Судья Углина О.Л. Дело № 2-5427/2023
УИД 35RS0001-02-2023-004707-50
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 03 апреля 2024 года № 33-1109/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Вахониной А.М., Белозеровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Артамоновой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии города Череповца на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 23 ноября 2023 года по иску первого заместителя прокурора города в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 92», мэрии города Череповца, муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания» о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Трапезниковой Ю.А., представителя мэрии города Череповца по доверенности Афанасьевой И.В., судебная коллегия
установила:
первый заместитель прокурора города обратился в суд иском в защиту в неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 92» (далее - МАДОУ «Детский сад № 92»), мэрии города Череповца, муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания» (далее - МАУ «ЦКО») о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города в июле 2022 года проведена проверка образовательных организаций, осуществляющих деятельность на поднадзорной территории, в ходе которой выявлены грубые нарушения требований законодательства о противодействии терроризму. По результатам проверки установлено, что МАДОУ «Детский сад № 92 в пользовании имеет объект – здание, расположенное по адресу: ФИО1 <адрес>, <адрес> <адрес>, которое в соответствии с подпунктом «в» пункта 13 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006, отнесено к объекту третьей категории опасности. МАДОУ «Детский сад № 92» допущены нарушения требований Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Так, в МАДОУ «Детский сад № 92» в нарушение подпункта «в» пункта 25 требований отсутствует помещение для охраны с установкой в нем системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии. Также в нарушении подпункта «г» пункта 24 Требований основные входы в здание контрольно – пропускными пунктами не оборудованы. Кроме того, в нарушении подпункта «д» пункта 25 требований МАДОУ не оснащено стационарными или ручными металлоискателями. С целью устранения нарушений прокуратурой города в адрес заведующего МАДОУ «Детский сад № 92» 22 июня 2022 года внесено представление об устранении нарушений закона. Данный акт прокурорского реагирования рассмотрен 27 июня 2022 года, признан обоснованным.
Из ответа заведующего МАДОУ «Детский сад № 92» следует, что для устранения выявленных нарушений необходимо дополнительное финансирование. Вместе с тем до настоящего времени денежные средства на приобретение необходимого оборудования не выделены. МАДОУ «Детский сад № 92» является образовательной организацией и осуществляет, в том числе образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п. 2.3. Устава). Из Устава данного бюджетного учреждения следует, что его учредителем является муниципальное образование «Город Череповец», функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет мэрия города, управление образования мэрии города. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Череповец». Функции и полномочия собственника имущества осуществляет комитет по управлению имуществом города (п. 1.3. Устава). К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников учреждения (п. 4.5. Устава). Таким образом, исполнение требований нормативно – правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. МАУ «ЦКО» создано муниципальным образование «Город Череповец» с целью осуществления безопасной эксплуатации и содержания муниципальных объектов (нежилых зданий и сооружений), а также эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (п. 2.2. Устава МАУ «ЦКО»). На данное учреждение учредителем возложены функции по организации и содержания, технического обслуживания, текущих ремонтов, охраны зданий. Финансирование мероприятий по содержанию и обслуживанию зданий, размещение муниципального заказа также осуществляется по заявкам МАУ «ЦКО». В настоящее время антитеррористические мероприятия по организации охраны объекта (территории) МАДОУ «Детский сад № 92» проведены не в полном объеме.
Просил суд обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92» в срок до 31 декабря 2023 года устранить требования законодательства об антитеррористической защищенности в здании, расположенном по адресу: ФИО1 <адрес>, ул. ФИО1 <адрес>, а именно: установить систему видеонаблюдения и оборудовать входы в здание контрольно – пропускными пунктами. Обязать мэрию города Череповца в срок до 31 декабря 2023 года обеспечить финансирование мероприятий по приобретению и установке систем видеонаблюдения и оборудованию входов в здание контрольно – пропускными пунктами в муниципальном автономном учреждении дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92», расположенном по адресу: ФИО1 <адрес>, ул. ФИО1 <адрес>. Обязать МАУ «ЦКО» организовать проведение работ по приобретению и установке в здании муниципальном автономном дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92», расположенном по адресу: ФИО1 <адрес>, <адрес> <адрес>, в срок до <ДАТА> системы видеонаблюдения и оборудованию входов в здание контрольно – пропускными пунктами.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 23 ноября 2023 года исковые требования первого заместителя прокурора города в защиту неопределенного круга лиц к МАДОУ «Детский сад № 92», мэрии города Череповца, МАУ «ЦКО» о возложении обязанности, удовлетворены.
