№ 12-1651/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Никитенкова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 1 декабря 2015 года жалобу ООО «Интер-Колор» на постановление должностного лица Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми №... от ** ** ** года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением должностного лица Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми №... от ** ** ** года ООО «Интер-Колор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Не согласившись с постановлением, ООО «Интер-Колор» обратилось в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить в связи с отсутствием события правонарушения и его недоказанностью.
В судебном заседании представитель ООО «Интер-Колор» доводы жалобы поддержала, указав, что в организации отсутствуют вредные факторы труда. На вопрос суда пояснила, что ООО «Интер-Колор» осуществляет торговлю лакокрасочными веществами.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока может содержаться в тексте жалобы, а также быть подано в виде самостоятельного документа, должно содержать указание на причины пропуска срока. К указанному ходатайству должны быть приложены документы, подтверждающие причины пропуска срока. Уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.
Как следует из материалов административного дела, постановление о привлечении ООО «Интер-Колор» к административной ответственности было вынесено ** ** **
Жалоба ООО «Интер-Колор» на постановление подана ** ** **, то есть с пропуском срока, предусмотренного ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с обжалованием данного постановления в Арбитражном суде Республики Коми.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от ** ** ** производство по жалобе ООО «Интер-Колор» было прекращено.
Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении срока на обжалование постановления должностного лица, судья приходит к выводу об удовлетворении данного ходатайства.
При рассмотрении жалобы по существу, суд, оценивая доказательства по делу в их совокупности, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел от ** ** ** №... в отношении ООО «Интер-Колор», осуществляющим свою деятельность по адресу: ..., инициировано проведение внеплановой проверки с целью защиты прав и законных интересов работника в связи с проводимым мониторингом соблюдения трудового законодательства в отношении граждан ... по поручению Федеральной службы по труду и занятости №... от ** ** **
По итогам проверки установлены, в частности, следующие нарушения:
- Обществом не заключен договор с медицинской организацией на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, что является нарушением требований ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 36 Приложения № 3 утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития российской Федерации от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
- Обществом не выдаются направления на прохождения предварительного медицинского осмотра, что является нарушением требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 7 Приложения утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
- Обществом (его представителем) не организован учет выданных направлений на прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров, что является нарушением требований ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 8 Приложения № 3, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
В соответствии с ч. 1. ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
В соответствии с положениями ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Работодатель обязан обеспечить, в том числе в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований (ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения периодических осмотров утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ).
В соответствии с п. 7 Приложения № 3 к Приказу предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр (далее - направление), выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.
Пунктом 8 Приложения № 3 установлено, что работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Интер-Колор» является прочая оптовая торговля.
В соответствии с приказом (распоряжением) от ** ** ** И.В. был принят на работу в ООО «Интер-Колор» на должность ....
Материалами дела достоверно подтверждается, что при приеме на работу работодатель не организовал за свой счет прохождение работником обязательного медицинского осмотра.
Обществом также не представлено доказательств заключения соответствующего договора с медицинской организацией с целью прохождения работниками медицинских осмотров.
Приложением № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н утвержден перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования) работников.
Так работы, непосредственно связанные с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах, включены в указанный перечень.
Как разъяснено в Заключении Минэкономразвития России от 28.05.2015 № 13875-ОФ/Д26и, вид работ, указанный в п. 6 Приложения № 2, - «Работы, непосредственно связанные с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах» не согласован с понятиями, определенными в законодательстве Российской Федерации в области промышленной безопасности. Указанный вид работ сформулирован неоднозначно и вследствие этого допускает различные толкования. Представляется целесообразным разделить указанные понятия на два отдельных понятия: «работы с применением взрывчатых материалов» и «работы на опасных производственных объектах, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющие и (или) окисляющие и (или) горючие вещества»).
Как следует из объяснений представителя ООО «Интер-Колор», данная организация занимается торговлей лакокрасочными материалами. Таким образом, работа продавца-консультанта связана с работой на объекте, на котором хранятся и транспортируются горючие и взрывоопасные вещества, в связи с чем данная работа может быть отнесена к перечню работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования).
Таким образом, факт совершения ООО «Интер-Колор» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены должностным лицом Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что Обществом предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению требований государственных нормативных требований охраны труда, материалы дела не содержат.
Несогласие заявителя с привлечением к административной ответственности не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава правонарушения и не влечет отмену оспариваемого постановления.
Квалификация действий общества является правильной, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное свидетельствует об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены постановления.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление должностного лица Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми №... от ** ** ** года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ООО «Интер-Колор» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Е.В. Никитенкова