№ 2-3689/2023 (публиковать)
УИД 18RS0002-01-2023-002913-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2023 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего – судьи Владимировой А.А.,
с участием ст. помощника прокурора Васильченко С.С.,
при секретаре судебного заседания – Гороховой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Е.В. к Акционерному обществу «ДОМ.РФ», Акционерному обществу «Датабанк» о признании решений незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Степанова Е.В. обратилась с иском к Акционерному обществу «ДОМ.РФ», Акционерному обществу «Датабанк» о признании незаконным решений и возложении обязанности осуществить действия по перечислению денежных средств на погашение обязательств по ипотечному жилищному займу. В обоснование исковых требований истец указала, что она является матерью трех несовершеннолетних детей, поэтому ей предоставлено право на меры государственной поддержки как родителю, у которого родился третий ребенок и который является заемщиком по ипотечному жилищному кредиту. <дата> между ней и АО «Датабанк» был заключен кредитный договор № на покупку квартиры и земельного участка. В целях распоряжения средствами государственной поддержки она обратилась к кредитору, <дата> были предоставлены все необходимые документы для рассмотрения заявления о погашении кредитных обязательств в размере 450 000 руб. за счет мер государственной поддержки. <дата> заявлению был присвоен статус «Внесено в реестр, включено в заявку на выплату», впоследствии сменившийся на статус «отклонено» с указанием причины: «в связи с выполнением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки по ипотечным жилищным кредитам (займам), посредством проведения сомнительных (притворных) сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств, выплата средств государственной поддержки по заявлениям организаций приостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств». Подобного основания для отказа в удовлетворении заявления в законодательстве не содержится, что свидетельствует о незаконности отклонения АО «ДОМ.РФ» ее заявления и незаконности отказа в направлении средств государственной поддержки в счет погашения обязательств истца перед кредитором, а также недобросовестном поведении АО «ДОМ.РФ». Просит признать незаконным решение АО «ДОМ.РФ» об отказе удовлетворить ее заявление № от <дата>, обязать АО «ДОМ.РФ» одобрить ее заявку и перечислить средства государственной поддержки в размере 450 000 руб. на погашение ее кредитных обязательств перед АО «Датабанк» по кредитному договору № от <дата> Обязать АО «Датабанк» прекратить начисление процентов за пользование кредитом по кредитному договору № от <дата> и сторнировать проценты за пользование кредитом, начисленные, начиная с <дата> Взыскать с ответчиков госпошлину 300 руб.
Истец Степанова Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика АО «Датабанк», представитель ответчика «ДОМ.РФ», будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Ранее от представителя АО «Датабанк» поступил письменный отзыв, в котором указал, что учитывая фактические обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, ответчик АО «Датабанк» считает исковое заявление обоснованным/доказанным и основанным на законе лишь в части требований к АО «ДОМ.РФ», в остальной части требования истца не имеют под собой законных оснований. Для направления средств государственной поддержки на погашение кредитных обязательств истца по кредитному договору истцом были предоставлены документы в полном объеме, предусмотренном п.5 Положения о реализации мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170, а также в соответствии с требованиями к формам предоставляемых документов, опубликованных на официальном сайте АО «ДОМ.РФ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». АО «Датабанк» выполнил свои обязательства по передаче заявления истца и иных требуемых документов ответчику АО «ДОМ.РФ» надлежащим образом, в том числе в порядке и сроки, установленные Положением о реализации мер государственной поддержки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170. Поскольку истцом представлены доказательства наличия у него права на получение требуемых средств государственной поддержки и соблюдения им порядка установленного для получения средств поддержки, а ответчиком АО «ДОМ.РФ», напротив, не представлено доказательств наличия у него законных оснований для невыполнения обязанности по перечислению денежных средств на погашение кредитных обязательств истца (установления им фактов наличия в заявлении истца о погашении кредита и/или в представленных с ним документах (сведения) недостоверной и/или неполной информации, несоответствия истца требованиям, установленным для возникновения права на господдержку, и/или несоблюдения истцом иных условий, установленных для получения средств государственной поддержки), исковые требования, заявленные истцом к ответчику АО «ДОМ.РФ», предоставляются обоснованными и основанными на законе. Требования истца, заявленные к АО «Датабанк», не основаны на законе и не подлежат удовлетворению. Поскольку на момент подачи истцом иска и на момент представления настоящего отзыва денежное обязательство по возврату суммы кредита, полученной истцом по кредитному договору, не исполнено в полном объеме, законные основания для прекращения начисления процентов и сторнирования начисленных процентов отсутствуют. Просит исковые требования, заявленные к АО «ДОМ.РФ», удовлетворить в полном объеме. В удовлетворении исковых требований к АО «Датабанк» отказать в полном объеме. Рассмотреть дело в их отсутствие.
От ответчика АО «Дом.РФ» поступили возражения на исковое заявление из которых следует, что в ходе реализации мер государственной поддержки в отношении проводимых отдельными юридическими лицами сделок по предоставлению гражданам РФ ипотечных жилищных займов, источником исполнения обязательств по которым выступают средства государственной поддержки, были выявлены признаки сомнительности (притворности). В связи с выявлением таких признаков АО «Дом.РФ» направило в адрес контрольно-надзорных ведомств, органов внутренних дел, а также органов следствия письма с просьбой об осуществлении проверки указанной деятельности. Кроме того, в адрес АО «Дом.РФ» поступил запрос УМВД России по г.Ижевску, в котором запрашивались все материалы по заявлениям, поступившим от АО «Датабанк», кроме того в запросе было указано на необходимость обращать особое внимание на заявления о получении мер государственной поддержки, поступающих от АО «Датабанк», которые имеют признаки мнимых сделок, цель которых может выступать преступный умысел, направленный на хищение бюджетных денежных средств государственной поддержки, предоставляемых АО «Дом.РФ». Соответственно АО «Дом.РФ» обоснованно приостановило перечисление средств в отношении заемщиков АО «Датабанк». Просят в удовлетворении требований отказать.
С учетом установленных обстоятельств - надлежащего извещения сторон о дате и времени судебного заседания, суд, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, изучив доводы искового заявления, возражений ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Возникшие правоотношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положениям статей 59, 67 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Судом установлено, что истец Степанова Е.В. является матерью троих несовершеннолетних детей: <данные скрыты>., что подтверждается свидетельствами о рождении детей.
<дата> между истцом Степановой Е.В. и АО «Датабанк» заключен кредитный договор № на сумму 450 000 руб. для приобретения в собственность истца земельного участка и квартиры по адресу: <адрес> и по цене 460 000 руб.
<дата> между истцом и Х. был заключен договор купли-продажи указанного выше недвижимого имущества. В Едином государственном реестре недвижимости <дата> внесена запись о государственной регистрации права собственности истца на указанное жилое помещение. В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» квартира, приобретенная полностью или частично с использованием средств целевого займа находится в залоге в силу закона у займодавца с момента государственной регистрации ипотеки в ЕГРН.
Кредит был предоставлен по платежному поручению № от <дата>
Денежные средства в счет оплаты договора купли-продажи в размере 10 000 руб. переданы продавцу Х. по расписке от <дата>, в оставшейся сумме – 450 000 руб. – перечислены по платежному поручению № от <дата>.
03.07.2019 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2019 N 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».
Согласно п. 1 ст. 1 настоящий Федеральный закон устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).
Согласно п. 6 ст. 1 Закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ реализация мер государственной поддержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13.07.2015 № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являющимся в соответствии с настоящим Федеральным законом агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с данным Федеральным законом осуществляется в случае, если гражданином, указанным в части 2 этой статьи, до 1 июля 2023 года заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является: приобретение по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; полное погашение ипотечных жилищных кредитов (займов), указанных в пункте 1 настоящей части; полное погашение ипотечных кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в пункте 2 настоящей части.
Согласно п. 7 ст. 1 Закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации.
АО «ДОМ.РФ» создано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.1996 № 1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию», и являясь единым институтом развития в жилищной сфере (в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), реализует задачи и функции, возложенные Правительством Российской Федерации, а также Федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170 утверждены Правила предоставления субсидий акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)».
В соответствии с п. 20 Положения обмен информацией между кредиторами и обществом осуществляется с использованием единой информационной системы жилищного строительства в порядке и на условиях, которые определяются обществом. Указанные порядок и условия информационного обмена публикуются обществом на его официальном сайте в сети «Интернет».