На МАДОУ «Детский сад № 92» возложена обязанность в срок до 01 сентября 2025 года устранить требования законодательства об антитеррористической защищенности в здании, расположенном по адресу: ФИО1 <адрес> <адрес>, а именно: установить систему видеонаблюдения.
На мэрию города Череповца возложена обязанность в срок до 01 мая 2025 года обеспечить финансирование мероприятий по приобретению и установке системы видеонаблюдения, в МАДОУ «Детский сад № 92», расположенном по адресу: ФИО1 <адрес>, <адрес> ФИО1 <адрес>.
На МАУ «ЦКО» возложена обязанность организовать проведение работ по приобретению и установке в здании МАДОУ «Детский сад № 92», расположенном по адресу: ФИО1 <адрес> ФИО1 <адрес>, в срок до 01 сентября 2025 года системы видеонаблюдения.
В апелляционной жалобе мэрия города Череповца просит решение суда изменить, отказать истцу в удовлетворении исковых требований к мэрии города Череповца, указывая, что полномочиями по финансированию муниципальных учреждений обладает орган местного самоуправления муниципального района, которым муниципальное образование «Город Череповец» не является. Судом не принято во внимание то обстоятельство, что мэрия города Череповца является участником бюджетного процесса, исполняет городской бюджет, имеет возможность исполнять обязанности и осуществлять полномочия только в рамках бюджетных средств. Денежные средства на установку системы видеонаблюдения в здании МАДОУ «Детский сад № 92» в бюджете города не предусмотрены. Понуждая ответчика к совершению действий по финансированию, суд вмешивается в деятельность органа местного самоуправления, что является недопустимым.
В суде апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Вологодской области Трапезникова Ю.А. просила оставить решение суда первой инстанции без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отметила, что в ходе прокурорской проверки и материалами дела установлено нарушение действующего законодательства в части отсутствия видеонаблюдения в детском образовательном учреждении. Исполнение требований законодательства по антитеррористической защищенности возлагается не только на образовательное учреждение, но и органы местного самоуправления.
Представитель мэрии города Череповца по доверенности Афанасьева И.В. в суде апелляционной инстанции пояснила, что заказчиком работ для образовательных учреждений выступает МАУ «ЦКО». Мэрия города Череповца по отношению этим учреждениям является главным распорядителем денежных средств, которые заложены в муниципальную программу. Мэрия города Череповца по соглашению о предоставлении субсидий предоставляет денежные средства сначала в МАУ «ЦКО», которое в последующем размещает муниципальный заказ на выполнение работ. Управление образования города Череповца собирает информацию по образовательным учреждениям, участвует в разработке муниципальных программ, в работе экспертного совета, принимает решение о финансировании, на основании которого в дальнейшем финансовое управление мэрии города Череповца готовит проект решения о внесении изменений в городской бюджет. Образовательное учреждение, в свою очередь, направляет ходатайство в Управление образованием и МАУ «ЦКО», который на основании поступивших заявок готовит ходатайство в мэрию города Череповца, которая как главный распорядитель выходит с обращением в экспертный совет. Экспертный совет в последующем выносит решение, на основании которого финансовое управление мэрии готовит проект решения о внесении изменений в городской бюджет. Заявки на субсидирование поступают как в Управление образованием, так и МАУ «ЦКО», которое составляет смету перед тем, как выходит в экспертный совет, чтобы сделать предварительную оценку стоимости работ для финансирования. Муниципальный контракт заключает МАУ «ЦКО». Заявки поступали об истребовании денежных средств от МА ДОУ «Детский сад № 92», однако бюджет города не позволяет профинансировать все образовательные учреждения, в связи с чем экспертный совет принимает решение о финансировании в меньшем размере.
Представители ответчиков МА ДОУ «Детский сад № 92» и МАУ «ЦКО», третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования мэрии города Череповца, Департамента образования Вологодской области, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело при состоявшейся явке.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе с возражениями на нее, не находит оснований для отмены указанного судебного акта.
Разрешая спор, суд первой инстанции, принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, учитывая, что контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а обязанность по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждения дошкольного и среднего образования требованиям законодательства и их террористической защищенности прямо возложена на органы местного самоуправления, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора прокуратуры города Череповца в интересах неопределенного круга лиц и возложении обязанности на мэрию города Череповца в срок до 01 сентября 2025 года обеспечить финансовые мероприятия по приобретению и установке системы видеонаблюдения в МАДОУ «Детский сад № 92», на МАУ «ЦКО» организовать проведение работ по приобретению и установке в здании МА ДОУ «Детский сад № 92», на МАДОУ «Детский сад № 92», соответственно, установить систему видеонаблюдения.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции верными, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, разрешая спор, суд проверил надлежащим образом наличие законных оснований для удовлетворения требований истца.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (вступила в силу для России с 15 сентября 1990 года), указано, что государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае - по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Федеральным законом от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ») определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма и минимизация и (или) ликвидации последствий проявлении терроризма.
На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ) для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2 части 13).
Пунктом 6.28 «СП 118.13330.2022. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 мая 2022 года № 389/пр) установлено, что по заданию на проектирование для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны общественных зданий следует предусматривать на первом этаже помещения для сотрудников организаций, обеспечивающих охрану общественного здания, с установкой в этих помещениях систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации, канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» посредством голосовой связи (телефонной связи общего пользования) или иных типов передачи информации при подтвержденной технической возможности приема и обработки техническими средствами службы передаваемой информации.
В силу части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу частей 6 и 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Она несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования - муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 92».
Пунктом 25 Требований предусмотрено в отношении объектов (территорий) тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Пунктом 32 Требований предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Таким образом, названными Требованиями прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
При этом в силу пунктом 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутри объектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Из содержания приведенных норм права следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью также и органов местного самоуправления.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года
№ 131-ФЗ) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно пункту 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Как установлено судом и следует их материалов дела, прокуратурой города Череповца в ходе проведения проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МАДОУ «Детский сад № 92» выявлены нарушения требований федерального законодательства.
В адрес заведующей МАДОУ «Детский сад № 92» Зайцевой И.В. вынесено представление прокурора города Череповца от <ДАТА> №... об устранении нарушений требований закона, причин и условий им способствующих (л.д. 44-47).
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92» является образовательной организацией и осуществляет, в том числе образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Согласно пункту 1.3 Устава МАДОУ «Детский сад № 92» (далее – Устав), учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование «Город Череповец», функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет мэрия города Череповца, Управление образования мэрии города Череповца. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Череповец». Функции и полномочия собственника имущества осуществляет Комитет по управлению имуществом города Череповца (л.д. 10).
В силу 1.8 Устава учреждение отвечает по своим обязательствам имуществам, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним комитетом по управлению имуществом города или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему органом на приобретение этого имущества. Учреждение отвечает по обязательствам Собственника имущества учреждения (л.д. 10).
На основании пунктов 2.6, 2.7, 2.8 Устава орган мэрии формирует и утверждает муниципальное задание для Учреждения в соответствии с предусмотренными уставом Учреждениями основными видами деятельности. Учреждение осуществляет в соответствии с муниципальным заданием и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания. Условия и порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются муниципальным правовым актом, приказом органа мэрии. Учреждение осуществляет полномочия органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, в порядке, определенном муниципальным правовым актом.
