КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Прошкина М.П. Дело №33-12324/202 24RS0056-01 -2022-007005-5
2.093г.
09 октября 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Киселевой А.А., Сударьковой Е.В.,
при помощнике судьи: Погореловой И.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску и.о. прокурора Большемуртинского района Красноярского края в интересах Федонина Александра Александровича к Министерству социальной политики Красноярского края о признании права на получение мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе Федонина А.А.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 09 февраля 2023 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Большемуртинского района Красноярского края в интересах Федонина Александра Александровича к Министерству социальной политики Красноярского края о признании права на получение мер социальной поддержки, - отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
И.о. прокурора Болынемуртинского района Красноярского края обратился в суд в интересах Федонина А.А. с иском к Министерству социальной политики Красноярского края признании за Федониным А.А. права на получение мер социальной поддержки.
Требования мотивированы тем, что Федонин А.А. с 2005 года проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> которое принадлежит дочери Федонина А.А. - Федониной Ю.А. Иных жилых помещений Федонин А.А. в собственности не имеет. 07.05.2022 года жилой дом и хозяйственные постройки были уничтожены огнем. 15.07.2022 года Федонин А.А. обратился в администрацию района с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде единовременной денежной помощи. По заявлению принято положительное решение, документы направлены в Министерство социальной политики Красноярского края. Приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 01.08.2022 года Федонину А.А. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки в виде единовременной выплаты. Прокурор не согласен с таким решением министерства, полагает, что Федонин А.А. нуждается в мерах социальной поддержки государства, имеет право на их получение. На основании вышеизложенного, прокурор просил признать за Федониным А.А. право на получение мер социальной поддержки, установленных законом Красноярского края от 19.05.2022 года №3-742.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Федонин А.А. просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Выражает несогласие с выводами суда о том, что истец не является членом семьи собственника уничтоженного в результате пожара жилого помещения Федониной Ю.А., ссылаясь на постоянное проживание Федонина А.А., Федониной Ю.А., Федониной О.В. одной семьей в период с 2005 года до 07.05.2022 (дата пожара) в квартире, расположенной по адресу: <адрес> Полагает, что переход права собственности на указанную квартиру от Федонина А.А. к его дочери Федониной Ю.А. не может являться основанием для отказа в представлении мер социальной поддержки, установленных законом Красноярского края от 19.05.2022 №3-742 законом Красноярского края от 19.05.2022 №3-742.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства социальной политики Красноярского края - Бордулева В.А. полагает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание представитель третьего лица - Администрации Большемуртинского района Красноярского края, третьи лица Федонина Ю.А., Федонина О.В., надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав материального истца Федонина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, процессуального истца прокурора Андрееву А.Г., представителя ответчика Министерства социальной политики Красноярского края Бордулеву В.А. (доверенность от 23.12.2022 года), просивших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Законом Красноярского края N 3-742 от 19 мая 2022 года "О мерах социальной поддержки граждан, проживавших в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших на территории Красноярского края 7 мая 2022 года, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки" установлены условия и порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, проживавшим на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших 7 мая 2022 года на территориях муниципальных образований Красноярского края.
Одним из видов меры социальной поддержки является единовременная денежная выплата в связи с утратой жилого помещения.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона, право на получение меры социальной поддержки, имеют:
а) граждане, одиноко проживающие или не имеющие несовершеннолетних детей, постоянно проживавшие на день введения режима чрезвычайной ситуации, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчета на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из указанных граждан и членов их семей составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) граждане, одиноко проживающие или не имеющие несовершеннолетних детей, постоянно проживавшие на день введения режима чрезвычайной ситуации, и имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчета на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из указанных граждан и членов их семей составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) граждане, не являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные на основании судебного решения, вступившего в законную силу, постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпунктах "а", "б" настоящего пункта, и не имеющие в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчета на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из граждан, указанных в подпунктах "а", "б" настоящего пункта, и членов их семей составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 и п. 5 ст. 3 Закона, к членам семьи гражданина относятся проживавшие совместно с ним в утраченном в результате пожара жилом помещении его супруга (супруг), дети и родители (усыновители), а также иные лица, постоянно проживавшие совместно с гражданином на день введения режима чрезвычайной ситуации и признанные в судебном порядке членами его семьи. Факт проживания гражданина и членов его семьи в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации подтверждается регистрацией по месту жительства либо устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 5 Закона, орган местного самоуправления муниципального образования края принимает решение об отказе во включении гражданина в списки в случае когда гражданин не относится к категории граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона.
Постановлением Правительства Красноярского края от 23.05.2022 N 449-п «О реализации Закона Красноярского края от 19.05.2022 N 3-742» утвержден Порядок расчета и предоставления ЕДВ в связи с утратой жилого помещения гражданам, проживавшим на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших 7 мая 2022г. на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края.
Согласно утвержденного Порядка, органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным на осуществление расчета и предоставление социальной выплаты, является министерство социальной политики Красноярского края. Министерство осуществляет расчет размера социальной выплаты в соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 Закона края N 3-742 и принимает решение о предоставлении социальной выплаты; принимает решение об отказе в предоставлении социальной выплаты. Данные решения Министерства принимаются в форме приказа Министерства.
Основанием для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении денежной выплаты является то, что гражданин не относится к категориям граждан, указанным в пункте 3 статьи 3 Закона края N 3-742.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> площадью 68,4 кв.м. и земельный участок по данному адресу, площадью 1821 +/- 15 кв.м., находятся в собственности Федониной Ю.А. Жилое помещение перешло в собственность Федониной Ю.А. на основании договора купли-продажи от 02.02.2015 года.
Родителями Федониной Ю.А. являются Федонин А.А. и Федонина О.В.
Решением Большемуртинского районного суда Красноярского края от 28 июня 2022 года установлен юридический факт проживания Федонина А.А. в квартире по адресу: <адрес>
В вышеуказанном жилом доме Федонин А.А. постоянно проживал со своей супругой Федониной О.В., дом ранее принадлежал Федонину А.А., впоследствии был переоформлен на дочь, которая до совершеннолетия проживала в указанном доме с ними.
С 16 января 2021 года Федонин А.А. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>. Жилое помещение площадью 39,2 кв.м. принадлежит на праве собственности Федониной Ю.А.
В результате пожара, произошедшего 07 мая 2022 года, жилой дом и надворные постройки, по адресу: <адрес>, уничтожены полностью вместе с находившимся там имуществом.
15 июля 2022 года Федонин А.А. обратился в администрацию Большемуртинского района Красноярского края с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде единовременной денежной помощи. По заявлению принято положительное решение, документы направлены в Министерство социальной политики Красноярского края.
Приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 01 августа 2022 года Федонину А.А. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки в виде единовременной выплаты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам, пришел к выводу о том, что Федонин А.А. проживал в утраченном в результате пожара жилом доме, вместе с тем, собственником данного помещения не являлся, на регистрационном учете в данном жилом доме не состоял.
На дату введения режима чрезвычайно ситуации собственник Федонина Ю.А. в жилом помещении, утраченном в результате пожаров, возникших на территории Красноярского края 7 мая 2022 года, не проживала. Фактически проживала в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении по адресу: <адрес>, площадью 39,2 кв.м.
Кроме того, Федонина Ю.А. за предоставлением меры социальной поддержки в соответствии с Законом Красноярского края от 19.05.2022 №3-742 не обращалась. Жилое помещение, принадлежащее Федониной Ю.А. на праве собственности в г. Красноярске пригодно для проживания и отвечает требованиям по соблюдению учетной нормы (более 12 квадратных метров на члена семьи).
Из совокупности вышеприведенных правовых норм Закона Красноярского края от 19.05.2022 №3-742 следует, что необходимым условием для реализации права на получение меры социальной являются: регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении, отсутствие в собственности иного пригодного для проживания жилого помещения и отнесение к членам семьи граждан, указанных в п.п. «а», «б» п. 3 ст. 3 Закона Красноярского края от 19.05.2022 №3-742.
По смыслу п. 4 ст. 3 Закона Красноярского края от 19.05.2022 №3-742 к членам семьи гражданина относятся проживающие совместно с ним в утраченном в результате пожара жилом помещении его супруга (супруг), дети и родители (усыновители), а также иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином на день введения режима чрезвычайной ситуации и признанные в судебном порядке членами его семьи.
Федонина Ю.А. совместно с Федониным А.А. не проживала, проживала по иному адресу, имеет в собственности иное жилое помещение.
Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, доказательств, совместного проживания Федониной Ю.А. и Федонина А.А. на день введения режима чрезвычайной ситуации, стороной истца не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Федонин А.А. не относится к членам семьи гражданина, имеющего право на единовременную выплату
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска о признании права на получение мер социальной поддержки, поскольку условия об отнесении истца к категории граждан, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты на момент возникновения чрезвычайной ситуации не соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы Федонина А.А. о том, что он является членом семьи Федониной Ю.А., судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 09 февраля 2023 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федонина А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий: А.С. Платов
Судьи: А.А. Киселева
Е.В. Сударькова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 октября 2023 года.