Решение по делу № 2-5109/2013 от 25.10.2013

Дело № 2-5109 /2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2013 года                             г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Николаевой И.Г., с участием представителя истца – Пейдара В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова ФИО6 к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары о признании решения об отказе в переустройстве жилого помещения незаконным,

установил:

Кузнецов А.С. обратился в суд с иском о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в переустройстве адрес, указав в нем, что дата он обратился к ответчику с заявлением о согласовании перепланировки названной квартиры в связи с установкой индивидуального источника тепла. Письмом от дата ему было отказано в удовлетворении данного заявления по мотивам несоответствия представленных документов требованиям закона со ссылкой на нормы ст. 27 ЖК РФ и положения Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Указанный отказ, полагает истец, основан на неправильном толковании норм п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в силу чего является незаконным. В подтверждении своих доводов истец ссылается на положения п.44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 307, согласно которым электрические источники тепла не включены в перечень запрещенных для установки отопительных приборов. По мнению истца, ответчик должен исходить из указанных Правил.

В судебном заседании истец не присутствовал, доверил представлять свои интересы, в том числе и без его участия, Пейдару В.А., наделив его в доверенности полным объемом полномочий стороны по делу.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержал по изложенным в нем основаниям и вновь привел их суду, пояснив также, что истец является собственником квартиры адрес и переход на индивидуальное отопление является для него более выгодным. Ответчиком отказано в согласовании переустройства жилого помещения на основании п. 15 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ, согласно которому запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Однако п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 307 в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения электрические источники тепловой энергии не отнесены. Представленный истцом проект перепланировки позволял ответчику принять положительное заключение по его заявлению. В целях перевода жилого помещения на индивидуальное отопление истец собрал подписи собственников помещений в указанном доме.

Ответчик о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание его представитель не явился, о причине неявки суду не сообщил.

Согласно ч.ч. 3 и 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного разбирательства, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Учитывая, что все участвующие в деле лица были своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде и им была обеспечена реальная возможность явиться к месту судебного разбирательства вовремя, суд рассматривает их неявку волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав. Указанное обстоятельство не может служить препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, а также права защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, гарантированных Конституцией Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом, в данном случае Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Из положений статей 11 (пункт 1), 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что лицо, обращающееся с иском, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты.

По смыслу приведенных правовых норм условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются, во-первых, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, во-вторых, установление факта его нарушения и, в-третьих, установление факта нарушения права истца именно ответчиком.

Как следует из материалов дела, являясь собственником квартиры адрес истец обратился в администрацию г. Чебоксары с заявлением о переустройстве принадлежащего ему жилого помещения в соответствии с рабочим проектом. Оспариваемым решением ему со ссылкой на нормы ст. 27 ЖК РФ было отказано в согласовании переустройства жилого помещения по мотивам нарушения данной перепланировкой требований п. 15 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ, а также несоблюдение требований жилищного законодательства, в частности ввиду отсутствия решения общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по данному вопросу. †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† �������������������������������������������������Права и обязанности собственника жилого помещения закреплены в ст. 30 ЖК РФ, согласно которой собственник жилого помещения осуществляет права владения, польПрава и обязанности собственника жилого помещения закреплены в ст. 30 ЖК РФ, согласно которой собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Из содержания правомочий собственника жилого помещения, по смыслу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что каждый собственник вправе распоряжаться своим имуществом свободно, но при этом его действия не должны противоречить закону и иным правовым актам и не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.

Из обстоятельств данного спора следует, что истец намерен изменить теплоснабжение своей квартиры с центрального на индивидуальное, т.е. фактически провести переустройство жилого помещения.

Определение понятий переустройство и перепланировка закреплены в ст. 25 ЖК РФ, согласно которой переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч.1).

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч.2).

По правилам ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Согласно ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч.2).

Часть 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет общие условия предоставления технических условий на присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно: технические условия должны содержать следующие данные:

- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

- срок действия технических условий, но не менее двух лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Порядок определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения, относится к компетенции Правительства Российской Федерации (ч. 10).

Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, Постановлением от 13 февраля 2006 г. № 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, которые регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

Согласно пункту 2 названных Правил, сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электротеплогазоводоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п. 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 года N 83, в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.

Согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данное законодательное положение было предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации и, как указал Конституционный Суд в своем Определении от 17 ноября 2011 года № 1514-О-О, норма части 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Пункт 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 307 предусматривает, что в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 Мпа.

Предлагаемый к установке в квартире истца отопительный прибор, действительно, не подпадает под перечень запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в многоквартирных домах. Вместе с тем, безопасная перепланировка и переустройство квартиры возможны только на основании данных о состоянии всего дома, и только компетентные органы посредством оценки изначального состояния жилого помещения могут установить, что изменение технических характеристик одной квартиры не повлечет за собой существенных изменений в несущих конструкциях и коммуникациях всего дома.