В силу пунктов 3.1, 3.2, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.12, 3.13 Устава собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Город Череповец», имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления. Решение об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за Учреждением или о выделении средств на его приобретения. Учреждение с согласия комитета по управлению имуществом города вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за нам приобретенным за счет выделенных ему органами мэрии средств на приобретение этого имущества. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления; имущество, приобретенное Учреждением за счет средств, полученных от осуществления приносящий доход деятельности; субсидии из городского бюджета на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ); целевые субсидии из городского бюджета в случаях и порядке, установленном муниципальными правовыми актами; иные источники, не запрещенные действующим законодательством. Имущество и средства Учреждения отражаются на его балансе и используются для достижения целей, определенных Уставом. Доходы Учреждения поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения, используются для достижения целей, ради которого оно создано. Крупная сделка, связанная с распоряжением денежных средств, если цена такое сделки превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой поданным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета Учреждения. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета Учреждения, при этом члены указанного совета (л.д. 13-14).
В соответствии с пунктом 3.14 Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий из городского бюджета и иных незапрещенных федеральными законами источников. Уменьшение объема субсидий, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течении срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением комитетом по управлению имуществом города или приобретенных Учреждением комитетом по управлению имуществом города или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему органом мэрии на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, с учетом мероприятий, направленных на развитие Учреждение, перечень которых определяется органом мэрии (л.д. 15).
К компетенции образовательного учреждения, в силу пункта 4.5 Устава, относится, в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников Учреждения (л.д. 16).
В силу пунктов 4.7 Учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за воспитанниками, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанниками, работников Учреждения; нести ответственность за нарушении договорных и налоговых обязательств, качество работ, услуг, пользование которым может принести вред здоровью населения, а равно нарушение иных правил хозяйствования; представлять органу мэрии план финансово-хозяйственной деятельности и отчет его исполнения, бухгалтерскую и статистическую отчетность Учреждения; обеспечивать выполнение мероприятий по энергосбережению, гражданской обороне, противопожарной безопасности и мобилизационной подготовке (л.д. 17).
В соответствии с пунктами 4.8 и 4.9 Устава Учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса и работников во время пребывания в Учреждении. Охрана здоровья воспитанников включает в себя, в частности, обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в Учреждении (л.д. 18-19).
Пункт 4.13 Устава гласит, что финансовый контроль в отношении Учреждения осуществляется органами в соответствии с нормами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (л.д. 20).
На основании раздела 7 Устава управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом Учреждения. К компетенции органа мэрии в области управления Учреждением относятся, в том числе, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания, принятие решения о назначении членов наблюдательного совета Учреждения или досрочном прекращении их полномочий, рассмотрение после анализа рекомендаций наблюдательного совета Учреждения предложения заведующего Учреждения о совершении сделок с недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, находящимся в оперативном управлении Учреждения. В то же время, Комитет по управлению имуществом города на основании обращения органа мэрии, принятого по результатам рассмотрения предложений заведующего Учреждения, принимает решение о согласовании сделок с недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, находящимся в оперативном управлении Учреждения. Наблюдательный совет, в свою очередь, рассматривает проект плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, по которому вправе давать рекомендации, и предложения заведующего о совершении крупных сделок. По вопросу проекта плана финансово-хозяйственной деятельности наблюдательный совет дает заключение, а по вопросам крупных сделок принимает решение, обязательное для директора автономного учреждения. Вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета, не могут быть переданы на рассмотрение другим органом Учреждения (л.д. 23-35).
В силу пункта 7.13 ответственность за руководство образовательной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью несет заведующий Учреждением (л.д. 37).
Заведующая МАДОУ «Детский сад № 92» Зайцева И.В. в ответ на представление прокурора об устранении нарушений действующего законодательства в подтверждение исполнения обязанностей по осуществлению полномочий в сфере обеспечения материально-технического обеспечения учреждения, создания необходимых условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников учреждения, создания безопасных условий обучения воспитанников предоставила сведения о направлении ходатайств в адрес Управления образования мэрии города Череповца от <ДАТА>, <ДАТА>, <ДАТА>, <ДАТА>, <ДАТА> <ДАТА> в соответствии с которыми было запрошено финансирование на установку систем видеонаблюдения и создание контрольно-пропускного пункта в центральном входе образовательного учреждения (л.д. 49-52).
Начальник Управления образования мэрии города Череповца, в свою очередь, в ответ на представление прокурора города Череповца предоставил сведения, в соответствии с которыми нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки, будут устранены по мере поступления финансирования (л.д. 53).
С целью осуществления безопасной эксплуатации и содержания муниципальных объектов (нежилых зданий и сооружений), а также эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципальным образованием «Город Череповец» создано МАУ «ЦКО» (л.д. 85, оборотная сторона).
На данное учреждение учредителем возложены функции по организации содержания, технического обслуживания, текущих ремонтов, охраны зданий. Финансирование мероприятий по содержанию и обслуживанию зданий, размещение муниципального заказа также осуществляется по заявкам МАУ «ЦКО».
Учредителем МАУ «ЦКО» в соответствии с пунктом 1.3 Устава МАУ «ЦКО» является муниципальное образование «Город Череповец» (л.д. 85).
На основании раздела 2 Устава одной их целей МАУ «ЦКО» является содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в муниципальной собственности, в том числе, монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем видеонаблюдения, автоматических систем пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, систем охранной сигнализации (л.д. 99).
В соответствии с пунктом 2.5 указанного Устава мэрия города Череповца формирует и утверждает муниципальное задание для Учреждения в соответствии с основой деятельностью, Учреждение, в свою очередь, не вправе отказаться от выполнения муниципального задания (л.д. 86).
Пунктом 3.13 предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий из городского бюджета на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением комитетом по управлению имуществом города или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему органом мэрии на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, с учетом мероприятий, направленных на развитие Учреждения, перечень которых определяется органом мэрии.
Учреждение ежегодно в сроки, определенные органом мэрии, представляет органу мэрии расчет расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением или приобретенных за счет выделенных ему средств на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом мэрии (пункт 3.14 Устава).
К компетенции органа мэрии в области управления Учреждением относится в том числе осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания в порядке, утвержденном мэрией (пункт 5.2.2 Устава).
В соответствии со статьей 38 Устава города Череповца, мэрия города является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области.
Мэрия города Череповца, в том числе, составляет проект городского бюджета, а также отчет о его исполнении; обеспечивает исполнение городского бюджета; осуществляет полномочия собственника муниципального имущества городского округа в соответствии с порядком управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, утверждаемым городской Думой; осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, а также финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями; участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах городского округа (статья 40 Устава города Череповца).
Город Череповец имеет собственный бюджет - городской бюджет. Порядок составления и рассмотрения проекта городского бюджета, утверждения и исполнения городского бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении городского бюджета определяется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и положением о бюджетном процессе в городе Череповце, утверждаемым городской Думой (статья 46 Устава города Череповца).
Формирование доходов городского бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (статья 47 Устава города Череповца).
Формирование расходов городского бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами городского округа, устанавливаемыми и исполняемыми органами городского самоуправления города Череповца в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств городского округа осуществляется за счет средств городского бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 48 Устава города Череповца).
Составление проекта городского бюджета осуществляет мэрия города. Порядок и сроки составления, рассмотрения проекта городского бюджета, а также перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета, определяется положением о бюджетном процессе в городе Череповце, утверждаемым городской Думой (статья 49 Устава города Череповца).
Мэр города вносит проект городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период на утверждение городской Думы. Проект городского бюджета, решение об утверждении городского бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения городского бюджета и численности муниципальных служащих органов городского самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию. Проект городского бюджета и годовой отчет о его исполнении выносятся на публичные слушания. Исполнение городского бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 50 Устава города Череповца).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении образования мэрии города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы № 4 от 26 января 2010 года (далее - Положение), Управление образования мэрии города Череповца является органом мэрии города Череповца с правами юридического лица, созданным с целью обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования всех уровней для формирования успешной, социально активной и профессионально подготовленной личности, отвечающей требованиям современного общества и экономики.
В силу пункта 3.5 Положения функциями управления образования являются: обеспечение содержания зданий и сооружений образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий с учетом действующих требований строительных норм и правил, пожарной безопасности, соблюдения санитарно-гигиенических требований.
Пунктом 4.26 Положения предусмотрено, что Управление осуществляет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств и администратора доходов городского бюджета.
Постановлением мэрии города от 22 октября 2021 года № 4070 утвержден Порядок определения объема и условия предоставления из городского бюджета субсидии на иные цели в 2024 году МАУ «ЦКО» на финансовое обеспечение выполнения мероприятий подпрограммы 5 «Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений города и обеспечение их безопасности» муниципальной программы «Развитие образования» на 2022-2024 годы (далее - Порядок).
Настоящий Порядок устанавливает процедуру определения объема и условия предоставления МАУ «ЦКО» (далее - Учреждение) субсидии на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - субсидия) (пункт 1.1 Порядка).
Субсидия предоставляется учреждению на финансовое обеспечение выполнения основного мероприятия 5.1 «Ремонты, работы по благоустройству территорий, разработка проектно-сметной документации, государственная экспертиза проектно-сметной документации. Оборудование, мебель, малые архитектурные формы для образовательных учреждений» подпрограммы 5 «Укрепление материально- технической базы образовательных учреждений города и обеспечение их безопасности» муниципальной программы «Развитие образования» на 2022 - 2024 годы, утвержденной постановлением мэрии города от 22 октября 2021 года № 4070 (пункт 1.2 Порядка).
Учреждение осуществляет проведение мероприятий, предусмотренных в пункте 1.2 настоящего Порядка, в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (пункт 1.3 Порядка).
Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, которые в соответствии с бюджетным законодательством доведены до мэрии города Череповца, осуществляющей функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее - учредитель), как получателя бюджетных средств в установленном порядке на соответствующий финансовый год и плановый период на предоставление субсидии (пункт 1.5 Порядка).
Учредитель обеспечивает перечисление субсидии в объеме и сроки, установленные графиком, содержащимся в соглашении, но не реже одного раза в квартал со дня заключения соглашения (пункт 2.10 Порядка).
Остатки средств субсидии, не использованные в текущем финансовом году, подлежат возврату в городской бюджет в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 4.1 Порядка).
Для принятия учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии, а также о порядке принятия решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждением выплат, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, учреждение для подтверждения потребности в остатках средств субсидии направляет учредителю информацию о наличии неисполненных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом остатки средств субсидии и (или) средства от возврата ранее произведенных учреждением выплат, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным финансовым годом, содержащую причины возникновения остатков средств субсидии и расчеты с указанием сумм и направлений использования остатков средств субсидии.
Использование остатков субсидий, поступлений от возврата ранее произведенных учреждением выплат, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, не допускается.
Учредитель рассматривает представленные учреждением документы и в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом, направляет в финансовое управление мэрии предложения о направлении не использованных в текущем финансовом году остатков субсидии (пункт 4.2 Порядка).
Учредитель, уполномоченные органы государственного (муниципального) финансового контроля в пределах своих полномочий осуществляют обязательные проверки соблюдения целей и условий предоставления учреждению субсидий (пункт 4.3 Порядка).
Учредитель контролирует целевое использование субсидии учреждением (пункт 4.7 Порядка).
Вместе с тем, в соответствии с распоряжением мэрии города Череповца от 06 марта 2023 года № 192-р «Об использовании в 2023 году средств на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных организаций» мэрия города Череповца определена как уполномоченный орган по использованию субсидии из областного бюджета на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных организаций с учетом софинансирования за счет городского бюджета (л.д. 101)
Пункт 2 указанного Распоряжения определяет МАУ «ЦКО» как получателя субсидии.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидии на иные цели МАУ «ЦКО» за счет средств городского бюджета с учетом субсидии из областного бюджета на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных организаций в 2023 году (далее – Порядок).
Финансовое управление мэрии обеспечивает своевременное выделение средств, поступивших в 2023 году из областного бюджета в виде субсидий на иные цели для оплаты выполненных работ по заключенным договорам в пределах лимитов бюджетных обязательств при представлении МАУ «ЦКО» заявок, документов, правовых актов, для осуществления финансирования (л.д. 101, оборотная сторона).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка субсидия предоставляется на цели, не связные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ), субсидия предоставляется учреждению на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных организации согласно перечню и в размерах, определенных в приложению к Порядку.
На основании радела 2 Порядка для получения субсидий учреждение предоставляет учредителю пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости предоставления бюджетных средств, в том числе предварительную смету на выполнение соответствующих работ, а также предложения поставщиков, статистические данные и иную информацию о планируемом у приобретению имущества.
В силу пунктов 2.4, 2.5, 2.6, 2.10, 2.11, 2.13 размер субсидии определяется бюджетом города Череповца на соответствующий финансовый год и плановый период одни из следующих документов: муниципальными программами, утвержденными постановлениями мэрии города Череповца, а также уведомлениями о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств, полученными от органов исполнительной власти Вологодской области. Основанием для отказа учреждению в предоставлении субсидий являются: несоответствие представленных документов настоящим требованиям и действующему законодательству, а также недостоверность информации, содержащейся в представленных документах. Решение об отказе в предоставлении субсидии по результатам проверки учредителя, содержащее мотивированное основание такого отказа направляется в течении 5 рабочих дней. Учредитель обеспечивает перечисленные субсидии в объеме и сроки, установленные графики, содержащимся в соглашении. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счет, по которому учитываются операции со средствами, поступающими МАУ «ЦКО» в виде субсидий на иные цели. Результаты предоставления субсидии должны соответствовать результатам реализации муниципальной программы. При предоставлении МАУ «ЦКО» нескольких субсидий соглашение заключается отдельно по каждой субсидии (л.д. 102-103).
Как следует из Соглашения о предоставлении МАУ «ЦКО» субсидий из областного бюджета от 20 марта 2023 года (далее – Соглашение), МАУ «ЦКО» предоставлена субсидия в размере 16 750 475 (шестнадцать миллионов семьсот пятьдесят тысяч четыреста семьдесят пять) рублей на цели, указанные в Перечне субсидий (л.д. 105, оборотная сторона).
Согласно справки об ориентировочной стоимости работ в МАДОУ «Детский сад № 92», выданной МАУ «ЦКО», стоимость работ по разработке проекто-сметной документации по установке системы видеонаблюдения и непосредственно самой установке системы видеонаблюдения составляет 3 150 000 (три миллиона сто пятьдесят тысяч) рублей (л.д. 131).
Из информации, представленной мэрией города Череповца (л.д. 142) следует, что городской бюджет на 2023 год по расходам принят исходя из доходной базы с предельным размером дефицита городского бюджета в сумме 899 976 (восемьсот девяносто девять тысяч девятьсот семьдесят шесть) рублей, аналогичная ситуация складывается с дефицитом бюджета на 2024 год (л.д. 142).
В соответствии с предоставленной информацией мэрии города Череповца от <ДАТА> №..., Управления образования города Череповца от <ДАТА> №... выбор образовательных организаций, которым будет предоставлена субсидия, основывался на принципе приоритетности расходования доведенных до мэрии города средств городского бюджета, с учетом того, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 выбранным образовательным учреждениям присвоена вторая категория опасности, а МАДОУ «Детский сад № 92» третья категория. В первую очередь денежные средства выделялись объектам первой и второй категории опасности (л.д. 220-223).