В целях распоряжения средствами государственной поддержки истцом <дата> были предоставлены АО «ДОМ.РФ» через АО «Датабанк» документы, необходимые для рассмотрения заявления о погашении ипотечного жилищного займа в размере 450 000 рублей, предусмотренные положением о реализации мер государственной поддержки, а именно: заявление о погашении ипотечного жилищного займа, согласие на обработку персональных данных, документы, удостоверяющие личность и гражданство заемщика и детей заемщика, документы, подтверждающие материнство заемщика в отношении детей, документы, подтверждающие предоставлением заемщику ипотечного жилищного займа, документы, подтверждающие приобретение заемщиком жилого помещения, копии СНИЛС, свидетельства о регистрации брака, свидетельства о смерти супруга заемщика, дополнительно – о расчетах с продавцом.
Кредитор обязан направлять в адрес АО «ДОМ.РФ» по каждому заявлению на выплату средств государственной поддержки полный комплект подтверждающих документов для целей осуществления АО «ДОМ.РФ» проверки соответствия обращения заемщика и представленных документов требованиям федерального закона, Положения о реализации мер государственной поддержки, Порядка взаимодействия, а также настоящего Соглашения в течение 7 (семи) рабочих дней с даты получения указанных документов от заемщика (п.п. 3.2.4., 3.3.1 Соглашения о сотрудничестве).
Кредитор <дата> предоставил в АО «ДОМ.РФ» в электронной форме с использованием ЕИСЖС заявление истца и другие необходимые документы.
Заявление было зарегистрировано в ЕИСЖС АО «ДОМ.РФ» № от <дата> В личном кабинете получено сообщение, что статус заявления – «Внесено в реестр, включено в заявку на выплату».
<дата> статус заявления изменился на «Отклонено». Причиной отклонения заявления указано «В связи с выявлением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки для погашения задолженности по ипотечным жилищным кредитам (займам), посредством проведения сомнительных (противоправных сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств, выплата средств государственной поддержки по заявлениям организаций приостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств».
Указанные обстоятельства подтверждаются скрин-шотами с официального сайта АО «ДОМ.РФ» и сторонами не оспаривались.
Порядок взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО «ДОМ.РФ» по вопросам мер государственной поддержки семей, имеющих детей, утвержден Постановлением АО «ДОМ.РФ» (протокол № 6/04 от 03.02.2023).
Согласно Порядка взаимодействие между АО «ДОМ.РФ» и кредитором (заимодавцем) при реализации программы поддержки осуществляется в порядке, установленном заключаемым между АО «ДОМ.РФ» и кредитором (заимодавцем) соглашением о сотрудничестве в форме договора присоединения в порядке, установленном статьей 428 ГК РФ. Форма договора о присоединении публикуется в открытом доступе на официальном сайте АО «ДОМ.РФ» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Пунктом 4 Правила предоставления субсидий установлено, что направление средств на погашение кредита (займа) в соответствии с настоящим Положением осуществляется на основании обращения кредитора (заимодавца) (также по тексту - кредитор) в общество по заявлению, предоставленному заемщиком (также по тексту - заявление о погашении кредита (займа) кредитору, а в случае, если общество является заимодавцем, - на основании заявления о погашении кредита (займа), предоставленного заемщиком обществу. К заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы, предусмотренные пунктом 5 настоящего Положения. Представление заемщиком не в полном объеме и (или) содержащих недостоверные сведения таких документов является основанием для отказа в направлении средств на погашение кредита (займа).
Для участия в реализации программы поддержки кредитор (займодавец) принимает условия Соглашения о сотрудничестве в рамках реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), форма которого утверждена приказом генерального директора АО «ДОМ.РФ» № 34-од от 30.01.2023. Соглашение о сотрудничестве опубликованного на официальном сайте АО «ДОМ.РФ» (https://flOM/mortgage/family-support/).
Согласно п. 12 Положения о реализации мер государственной поддержки ответчик вправе устанавливать только порядок взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО «ДОМ.РФ» по вопросам реализации мер государственной поддержки, в том числе требования к обращению кредитора (займодавца). Из п. 5 Положения о реализации мер государственной поддержки также можно сделать вывод, что порядок взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО «ДОМ.РФ» может включать требования к формам предоставляемых документов.
Суд считает, что, истребовав дополнительные документы, не предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 №1170, АО «ДОМ.РФ» выходит за пределы своих полномочий.
Согласно ч. 2 ст. 7, ст. 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ст. 40 Конституции РФ).
В послании Федеральному собранию 20.02.2019 Президент России Владимир Путин объявил, что семьи, которые родили третьего и последующего ребенка в этом году, получат от государства 450 000 рублей на компенсацию ипотеки и процентов по ней.
Право на меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации мать или отец, у которых в период с 01.01.2019 по 31.12.2023 родились третий ребенок или последующие дети, и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному займу.
Меры государственной поддержки реализуются однократно путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному займу гражданина в размере его задолженности, но не более 450 000 рублей.
Полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) осуществляется в случае, если гражданином, до 01.07.2023 заключен договор займа, целью которого является приобретение по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица жилого помещения.
Выплата средств государственной поддержки осуществляется на основании соответствующих заявлений заимодавцев, содержащих сведения об обращении граждан за получением средств государственной поддержки, размере задолженности по ипотечному жилищному займу заемщика с указанием ее состава, а также информации и документов, подтверждающих соответствие представленной заемщиком заявки на получение средств государственной поддержки. Заявление заимодавца на выплату средств государственной поддержки оформляется по типовой форме, определенной АО «ДОМ.РФ» (п. 5 Порядка взаимодействия).
Рассмотрение заимодавцем возможности участия заявителя в реализации мер государственной поддержки осуществляется на основании соответствующего обращения (заявления, заявки) заемщика. Обращение заемщика должно содержать согласие на обработку персональных данных заемщика и его детей, а также согласие на получение сведений необходимых для рассмотрения обращения заемщика из Единого государственного реестра записи актов гражданского состояния и Единого государственного реестра недвижимости в отношении заимодавца, АО «ДОМ.РФ». В случае достижения детьми заемщика четырнадцатилетнего возраста форма согласия на обработку персональных данных должна быть заполнена непосредственно субъектом персональных данных. Обращение заемщика для целей получения средств поддержки должно содержать ссылки на нормативно - правовые источники оснований возникновения у гражданина права на получение средств государственной поддержки (и. 10 Порядка взаимодействия).
Направление займодавцем заявления о выплате средств государственной поддержки в адрес АО «ДОМ.РФ» осуществляется по каждому ипотечному жилищному займу.
АО «ДОМ.РФ» осуществляет проверку: полноты представленного комплекта документов по каждому заявлению на выплату средств государственной поддержки; полноты сведений по ипотечному жилищному кредиту (займу), содержащихся в заявлении; соответствия ипотечного жилищного кредита (займа), гражданского и семейного положения заявителя и его детей, обеспечения по ипотечному жилищному кредиту (займу) установленным требованиям.
При поступлении заявления займодавца на выплату средств государственной поддержки в АО «ДОМ.РФ» каждому поступившему заявлению присваивается уникальный идентификационный номер заявки на выплату средств государственной поддержки в системе ЕИСЖС (п. 13 Порядка взаимодействия).
По результатам анализа АО «ДОМ.РФ» формирует заключение о результатах проведенной проверки и информирует займодавца, представившего соответствующее заявление на выплату средств государственной поддержки. В случае, если в результате проведения проверки АО «ДОМ.РФ» было установлено соответствие заявления займодавца всем требованиям федерального закона и постановления без исключения, АО «ДОМ.РФ» осуществляет выплату средств государственной поддержки по платежным реквизитам займодавца, указанным в заявлении, в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты выполнения мероприятий в соответствии п. 19 Порядка (п.п. 16-19 Порядка взаимодействия).
Перечень документов, подтверждающих соответствие обращения заемщика установленным требованиям, к форме представляемых документов (оригиналы или копии, в случае необходимости способ заверения) содержится в п. 5 Постановления Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170. Требования к формам предоставляемых документов публикуются на официальном сайте АО «ДОМ.РФ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https:/дом.рф/mortgage/family-support/).
Отношения между АО «ДОМ.РФ» и АО «Датабанк» являются договорными, заключенными в соответствии со ст. 428 ГК РФ (п. 1.8 Соглашение о сотрудничестве), следовательно, обязательство не может создавать обязанностей для лиц, не являющихся их стороной, т.е. в целях реализации права на меры государственной поддержки, предусмотренного Законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что истец с заявлением о погашении задолженности по кредитному договору в АО «Датабанк» для направления в АО «ДОМ.РФ» предоставил все необходимые документы, что соответствует Порядку взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО «ДОМ РФ».
Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Закон № 157-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170 не содержат каких-либо различий между кредиторами (будь они кредитными или некредитными финансовыми организациями, в том числе кредитными потребительскими кооперативами), предоставившими ипотечный заем (перечисленными ст. 6.1 закона «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 № 353-ФЗ), в составе документов, предоставляемых для рассмотрения заявки, в сроках направления средств по заявке на погашение ипотечного займа в зависимости от вида кредитора.
Своими действиями АО «ДОМ.РФ» ставит под сомнение основополагающий принцип равенства участников регулируемых им отношений, и тем самым выходит за рамки своей компетенции, предоставленной ему в ходе реализации мер государственной поддержки.
Отношения между АО «ДОМ.РФ» и АО «Датабанк» являются договорными, заключенными в соответствии со статьей 428 ГК РФ (п. 1.8 Соглашения о сотрудничестве), следовательно, обязательство не может создавать обязанностей для лиц, не являющихся их стороной, в частности для истца в целях реализации права на меры господдержки.
Кредитор АО «Датабанк» предоставил в АО «ДОМ.РФ» в электронной форме с использованием ЕИСЖС заявление истца и другие необходимые документы, в соответствии с требованиями Закона № 157-ФЗ и постановления Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170, что подтверждается материалами дела.
Заявление было зарегистрировано в ЕИСЖС АО «ДОМ.РФ» <дата> за №. Согласно разработанному АО «ДОМ.РФ» руководству пользователя «Единая информационная система жилищного строительства. Личный кабинет кредитора (Займодавца). Модуль «Меры государственной поддержки семей»» заявление проходит несколько последовательно изменяющихся статусов. После изменения статуса заявления на «Подписано и отправлено» считается, что заявление передано в АО «ДОМ.РФ».
<дата> в личном кабинете статус указан «Внесено в реестр, включено в заявку на выплату», однако <дата> кредитором от АО «ДОМ.РФ» в личном кабинете получено сообщение, из которого видно, что статус заявления истца указан «Отклонено». Причиной отклонения заявления истца указано «В связи с выявлением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки для погашения задолженности по ипотечным жилищным кредитам (займам), посредством проведения сомнительных (противоправных сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств, выплата средств государственной поддержки по заявлениям организаций приостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств».
Данного основания для отклонения заявки заявителю Закон № 157-ФЗ и постановление Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170 не содержит.
Суд считает, что АО «Дом РФ» отклонил заявку истца по основаниям, не предусмотренным законодательством.
Право на меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации мать или отец, у которых в период с 01.01.2019 по 31.12.2023 родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).
Меры государственной поддержки реализуются однократно путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Меры государственной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) осуществляется в случае, если гражданином, до 01.07.2023 заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является:
приобретение по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
полное погашение ипотечных жилищных кредитов (займов), указанных в п. 1 настоящей части;
полное погашение ипотечных кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в п. 2 настоящей части (ч. 2, 4, 5 ст. 1 Закона № 157-ФЗ, п. п. 3, 7 Положения о реализации мер государственной поддержки).
Направление заимодавцем заявления о выплате средств государственной поддержки в адрес АО «ДОМ.РФ» осуществляется по каждому ипотечному жилищному займу.
АО «ДОМ.РФ» осуществляет проверку: полноты представленного комплекта документов по каждому заявлению на выплату средств государственной поддержки; полноты сведений по ипотечному жилищному кредиту (займу), содержащихся в заявлении; соответствия ипотечного жилищного кредита (займа), гражданского и семейного положения заявителя и его детей, обеспечения по ипотечному жилищному кредиту (займу) установленным требованиям.
При поступлении заявления кредитора (займодавца) на выплату средств государственной поддержки в АО «ДОМ.РФ» каждому поступившему заявлению присваивается уникальный идентификационный номер заявки на выплату средств государственной поддержки в системе ЕИСЖС (п. 13 Порядка взаимодействия).
Суд считает, что истец отвечает всем условиям для получения мер государственной поддержки, предусмотренных Законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170.
Вместе с тем, ответчиком АО «ДОМ.РФ» не представлены доказательства в обоснование своих доводов о законности отказа в удовлетворении заявления истца о погашении задолженности по кредитному договору. Правилами предоставления субсидий АО «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), либо Положением о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) также не предусмотрены основания для отклонения заявления по причине: «В связи с выявлением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки для погашения задолженности по ипотечным жилищным кредитам (займам), посредством проведения сомнительных (противоправных сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств, выплата средств государственной поддержки по заявлениям организаций приостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств».
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требования истца о признании незаконным решения АО «ДОМ.РФ» об отказе удовлетворить заявление № от <дата> о погашении задолженности по ипотечному кредитному договору № от <дата> и о возложении на ответчика АО «ДОМ.РФ» обязанности перечислить денежные средства государственной поддержки в размере 450 000 рублей на погашение задолженности Степановой Е.В. перед АО «Датабанк» по кредитному договору № от <дата>.
Обсуждая заявленные истцом исковые требования о возложении на ответчика АО «Датабанк» обязанности прекратить начисление процентов за пользование кредитом и сторнировать проценты за пользование кредитом с <дата>, суд исходит из следующего.
Действующее законодательство не предусматривает односторонний отказ заемщика от исполнения кредитного договора или одностороннее изменение заемщиком условий кредитного договора при наличии непогашенной кредитной задолженности.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 809 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.
В соответствии с п. 2 ст. 811 ГК РФ если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с процентами за пользование займом, причитающимися на момент его возврата.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (п. 1 ст. 819 ГК РФ).
Поскольку истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о существенных нарушениях со стороны АО «Датабанк» условий договора при его заключении, суд не находит оснований для обязании ответчика прекратить дальнейшее начисление процентов по кредиту.
Кроме того, заключение кредитного договора между истцом и ответчиком совершалось по волеизъявлению обеих сторон, стороны достигли соглашение по всем существенным условиям кредитного договора, каждая сторона приняла на себя риск по исполнению его условий, АО «Датабанк» исполнило условия договора и представил истцу в пользование под проценты денежные средства.
АО «Датабанк» свои обязательства по соглашению о сотрудничестве в рамках реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей выполнило, обязательства Степановой Е.В. по кредитному договору № от <дата> перед АО «Датабанк» в настоящее время не исполнены, в связи с чем отсутствуют основания прекратить начисление процентов за пользование кредитом по ипотечному кредиту № от <дата> и сторнировать проценты за пользование кредитом, в связи с чем в удовлетворении требований истца к АО «Датабанк» необходимо отказать.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Таким образом, с учетом удовлетворения заявленных исковых требований к ответчику АО «ДОМ.РФ», с него в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины, уплаченной при подаче иска, в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Степановой Е.В. (<данные скрыты>) к Акционерному обществу «ДОМ.РФ» о признании решений незаконными, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным решение Акционерного общества «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614) об отказе в удовлетворении заявления Степановой Е.В. (<данные скрыты>) от <дата> № о погашении задолженности по ипотечному кредитному договору № от <дата> в размере 450 000 руб. перед АО «Датабанк».
Обязать Акционерное общество «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614) одобрить заявку от <дата> № и направить денежные средства государственной поддержки в размере 450 000 рублей на погашение задолженности Степановой Е.В. (<данные скрыты>) перед Акционерным обществом «Датабанк» (ИНН 1835047032) по ипотечному кредитному договору № от <дата>.
Взыскать с Акционерного общества «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614) в пользу Степановой Е.В. (<данные скрыты>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований Степановой Е.В. (<данные скрыты>) к Акционерному обществу «Датабанк» об обязании прекратить начисление процентов за пользование кредитом по ипотечному кредитное договору № от <дата> и сторнировать проценты за пользование кредитом, начисленные, начиная с <дата> - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска УР.
В окончательной форме решение изготовлено <дата>г.
Судья: А.А. Владимирова