Однако представленные истцом документы не свидетельствуют, что установка индивидуальной системы отопления и подключение к общедомовой системе энергоснабжения не приведет к нарушению строительных норм и правил, норм противопожарной безопасности, прав и законных интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью.

Так, отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт. Такие действия, как уже указывал суд, в соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ именуются переустройством жилого помещения, порядок проведения которого регулируется главой 4 ЖК РФ. В соответствии с п. 1.7.2 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденными Постановлением Госстроя от 27.09.2003 г., не допускается переоборудование жилых квартир, ведущее к нарушению в работе инженерных систем и установленного на нем оборудования. По смыслу названных норм собственник или наниматель жилого помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять отключение квартиры от инженерных систем, обслуживающих жилой дом, без соответствующих разрешительных документов. Однако представленные истцом рабочие проекты установки автономного источника теплоснабжения и электроснабжения необходимого согласования не прошли. Не представлен истцом и проект переустройства внутридомовой системы центрального отопления квартиры.

Согласно п.п. "в" п. 53 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" потребителю запрещается самовольно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения.

Кроме того, при проектировании жилых домов тип и размер отопительных приборов, устанавливаемых в квартирах, определяется с учетом общей площади отапливаемых помещений, при этом прогрев помещений должен осуществляться равномерно. Отопление каждого жилого помещения проектируется в условиях обеспечения во всем жилом доме метеорологических условий в пределах допустимых норм, предусмотренных п. 2.1 Приложения СНиП 2.04.05-91. В материалах дела отсутствует расчет остаточного теплопотребления стояков системы отопления и влияния отключения обогревающих элементов на систему отопления, не приведены перечень работ по восстановлению стояков центрального отопления и рекомендации по правильной эксплуатации существующей системы центрального отопления и вновь смонтированного местного с целях поддержания требуемой температуры в соответствии с СНиП 2.08.01-89.

Из материалов дела также не следует, что истец обращался к ответчику с ходатайством о выдаче технических условий на перевод своей квартиры на систему индивидуального отопления с целью установки индивидуального источника тепла.

Совокупность названных обстоятельств опровергает доводы истца о том, что установка автономного электрического источника теплоснабжения в его квартире соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе и требованиям безопасности.

Таким образом, собранные доказательства не подтверждают доводы истца о том, что отключение обогревающих элементов квартиры от существующей системы центрального отопления и подключения к местному не повлияет на систему отопления многоквартирного жилого дома в целом, и что система центрального отопления жилого дома будет работать в прежнем тепловом и гидравлическом режимах. В этой связи, вопреки утверждениям представителя истца, наличие одного лишь рабочего проекта, предусматривающего техническую возможность установки индивидуального источника тепла, не является основанием законного переустройства и не может служить гарантией того, что данное переустройство не повлияет отрицательно на дальнейшую эксплуатацию дома в целом и не создаст угрозу для жизни и здоровья граждан, проживающих в данном доме.

Поскольку доказательств того, что отключение имеющихся отопительных приборов в квартире истца не повлияет на систему отопления в целом, т.е. тепловой баланс дома при переходе на индивидуальное теплоснабжение нарушен не будет, а также доказательств безопасности предлагаемого истцом переустройства, не представлено, оснований для признания действий ответчика незаконными суд не усматривает.

Кроме того, поскольку система центрального отопления дома относится к общему имуществу, то согласно п. 3 ст. 36, п. 2 ст. 40, ст. 44 ЖК РФ, реконструкция этого имущества путем его уменьшения, изменения назначения или присоединение к имуществу одного из собственников возможны только с согласия собственников помещений в многоквартирном доме.

Однако, на момент обращения истца в Администрацию города Чебоксары с заявлением о переустройстве и перепланировке своего жилого помещения и принятия администрацией оспариваемого решения, согласие собственников многоквартирного жилого дома, где проживает истец, на переустройство его квартиры отсутствовало, на что было указано в оспариваемом решении, и что истцом не оспаривается. Отсутствие данного документа является самостоятельным основанием для отказа в перепланировки (п.1 ст. 27 ЖК РФ).

При этом суд также учитывает, что истец при соблюдении всех установленных правил в силу положений п. 4. ст. 29 ЖК РФ не лишен права на обращение в суд с требованием о сохранении принадлежащего ему жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Кузнецова ФИО7 о признании решения Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары об отказе в переустройстве квартиры адрес незаконным отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья                     Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 29 ноября 2013 года.

2-5109/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецов А.С.
Ответчики
Управление и архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары
Другие
Пейдар В.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
25.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.10.2013Передача материалов судье
29.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2013Судебное заседание
29.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2013Дело сдано в канцелярию
10.12.2013Дело оформлено
31.12.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее