по жалобе на постановление об административном правонарушении
424028г. Йошкар-Ола 18 августа 2022 года
ул.Баумана 91 А
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Юшаковой Т.Л. на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл № 012/04/7.32.5-335/2022 от 17 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, которым
Юшакова Т.Л., <иные данные>,
привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Марийского УФАС России от 17 мая 2022 года Юшакова Т.Н. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Юшакова Т.Л. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, прекратить производство по делу за отсутствием состава или за малозначительностью.
Согласно выписке из распоряжения администрации Горномарийского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-рл «О назначении Юшаковой Т.Л. руководителем муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» она являюсь руководителем МУ Горномарийский РОО, а не руководителем одной из образовательных организаций расположенных на территории Горномарийского муниципального района. Никаких договоров не о теплоснабжении, не о электроснабжении между ресурсоснабжающими организациями и образовательными организациями Горномарийского муниципального района она лично, с августа 2018 года и по настоящее время никогда не заключала и не имела никакого права заключать, ничего не подписывала, печатей не ставила. Следовательно лично она не являюсь заказчиком, не отвечает по обязательствам МБОУ «Пайгусовская СОШ».
МУ Горномарийский РОО в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011г № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157 н по договорам «О бухгалтерском обслуживании» осуществляет бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций Горномарийского муниципального района, а не осуществляет по своему усмотрению финансирование образовательных организаций напрямую из бюджета Горномарийского муниципального района и не обладает статусом и полномочиями ни администрации Горномарийского муниципального района, ни финансового органа Горномарийского муниципального района.
Получателями и распорядителями бюджетных средств образовательных организаций Горномарийского муниципального района являются сами образовательные организации Горномарийского муниципального района, так как они являются самостоятельными юридическими лицами, каждое со своим расчетным счетом открытым в Управлении федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Марий Эл.
МУ Горномарийский РОО не является главным распорядителем и администратором доходов бюджета Горномарийского муниципального района» к нему не стекаются налоги, сборы и другие обязательные платежи Горномарийского муниципального района. МУ Горномарийский РОО собственных доходов не имеет.
МУ Горномарийский РОО не наделен правом пользования и распоряжения по своему усмотрению не доходами, не бюджетом Горномарийского муниципального района, своих собственных доходов не имеет, поэтому нё имеет права по своему желанию и усмотрению производить какие либо оплаты, в том числе за потребленную электрическую энергию образовательными организациями Горномарийского района и оказываемые услуги, в порядке и сроки, установленные муниципальными контрактами заключенными между образовательными организациями и ресурсоснабжающими организациями.
Ни в Положении о МУ Горномарийский РОО, ни в ее должностной инструкции (приложения №№ 2,3), ни в ее трудовом договоре не говорится о том, что она лично обязана финансировать, организовывать и доставать денежные средства для оплаты за потребленную электрическую энергию, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, услуг связи образовательными организациями Горномарийского района и оказываемые услуги, в порядке и сроки, установленные муниципальными контрактами заключенными менаду образовательными организациями и ресурсоснабжающими организациями.
Протокол об административном правонарушении был составлен без фактического наличия ее ходатайства, кроме того нарушено ее право на защиту.
Поскольку в судебное заседание Юшакова Т.Л., защитник Баластаева О.В., законные представители ПАО «<иные данные>» и <иные данные>, надлежаще извещенные, не явились, считаю возможным рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы административного дела, материалы дела № 012/04/7.32.5-335/2022 Управления Федеральной антимонопольной службы по РМЭ, дополнительные материалы, допросив в качестве свидетеля ПИВ, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В силу требований статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как следует из объема предъявленного правонарушения, что на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе <иные данные> с муниципальным унитарным предприятием «Горномарийский» муниципального образования «<иные данные>» как с единственным поставщиком заключен контракт на оказание услуг по энергоснабжению тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 3.1 контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, Заказчик обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, производить другие платежи и в соответствии с настоящим контрактом.
Пунктом 4.3 установлен срок оплаты контракта за отпущенную тепловую энергию: оплату за тепловую энергию Заказчик производит до 20 числа следующего месяца на основании счета-фактуры, выставленной Энергоснабжающей организацией.
Акт оказанных услуг апрель от ДД.ММ.ГГГГ, получен заказчиком ДД.ММ.ГГГГ регламентированный срок в соответствии с разделом 4 контракта ДД.ММ.ГГГГ, дата оплаты ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, заказчик должен был оплатить оказанные муниципальным унитарным предприятием «<иные данные>» муниципального образования «<иные данные>» услуги за апрель 2021 года в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако, оплата была произведена Заказчиком только ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, заказчиком нарушен порядок оплаты по заключенному контракту.
На основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе <иные данные> с ПАО <иные данные> как с единственным поставщиком заключен контракт на оказание услуг по энергоснабжению тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 2.3 контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, Заказчик обязуется своевременно оплачивать потребленную электрическую энергию и оказываемые услуги в порядке и сроки, установленные контрактом.
Разделом 4 установлен срок оплаты контракта: до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Установлено, что ПАО «<иные данные>» в период действия контракта осуществляло оказание услуг по продаже электрической энергии.
Таким образом, Заказчик должен был оплатить оказанные ПАО <иные данные> услуги за апрель 2021 года в срок до ДД.ММ.ГГГГ, за май 2021 года в срок до ДД.ММ.ГГГГ, за сентябрь 2021 года в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако, оплата была произведена Заказчиком только ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
На основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе <иные данные> с муниципальным унитарным предприятием «Горномарийский» муниципального образования <иные данные> как с единственным поставщиком заключен контракт на оказание услуг по энергоснабжению тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ №.
Установлено, что муниципальное унитарное предприятие <иные данные> муниципального образования <иные данные> в период действия контракта осуществляло оказание услуг по энергоснабжению тепловой энергии.
Таким образом, Заказчик должен был оплатить оказанные муниципальным унитарным предприятием «<иные данные>» муниципального образования «<иные данные>» услуги за апрель 2021 года в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако, оплата была произведена Заказчиком только ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, заказчиком нарушен порядок оплаты по заключенному контракту.
На основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе МБОУ «<иные данные>» с муниципальным унитарным предприятием «<иные данные>» муниципального образования «<иные данные>» как с единственным поставщиком заключен контракт на оказание услуг по энергоснабжению тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ №.
Установлено, что муниципальное унитарное предприятие «<иные данные>» муниципального образования «<иные данные>» в период действия контракта осуществляло оказание услуг, по энергоснабжению тепловой энергии.
Таким образом, Заказчик должен был оплатить оказанные муниципальным унитарным предприятием «<иные данные>» муниципального образования «<иные данные>» услуги за апрель 2021 года в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако, оплата была произведена Заказчиком только ДД.ММ.ГГГГ.
На основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе МБОУ «<иные данные>» с муниципальным унитарным предприятием «<иные данные>» муниципального образования «<иные данные>» как с единственным поставщиком заключен контракт на оказание услуг по энергоснабжению тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ №.
Установлено, что муниципальное унитарное предприятие «Горномарийский» муниципального образования «<иные данные>» в период действия контракта осуществляло оказание услуг по энергоснабжению тепловой энергии (информация представлена ниже в таблице).
Таким образом, Заказчик должен был оплатить оказанные муниципальным унитарным предприятием «<иные данные>» муниципального образования «<иные данные>» услуги за апрель 2021 года в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако, оплата была произведена Заказчиком только ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что МУ «<иные данные>» в лице Юшаковой Т.Л. предпринимались действия для соблюдения порядка оплаты по заключенным контрактам в мотивировочной части постановления Марийского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ из объема предъявленного правонарушения исключены контракты:
№ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между МБОУ «<иные данные>» с муниципальным унитарным предприятием «<иные данные>» муниципального образования «<иные данные>», акт оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ по контракту получен и подписан Заказчиком ДД.ММ.ГГГГ, заявка на финансирование оплаты в Финансовое Управление администрации направлена за подписью Юшаковой Т.Л. ДД.ММ.ГГГГ и получена Финансовым Управлением администрации ДД.ММ.ГГГГ;
№ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между МБОУ <иные данные> и ПАО <иные данные>», по оказанным услугам за апрель 2021 года и сентябрь 2021 года,
акт оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ - получен и подписан Заказчиком ДД.ММ.ГГГГ, заявка на финансирование оплаты в Финансовое Управление администрации направлена за подписью Юшаковой Т.Л. – ДД.ММ.ГГГГ и получена Финансовым Управлением администрации ДД.ММ.ГГГГ,
акт оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ получен и подписан Заказчиком ДД.ММ.ГГГГ, заявка на финансирование оплаты в Финансовое Управление администрации была направлена за подписью Юшаковой Т.Л. ДД.ММ.ГГГГ;
№ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между МБОУ «<иные данные>» и МУП «<иные данные>», акт оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ получен и подписан Заказчиком ДД.ММ.ГГГГ,
№ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между МБОУ «<иные данные>, акт оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ подписан Заказчиком ДД.ММ.ГГГГ, по контракту,
№ от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между МБОУ <иные данные> и МУП <иные данные>, акт оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ подписан Заказчиком ДД.ММ.ГГГГ, заявка на финансирование оплаты по указанным контрактам в финансовое Управление администрации была направлена ДД.ММ.ГГГГ.
Должностное лицо правильно пришло к выводу об исключении из объема предъявленного правонарушения по выше указанным контрактам, поскольку материалами дела и дополнительно предоставленными материалами подтверждается, что заявки на оплату контрактов были направлены своевременно до даты наступления срока оплаты по заключенным контрактам, что исключает вину Юшковой Т.Л. по предъявленном правонарушению. В связи с этим, должностное лицо ошибочно применило часть 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
В остальной части предъявленного правонарушения также нельзя согласиться.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
ДД.ММ.ГГГГ МБОУ <иные данные> с ПАО <иные данные> заключен контракт №. на оказание услуг по энергоснабжению тепловой энергии.
Согласно пункту 2.3 контракта Заказчик обязуется своевременно оплачивать потребленную электрическую энергию и оказываемые услуги в порядке и сроки, установленные контрактом.
Разделом 4 установлен срок оплаты контракта: до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Таким образом, Заказчик должен был оплатить оказанные <иные данные> услуги за апрель 2021 года в срок до ДД.ММ.ГГГГ, заявка на финансирование направлена ДД.ММ.ГГГГ, оплата была произведена Заказчиком только ДД.ММ.ГГГГ.
Субъектом административной ответственности, установленной частью 1 статьей 7.32.5 КоАП РФ, является должностное лицо заказчика нарушившим срок и порядок оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В объем предъявленного правонарушения Юшаковой Т.Л. вменено нарушение срока оплаты по заключенным контрактам.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 договора "О бухгалтерском обслуживании" МУ Горномарийский РОО - Исполнитель, обязуется осуществлять бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности Заказчика - <иные данные> в том числе ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности, открытие и ведение расчетных и других банковских счетов Заказчика и операций по ним, а также осуществление всех иных действий, предусмотренных действующей нормативно-правовой базой Российской Федерации, регулирующей финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений.
В соответствии пунктом 1.3 договора Ответственным за бухгалтерское обслуживание со стороны Исполнителя назначается главный бухгалтер МУ РОО.
Из указанного договора также следует, что заказчики предоставили право второй подписи при оформлении бухгалтерских документов (в том числе платежных) лицу (сотруднику исполнителя), определенного пунктами 1.3, 1.4 договора на бухгалтерское обслуживание.
Приказом МУ отдела образования администрации Горномарийского района от ДД.ММ.ГГГГ ПИВ с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность главного бухгалтера.
Из показании свидетеля ПИВ, главного бухгалтера МУ «Отдел образования администрации Горномарийского муниципального района», следует, что она с договорами о бухгалтерском обслуживании знакома и знает, что она является ответственным за бухгалтерское обслуживание со стороны Исполнителя и обладает второй подписью. С ДД.ММ.ГГГГ она находилась в очередном отпуске, ее никто не замещал, при необходимости она выходила на работу, в том числе ДД.ММ.ГГГГ подписывать заявку на финансирование по оплате за потребленную электроэнергию.
Согласно приказу МУ <иные данные> главному бухгалтеру отдела образования ПИВ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен отпуск.
Таким образом, поскольку главный бухгалтер ПИВ МУ <иные данные> находилась в очередном отпуске, ответственным за бухгалтерское обслуживание Заказчика являлась руководитель отдела образования - Юшакова Т.Л.
Согласно распоряжению администрации Горномарийского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-рл Юшакова Т.Л. назначена руководителем <иные данные>
Между тем, несмотря на то, что заявка на финансирование направлена только ДД.ММ.ГГГГ (срок оплаты по контракту электроснабжения – до ДД.ММ.ГГГГ), данное обстоятельство не находится в причинной связи по нарушению срока оплаты по контракту за потребленную электроэнергию.
Так согласно платежного поручения № ДД.ММ.ГГГГ финансовым управлением администрации Горномарийского муниципального района (МБОУ <иные данные> произведена оплата ПАО <иные данные> по счетам фактуре 17705 от ДД.ММ.ГГГГ, 26447 от ДД.ММ.ГГГГ, 33633 от ДД.ММ.ГГГГ за электроэнергию за март-май 2021 года.
Заявка на финансирование по счет фактуре 17705 от ДД.ММ.ГГГГ, отделом образования была направлена ДД.ММ.ГГГГ,
Заявка на финансирование по счет фактуре 26447 от ДД.ММ.ГГГГ, отделом образования была направлена ДД.ММ.ГГГГ,
Заявка на финансирование по счет фактуре 33633 от ДД.ММ.ГГГГ, отделом образования была направлена ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, поскольку ранее направленные заявки на финансирование 14 апреля и ДД.ММ.ГГГГ, совместно с заявкой от ДД.ММ.ГГГГ были оплачены только ДД.ММ.ГГГГ, что объективно подтверждает об отсутствии причинной связи между нарушением срока оплаты за поставленную электроэнергию до ДД.ММ.ГГГГ и направлением отделом образования заявки на финансирование - ДД.ММ.ГГГГ.
Довод представителя Марийского УФАС Криваксиной Ю.В. о том, что при своевременной подаче отделом образования заявки на финансирование по оплате за электроэнергию - до ДД.ММ.ГГГГ, была бы произведена оплата ДД.ММ.ГГГГ, принять нельзя, поскольку заявки на финансирование от 14 апреля и ДД.ММ.ГГГГ оплачены так же - ДД.ММ.ГГГГ, что так же свидетельствует об отсутствии объективной стороны вмененного Юшаковой Т.Л. состава административного правонарушения.
Изложенное исключает наличие в действиях Юшаковой Т.Л. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 сатьи 7.32.5 КоАП РФ, и является основанием для освобождения от административной ответственности.
Таким образом, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Довод заявителя о том, что протокол об административном правонарушении о ДД.ММ.ГГГГ был составлен без фактического наличия ее ходатайства, и нарушено ее право на защиту, принять нельзя, поскольку из содержания ходатайства Юшаковой Т.Л. от ДД.ММ.ГГГГ №а следует, что она просит составить протокол об административном правонарушении без ее участия, так как в настоящее время юридической помощи у нее нет.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 17 мая 2022 года по делу об административном правонарушении № 012/04/7.32.5-335/2022 о признании Юшакова Т.Л. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, и наложении штрафа в размере 30 000 рублей, отменить.
Производство по делу в отношении Юшакова Т.Л. – прекратить, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья - Р.Я. Сабирьянов