Согласно информации, предоставленной мэрией города Череповца по запросу суда апелляционной инстанции, МАДОУ «Детский сад № 92» наделен собственником имуществом на праве оперативного управления, однако не имеет полномочий по содержанию и техническому обслуживанию переданного ему имущества (л.д. 225-226).?
В целях выполнений полномочий по техническому содержанию и обслуживанию образовательных организаций создано МАУ «ЦКО», которое в соответствии с абзацем 5 пункта 2.4.1 Устава, утвержденного постановлением мэрии города от 10 февраля 2021 года № 444 (с изменениями от 23 июня 2021 года № 2600), осуществляет размещение муниципального заказа на выполнение работ, направленных на укрепление материально- технической базы образовательных учреждений города.
При необходимости выполнения мероприятий, не предусмотренных бюджетом города и муниципальной программой, направленных на устранение предписаний контролирующих органов муниципальная образовательная организация обращается в МАУ «ЦКО», которое, в свою очередь, готовит проект заявки в адрес мэра города и финансового управления мэрии города с приложением документов (расчетов, обоснований, материалов) для рассмотрения на Экспертном совете по бюджету и экономической политике в городе (далее - Экспертный совет).
Экспертный совет принимает решение об определении приоритетных значимых расходных обязательств городского бюджета в целях внесения изменения в городской бюджет (пункты 3, 7 Положения об Экспертном совете по бюджету и экономической политике в городе, утвержденного постановлением мэрии города от 19 мая 2017 года № 2309).
На основании решения Экспертного совета финансовое управление мэрии города готовит проект решения Череповецкой городской Думы о внесении изменений в решение городской Думы о городском бюджете.
Согласно решения Череповецкой городской Думы о городском бюджете, управление образования мэрии города, действующее в соответствии с п. 3.5,4.35,4.5 Положения об управлении образования мэрии города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы от 26 января 2010 года № 4, готовит проект постановления мэрии города о внесении изменений в муниципальную программу «Развитие образования на 2022-2024 годы».
Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с проведением текущего ремонта, оснащением оборудованием муниципальных образовательных организаций, осуществляется в форме субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В 2024 году в соответствии со строкой 7 Ведомственной структуры расходов городского бюджета по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов на 2024 год (приложение 7 к решению Череповецкой городской Думы от 19 декабря 2023 года № 158 «О городском бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов») мэрии города выделено 98309,0 тыс. руб., в том числе на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений города.
В соответствии с распоряжением заместителя мэра города от 29 декабря 2023 года № 918-р «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из городского бюджета субсидии на иные цели для проведения мероприятий по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений МАУ «ЦКО» на 2024 год» и Соглашением между мэрией города Череповца и МАУ «ЦКО» от 29 января 2024 года № 1 до МАУ «ЦКО» доведены вышеуказанные денежные средства на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений города, в том числе на проведение ремонтных работ в образовательных учреждениях.?
Проанализировав положения вышеуказанных норм законодательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу приходит к выводу, что субъектом противодействия терроризму является именно мэрия города Череповца как орган местного самоуправления, поскольку профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории городского округа отнесено к вопросам местного значения. При изложенных фактических обстоятельствах дела, мэрия города Череповца, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем образовательного учреждения, обеспечивает финансирование работ в этой области, следовательно, именно мэрия города Череповца несет ответственность по обеспечению финансирования мероприятий по приобретению и установке системы видеонаблюдения, в МАДОУ «Детский сад № 92», а МАУ «ЦКО» в силу возложенных функций обязанно организовать проведение работ по приобретению и установке в здании МАДОУ «Детский сад № 92» системы видеонаблюдения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что муниципальное образование «Город Череповец» не является органом местного самоуправления муниципальных районов, а мэрия горда Череповца, как исполнительный орган, имеет возможность исполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия только в рамках бюджетных средств, судебной коллегией не принимаются во внимание в силу того, что отношения ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 92» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 67 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░, ░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 10 ░░░░░░ 2024 ░░░░.