Дело № 2-3098/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Бовыриной Т.В.,
с участием прокурора Самченко С.В.,
представителя ФКУ ИК-29 УФСИН РФ по РК – Лютиковой О.П.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании в г. Ухта
25 августа 2015 года гражданское дело по заявлению Боровикова Г.И. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 29» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми о признании постановлений о наложении дисциплинарных взысканий незаконными, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Боровиков Г.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконными постановлений Врио начальника ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми: от <...> г. и <...> г. о водворении его в штрафной изолятор; от <...> г. о переводе его в строгие условия отбывания наказания; от <...> г. о переводе его в единое помещение камерного типа. Также просил взыскать денежную компенсацию за причиненные ему страдания и физический вред в размере рублей.
В обоснование требований указывает, что оснований для применения в отношении него мер взыскания в виде выговора и водворения в штрафной изолятор не имелось, при водворении в изолятор правила поведения не разъяснялись, ему не была предоставлена возможность дать письменные объяснения. Водворение в штрафной изолятор проводилось с нарушением процедуры, в частности медицинское освидетельствование в отношении него не проводилось.
Приведенные нарушения считает существенными, влекущими отмену состоявшихся актов.
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству, по определению суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: прокуратура Республики Коми в лице Ухтинский прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях; Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми.
В судебное заседание Боровиков Г.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отбывает наказание в исправительном учреждении, ходатайствовал о проведении судебного заседания с использованием видеоконференцсвязи.
Разрешая заявленное ходатайство суд не находит оснований для его удовлетворения, в связи с отсутствием технической возможности для установки видеоконференцсвязи. Кроме того, из материалов дела следует, что Боровиков Г.И. подробно изложил свои доводы в заявлении, а потому его личное присутствие при рассмотрении настоящего дела не требуется.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Представитель ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми Лютикова О.П., выступая в суде, просила отказать в удовлетворении заявления по доводам, изложенным в возражениях.
Прокурор Самченко С.В. в судебном заседании полагал, что оснований для признания оспариваемых постановлений незаконными не имеется.
Представитель третьего лица Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РК в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.
Суд рассмотрел дело при имеющейся явке по правилам ч. 2 ст. 257 ГПК РФ.
Выслушав представителя ФКУ ИК-29, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Боровиков Г.И. отбывавший наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Республики Коми, постановлением от <...> г. подвергнут дисциплинарному взысканию в виде водворения в штрафной изолятор на 7 суток, за совершение нарушения установленного порядка отбывания наказания.
Из постановления усматривается, что <...> г. осужденный Боровиков Г.И. находясь в дежурной части учреждения, во время беседы с сотрудниками администрации обращался к ним на «ты», на сделанные ему замечания не отреагировал, таким образом, нарушил п. 16 ПВР ИУ.
По факту указанного нарушения осужденный Боровиков Г.И. объяснения дать отказался, о чем был составлен соответствующий акт и проведена проверка по факту допущения нарушения.
Данные обстоятельства подтверждаются: заключением начальника отряда ФКУ ИК-29 от <...> г., рапортами сотрудников исправительного учреждения, актом от <...> г. об ознакомлении заявителя с выдвинутым ему дисциплинарным обвинением, от дачи объяснений по которому он отказался.
С постановлением о водворении в штрафной изолятор от <...> г. Боровиков Г.И. ознакомлен, что подтверждается распиской.
Кроме того, Боровиков Г.И. в период отбывания наказания в виде лишения свободы в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Республики Коми, постановлением от <...> г. подвергнут дисциплинарному взысканию в виде водворения в штрафной изолятор на 7 суток, за совершение нарушения установленного порядка отбывания наказания.
Из постановления усматривается, что <...> г. в осужденный Боровиков Г.И. находясь в кабинете оперативного отдела, во время беседы с сотрудниками учреждения обращался к майору М.А.А. на «ты». На замечания сотрудников о недопущении данного нарушения не реагировал. Ранее осужденный Боровиков Г.И. был предупрежден о недопущении данного нарушения. Таким образом, осужденный Боровиков Г.И. своими действиями нарушил п. 16 ПВР ИУ.
По факту указанного нарушения осужденный Боровиков Г.И. объяснения дать отказался, о чем был составлен соответствующий акт и проведена проверка по факту допущения нарушения.
Данные обстоятельства подтверждаются заключением начальника отряда ФКУ ИК-29 от <...> г., рапортами сотрудников ФКУ ИК-29 от <...> г..
Одновременно с наложением взыскания, постановлением Врио начальника ФКУ ИК-29 от <...> г., осужденный Боровиков Г.И. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания на основании ч. 2 ст. 116 УИК РФ.
На заседании комиссии исправительной колонии, состоявшейся <...> г., администрация учреждения пришла к выводу, что осужденный Боровиков Г.И. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, имеет не снятые и непогашенные взыскания, является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем принято постановление о переводе осужденного Боровикова Г.И. в строгие условия отбывания наказания.
Также из материалов дела следует, что согласно акту от <...> г. осужденный Боровиков Г.И. допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении, а именно отбывая наказание в камере штрафного изолятора в <...> г., при осмотре её сотрудниками дежурной смены, находился с нарушением формы одежды – без куртки х/б установленного образца, чем самым нарушил п. 14 ПВР ИУ. При даче объяснений по данному факту Боровиков Г.И. не отрицал факт нарушения им вышеуказанного пункта правил.
