласно с взысканием в пользу истца компенсации морального вреда, полагая, что истцом не представлены доказательства причинения вреда здоровью или достоинству истца.
В суде апелляционной инстанции истец и его представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области полагало решение суда законным и обоснованным.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательств.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции с учетом следующего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО9 является сыном ФИО10, отцовство установлено решением Ленского районного суда Архангельской области от 07.12.2005. Также решением суда с ФИО10 в пользу ФИО15 взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего сына ФИО9
Определением Вилегодского районного суда Архангельской области от 09.03.2023 в решении Ленского районного суда Архангельской области от 07.12.2005 устранена описка, а именно, дата рождения ФИО10 изменена с <Дата обезличена> на <Дата обезличена>.
03.04.2023 ФИО9 выдано свидетельство об установлении отцовства и повторное свидетельство о рождении, где отцом указан ФИО10 В ранее выданном свидетельстве о рождении в графе отец - стоял прочерк.
Согласно пояснениям ФИО15, новое свидетельство о рождении на сына она не оформляла, так как в решении суда была описка в дате рождения ФИО10 Последний не хотел исправлять описку в решении суда, поэтому она для доказательства отцовства ее сына ФИО10 прикладывала и показывала копию решения суда. Так как для получения спорных выплат необходимо было представить копию свидетельства о рождении для подтверждения факта родства, то они только сейчас оформили его.
ФИО10 с 01.09.2022 проходил военную службу по контракту в войсковой части <Номер обезличен>. <Дата обезличена> ФИО10 погиб в ходе проведения специальной военной операции на территории Украины, ДНР, ЛНР.
28.02.2023 врио командира войсковой части <Номер обезличен> направил в адрес Военного комиссара Вилегодского и Ленского районов Архангельской области извещение и просил известить сына ФИО9 о том, что его отец ФИО10 погиб в ходе специальной военной операции.
06.03.2023 в отделение социальной защиты населения по Ленскому району государственного учреждения обратились жена погибшего военнослужащего ФИО1 от своего лица и троих несовершеннолетних детей и мать погибшего военнослужащего ФИО4 с заявлением об оказании па территории Архангельской области дополнительной меры социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты военнослужащим и лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальное звание полиции, либо призванным на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», либо заключившим контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации), принимающим участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины. При этом ФИО1 сообщила о наличии у ФИО10 ещё одного сына.
10.03.2023 Военным комиссаром Вилегодского и Ленского районов Архангельской области в адрес ФИО9 направлено извещение о том, что его отец ФИО10 погиб <Дата обезличена> при выполнении задач в ходе специальной военной операции.
На основании решения ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» от 13.03.2023 членам семьи ФИО10: супруге ФИО1; дочери ФИО2; дочери ФИО3; сыну ФИО8; матери ФИО4 произведена единовременная выплата в размере 2 000 000 рублей (по 400 000 рублей в пользу каждого члена семьи).
10.04.2023 в отделение социальной защиты населения по Ленскому району государственного учреждения поступило заявление от ФИО9 на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с Порядком №252-пп, а также информация о том, что решением Ленского районного суда Архангельской области № 2-55/2005 от 07.12.2005 ФИО10, <Дата обезличена> года рождения, признан отцом несовершеннолетнего ФИО9, <Дата обезличена> года рождения.
Письмом от 25.04.2023 ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» ФИО9 сообщило, что 31.03.2023 выплата в размере 2 000 000 рублей осуществлена членам семьи ФИО10: супруге ФИО1; дочери ФИО2; дочери ФИО3; сыну ФИО8; матери ФИО4 в равных долях. Согласно учетным данным информация о сыне ФИО10 – ФИО9 отсутствует, дополнительной информации об имеющихся у ФИО10 членов семьи не предоставлялось, в предоставлении выплаты отказано, поскольку заявитель не относится к категории лиц, указанных в пункте 4 Порядка, отсутствует подтверждение родственных отношений с погибшим ФИО10
Суд, установив приведенные обстоятельства, проанализировав положения Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2022 №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее – Указ Президента РФ №647), Порядка оказания на территории Архангельской области дополнительной меры социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты военнослужащим и лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальное звание полиции, либо призванным на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», либо заключившим контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации), принимающим участие в специальной военной операции, проходящей на территории Донецкой народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины, членам семей военнослужащих и лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальное звание полиции, либо призванных на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации", либо заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации), погибших (умерших) в результате участия в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины», утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 20.04.2022 № 252-пп (далее – Порядок №252-пп), пришёл к выводу, что право истца на получение меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в связи с гибелью его отца нарушены по вине ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения», а потому признал бездействие указанного ответчика, выразившегося в ненаправлении в адрес ФИО9 информации о причитающихся суммах незаконным и взыскал в пользу ФИО9 единовременное пособие в размере 333 333,33 руб.