Рассмотрев материалы о нарушении дисциплины, Врио начальника ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Республике Коми <...> г. принял постановление о переводе осуждённого Боровикова Г.И. в помещение камерного типа сроком на двенадцать месяцев.
С постановлениями о водворении в штрафной изолятор от <...> г., признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, о переводе осужденного из обычных в строгие условия отбывания наказания и о переводе осужденного в единое помещение камерного типа Боровиков Г.И. был ознакомлен в установленном порядке, однако от подписи отказался.
Изложенное подтверждается исследованными в судебном заседании письменными доказательствами.
В силу ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Приказом Минюста РФ от 03 ноября 2005 года № 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Согласно п. 14 данных Правил, осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ; быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом ИУ и иными лицами, выполнять их законные требования; выполнять требования законов и настоящих Правил; носить одежду установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками; принимать участие в работах по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.
В силу п. 15 Правил осужденным запрещается, в частности употреблять нецензурные слова. На основании п. 16 Правил, осужденные обязаны здороваться при встрече с работниками ИУ и другими лицами, посещающими ИУ, вставая, обращаться к ним на «Вы», называя «гражданин», «гражданка» и далее по званию либо занимаемой должности.
В соответствии с п. в ч. 1 ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может быть применена мера взыскания в виде водворения осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
В силу ч. 1 ст. 116 УИК РФ, злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.
Злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания может также быть признано совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор (ч. 2 ст. 116 УИК РФ).
Осужденный, совершивший указанные в частях первой и второй настоящей статьи нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного пунктами «в», «г», «д» и «е» ч. 1 ст. 115 и п. «б» ст. 136 настоящего Кодекса (ч. 3 указанной статьи).
Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания (ч. 4 ст. 116 УИК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 117 УИК РФ, при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего (ч. 2 указанной статьи).
В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Материалами дела с достаточной полнотой подтверждается факт нарушения осужденным Боровиковым Г.И. вмененных нарушений установленного порядка отбывания наказания (п. п. 14, 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений), которые подтверждены совокупностью доказательств находящихся в материалах дела, в связи с чем, он был обоснованно привлечен к дисциплинарным взысканиям в виде водворения в ШИЗО от <...> г. и <...> г.
При этом, вопреки доводам заявления при применении к осужденному меры взыскания должностным лицом был соблюден порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренный ст. 117 УИК РФ, проведены проверки по фактам допущенных нарушений, после окончания которых, наложено взыскание.
Оспариваемые постановления о водворении в ШИЗО вынесены в соответствии с требованиями статей 115, 116, 117 УИК РФ, меры взыскания соответствуют тяжести и характеру нарушения и применены с учетом обстоятельств совершения нарушения, личности осужденного и его предыдущего поведения. Процедура и сроки привлечения осужденного Боровикова Г.И. к дисциплинарной ответственности сотрудниками исправительного учреждения соблюдены.
Учитывая, что заявитель дважды в течение года подвергался взысканиям в виде водворения в штрафной изолятор - <...> г. и <...> г., суд приходит к выводу о том, что постановление о признании Боровикова Г.И. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания является обоснованным.
В силу ч. 3 ст. 120 УИК РФ осуждённые, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.
Согласно п. «д» ч. 1 ст. 115 УИК РФ к мужчинам, осужденным к лишению свободы, являющимся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, за нарушение установленного порядка отбывания наказания, может быть применена мера взыскания в виде перевода в единые помещения камерного типа на срок до одного года.
Поскольку факт злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания объективно подтверждается материалами настоящего гражданского дела, материалами личного дела осуждённого Боровикова Г.И., применение к нему меры взыскания в виде перевода его в помещение камерного типа является правомерным и соразмерным содеянному.
Довод заявителя о том, что медицинские освидетельствования в отношении него не проводились, необоснован и опровергается материалами дела, в частности медицинскими заключениями, составленными компетентным лицом.
На основании изложенного, требования заявителя о признании незаконными постановлений Врио начальника исправительного учреждения удовлетворению не подлежат, не только по указанным в жалобе мотивам, но и в связи с отсутствием к этому установленных законом оснований.
Боровиков Г.И., ознакомившись с оспариваемыми постановлениями в дни их принятия и направив жалобу почтой <...> г., не пропустил предусмотренный
статьей 256 ГПК РФ трехмесячный срок на обращение в суд.
В соответствии со ст. ст. 151, 1099 ГК РФ компенсация морального вреда может быть возложена на нарушителя лишь в случае, если моральный вред причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права и другие нематериальные блага гражданина, то есть права и блага, регулируемые данным Кодексом и предусмотренные ст. 150 Кодекса, либо в других случаях, прямо предусмотренных законом.
Поскольку в судебном заседании не было установлено оснований для признания незаконными наложенных на Боровикова Г.И. взысканий, то в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Боровикова Г.И. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 29» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми о признании постановлений о водворении в штрафной изолятор от <...> г. и <...> г., постановления о переводе в строгие условия отбывания наказания от <...> г., постановления о переводе в единое помещение камерного типа от <...> г. незаконными, взыскании компенсации морального вреда отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 31.08.2015.
Судья С. С. Логинов