Кроме того, суд со ссылкой на положения статьи 45 Конституции Российской Федерации, статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) с учётом разъяснений, приведённых в пунктах 2, 26, 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» определил к взысканию с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, указав, что непринятие должностными лицами ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» мер по решению вопроса о выплате ФИО9 единовременной выплаты, предусмотренной законодательством, приведшее к длительному нарушению прав истца на меры государственной поддержки в связи с гибелью отца, нарушает не только непосредственно имущественные права истца, но и влечет нарушение его личных неимущественных прав, что, безусловно, отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии истца, затрагивает его достоинство личности, то есть нарушает личные неимущественные права, причиняя ему тем самым моральный вред (нравственные страдания).
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает в силу следующего.
В соответствии с федеральными законами от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне», от 26.02.1997 №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Указом Президента РФ от 21.09.2022 №647 в Российской Федерации с 21.09.2022 объявлена частичная мобилизация.
В целях материальной поддержки военнослужащих и лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, либо призванных на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» Правительством Архангельской области утверждён Порядок №252-пп, пунктом 3 которого установлено, что единовременная денежная выплата осуществляется однократно членам семей погибших военнослужащих - в размере 2 млн. рублей на одного погибшего военнослужащего в равных долях на каждого члена семьи погибшего военнослужащего независимо от места жительства члена семьи погибшего военнослужащего.
Согласно пункту 4 Порядка №252-пп (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений) к членам семьи погибшего военнослужащего, имеющим право на получение единовременной денежной выплаты, относятся следующие граждане Российской Федерации;
1) супруг (супруга), состоявшая (состоявший) на дату гибели (смерти) военнослужащего в зарегистрированном браке с ним (пей);
2) родители военнослужащего;
3) дети военнослужащего, не достигшие 18 лет;
4) совершеннолетние дети военнослужащего, если они стали инвалидами до достижения 18 лет;
5) совершеннолетние дети военнослужащего, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Возраст детей военнослужащего учитывается по состоянию на день гибели (смерти) военнослужащего.
Пунктом 6 Порядка 252-пп установлено, что для предоставления единовременной выплаты гражданин из числа лиц, указанных в пункте 4 Порядка не позднее трех лет со дня гибели (смерти) военнослужащего предоставляет в государственное учреждение: заявление о предоставлении выплаты; копию свидетельства о смерти погибшего; документ, уполномоченного органа, подтверждающий факт гибели (смерти) военнослужащего при выполнении задач в ходе специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24.02.2022 года; документ, подтверждающий, что место жительства военнослужащего находилось на территории Архангельской области, в случае, если военнослужащий проживал на территории Архангельской области; документы, подтверждающие родственные отношения военнослужащего и членов его семьи (копии актов гражданского состояния, копия судебного решения об установлении факта родственных отношений между военнослужащим и членом его семьи, если указанные обстоятельства установлены или признаны указанным решением); справку образовательной организации, подтверждающие факт обучения ребенка в возрасте от 18 лет до 23 лет.
Также заявитель вправе предоставить документы: справку об установлении инвалидности; документ, подтверждающий проживание заявителя на территории Архангельской области (п. 7 Порядка).
Согласно пункту 8 Порядка №252-пп государственное учреждение в случае, если заявитель по собственной инициативе не представил документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, самостоятельно запрашивает их путем направления межведомственных информационных запросов в электронной форме через единую систему межведомственного электронного взаимодействия или Архангельскую региональную систему межведомственного электронного взаимодействия. В случае невозможности направления межведомственного запроса в электронной форме через единую систему межведомственного электронного взаимодействия или Архангельскую региональную систему межведомственного электронного взаимодействия указанный запрос направляется по почте, электронной почте или факсимильной связи.
В соответствии с пунктом 12 Порядка государственное учреждение обязано в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пунктах 6 и 7 Порядка осуществить действия по установлению граждан, относящихся к лицам, указанным в пункте 4 Порядка и разъяснить им права на получение единовременной выплаты.
13.03.2023 Отделением социальной защиты населения по Ленскому району ГКУ Архангельской области « был направлен межведомственный запрос в отношении ФИО9, предполагаемого родственника погибшего военнослужащего. На запрос сведения с органов ЗАГСа о родстве ФИО9 и ФИО10 не поступили.
Однако, как верно указано судом первой инстанции, Отделением социальной защиты населения по Ленскому району ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» не было выполнено требование пункта 12 Порядка №252-пп о разъяснении ФИО9 права на получение социальной выплаты при том, что на дату принятия решения об осуществлении единовременной выплаты членам семьи военнослужащего ФИО10: супруге ФИО1; дочери ФИО2; дочери ФИО3; сыну ФИО8; матери ФИО4 ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» располагало сведениями о том, что у ФИО10 имеется ещё один ребенок - ФИО9 В этой связи ФИО9 следовало предложить представить документы, подтверждающие право на единовременную денежную выплату.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что Порядком №252-пп не предусмотрено продление срока принятия решения об осуществлении единовременной денежной выплаты родственникам погибшего военнослужащего не может быть принят во внимание, так как по смыслу подпункта «б» подпункта 3 пункта 12 Порядка №252-пп при принятии такого решения 15.03.2023 и осуществлении единовременной денежной выплаты 31.03.2023 ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» должно было учесть всех лиц, имеющих право на получение этой выплаты и в этих целях разъяснить им право на её получение. Таких действий ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» не выполнило, что и послужило основанием для признания бездействия указанного ответчика незаконным.
Судебная коллегия также находит обоснованным вывод суда о несостоятельности доводов ответчика относительно того, что на момент вынесения решения от 15.03.2023 о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего ФИО10 в решении Ленского районного суда Архангельской области от 07.12.2005 об установлении его отцовства в отношении ФИО9 была допущена описка в дате рождения ФИО10, поскольку такая описка исправлена определением Вилегодского районного суда Архангельской области от 03.03.2023, вступившим в законную силу 31.03.2023, и 03.04.2023 ФИО9 выдано свидетельство о рождении, в котором ФИО10 значится его отцом.
ФИО9 относится к категории лиц, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с порядком №252-пп, так как является сыном погибшего ФИО10 и на момент смерти ФИО10 достиг 19 лет и обучался в учебном заведении по очной форме обучения.
ФИО9 реализовал свое право на получение единовременной денежной выплаты в трёхлетний срок, установленный пунктом 6 Порядка №252-пп и на момент его обращения с заявлением на получение единовременной денежной выплаты 10.04.2023 документы, необходимые для принятия решения об осуществлении единовременной денежной выплаты ФИО9 как члену семьи погибшего военнослужащего ФИО10, включая сведения из органов ЗАГСа, могли быть получены в порядке межведомственного взаимодействия. Однако ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» в нарушение Порядка №252-пп заявление ФИО9 надлежащим образом не рассмотрело, направило ему отказ в осуществлении единовременной денежной выплаты по причине отсутствия документов, подтверждающих право ФИО9 на получение соответствующей выплаты и указав, что такая выплата уже произведена членам семьи ФИО10 в полном объеме.
Указанные действия повлекли нарушение прав и законных интересов истца на получение мер социальной поддержки, предоставленной государством членам семей погибших военнослужащих, призванных на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».
С учётом того, что при условии распределения единовременной денежной выплаты в размере 2 000 000 руб. на всех членов семьи погибшего ФИО10, на истца должно было приходиться 333 333, 33 руб. (2 000 000 / 6), суд обоснованно взыскал эту сумму с ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения».
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводами суда о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
По общему правилу, установленному статьей 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Таким образом, компенсация морального вреда осуществляется в случае нарушений неимущественных прав физического лица.
Вместе с тем в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.
На основании пункта 1 статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Как верно указано судом, непринятие должностными лицами ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» мер по решению вопроса о выплате ФИО9 единовременной денежной выплаты повлекло не только нарушение имущественных прав истца на меры государственной поддержки в связи с гибелью отца, но и причинило истцу нравственные страдания. Как указано истцом в исковом заявлении, вследствие непринятия мер по подготовке и направлению необходимых документов для организации выплаты причитающихся ему денежных средств в результате гибели отца, были нарушены его социальные права и гарантии, вследствие чего он был вынужден обращаться в различные органы (военные комиссариаты, прокуратуру, следственный комитет, военную прокуратуру, органы социальной защиты) для выяснения причин невыплаты средств, а получая отказы был вынужден обратиться в судебную инстанцию за защитой своих прав. Указанное причинило истцу нравственные страдания и переживания, отвлекло от учебного процесса, сказалось на его психоэмоциональном состоянии.
Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что единовременная денежная выплата в связи с гибелью военнослужащего, мобилизованного в соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2022 №647, призвана оказать материальную поддержку членам его семьи, то есть направлена на поддержание должного уровня жизни членов семьи погибшего в связи с утратой средств к существованию вследствие невозможности получения материального содержания от погибшего. Как следует из материалов дела, ФИО9 является студентом, не работает, его стипендия составляет 1 730 руб.; на его содержание ФИО10 уплачивались алименты (т. 1 л.д. 76, т. 2 л.д. 82). В связи с отказом в выплате единовременной денежной выплаты, ФИО9 фактически лишился средств к существованию, что также является основанием для удовлетворения требований о компенсации морального вреда.
Размер компенсации морального вреда определён судом с учётом степени вины ответчика, индивидуальных особенностей личности истца, объема и характера причиненных истцу нравственных или физических страданий, с учетом требования разумности, справедливости и соразмерности, и оснований для измерения его размера не имеется.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что при рассмотрении спора обстоятельства, имеющие значение для его разрешения определены судом правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, а потому оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты» - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 26 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи