Дело № 2–135/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Кулом |
11 апреля 2019 года |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Ю.Н. Ерчина,
при секретаре О.Н. Решетиной,
с участием истца Н.А. Мамонтовой,
представителя ответчика АСР «Усть-Куломский» О.В. Удоратиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамонтовой Н.А. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об оспаривании решения и возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья,
установил:
Мамонтова Н.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании незаконным постановления администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на учет на получение социальной выплаты на приобретение жилья для улучшения жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
В обосновании исковых требований Мамонтовой Н.А. указано, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с запросом о постановке её семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья». Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в постановке на учет по тем основаниям, что представленные документы не подтверждают право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. В ДД.ММ.ГГГГ ею взят в аренду земельный участок для строительства жилого дома для своей семьи. Она имеет двоих несовершеннолетних детей ФИО6 и ФИО9. Семья на основании решения органа социальной защиты признана малоимущей и без финансовой помощи строительство жилого дома для семьи почти невозможно. При учете обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ответчиком учтены родители истца и брат, а также жилое помещение приобретённое матерью истца в Сыктывкаре. Отказ в постановке на учет мотивирован тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 18,96 кв.м., что составляет более установленной учетной нормы площади жилого помещения для признания граждан нуждающимся в улучшении жилищных условий. С учетом положений п.7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, расчет следовало производить иначе, учитывая только принадлежащую ей долю в квартире и членов её семьи, то есть детей.
В судебном заседании истец Мамонтова Н.А. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям изложенным в иске. Дополнительно просила признать право на включение в состав её семьи сына ФИО6 для получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. По обстоятельствам пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ она расторгла брак и проживает постоянно совместно с сыном ФИО6. На содержание сына ФИО6 с отца ребенка были взысканы алименты. В состав её семьи входят только дети ФИО6 и ФИО9. Она проживает в <адрес> ведет свое обособленное хозяйство, её сын ФИО6 с 1 класса с ДД.ММ.ГГГГ учится в <данные изъяты>. Регистрацию места жительства в <адрес>, она сохраняет вынужденно по причине отсутствия иного места регистрации своего жительства. В настоящее время ею приобретен земельный участок под строительство жилого дома. Считает отказ ответчика незаконным в виду неправомерности исчисления площади жилых помещений и количества членов её семьи.
Представитель ответчика АМР «Усть-Куломский» Удоратина О.В. с иском не согласилась. Поддержала представленные суду письменные возражения. Дополнительно пояснила, что поскольку в соответствии законодательством членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство, то при рассмотрении вопроса о постановке на учет семьи истца были учтены все лица имеющие регистрацию постоянного места с Мамонтовой Н.А., а так же наличие у данных лиц права собственности на жилое помещение. Исходя из суммарной площади жилых помещений в собственности членов семьи истца и количества лиц входящих в состав семьи Мамонтовой Н.А., право на постановку на учет на получение социальной выплаты не имелось. Считает, что постановление об отказе в постановке на учет семьи истца было принято правильно.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы. В ее состав включены подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.
Исходя из пункта 6 Правил участником подпрограммы может быть, в том числе, неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст родителя на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
Пунктом 7 Правил определено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми определен Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" от 05.04.2005 N 30-РЗ.
В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в том числе указаны молодые семьи.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 2 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2).
ДД.ММ.ГГГГ истец Мамонтова Н.А. обратилась в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий с составом семьи два человека (она и несовершеннолетний сын ФИО7) по категории «молодая семья».
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано в постановке семьи Мамонтовой Н.А. на учет по основанию – предоставленные документы не подтверждают право на получение социальных выплат на строительство или приобретения жилья. При этом при определении обеспеченности жилым помещением на одного члена семьи истца составила более учетной нормы 18,96 кв.м. Ответчиком при определении обеспеченности учтены жилые помещения, расположенные по адресам: <адрес>, общей площадью 61,40 кв. м; <адрес> общей площадью 33, 40 кв.м. Расчет доли обеспеченности жилым помещением членов молодой семьи определен исходя из состава семьи 5 человек: Мамонтова Н.А., мать истца ФИО3, брат ФИО4, отец ФИО3 и сын ФИО7, то есть с учетом лиц, чьё место жительство зарегистрировано по адресу: <адрес>.
Решением сельского Совета «Югыдъяг» от ДД.ММ.ГГГГ № IV-11/48 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма общей площади на одного человека - 13 квадратных метров.
Согласно пояснениям истца она фактически длительное время совместно с двумя детьми проживает в <адрес>, работает, сын ФИО6 посещает <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Сохраняет регистрацию места жительства по адресу: <адрес>, в виду отсутствия иного жилого помещения для регистрации. В настоящее время намерена построить жилой дом в <адрес> и в этих целях приобрела земельный участок. Её семья самостоятельна, ведет свое обособленное хозяйство, состав семьи состоит их трех человек её и двоих детей. Общего бюджета с иными родственниками не имеет, членами её семьи родители и иные родственники не являются. В подтверждение своих доводов представлены суду справки с места работы истца ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>», и об обучении её сына в <данные изъяты> (л.д.14-15).
По сведениям администрации сельского поселения «Югыдъяг» (составленной на основании похозяйственной книги № ДД.ММ.ГГГГ) от ДД.ММ.ГГГГ № по адресу: <адрес> зарегистрированы: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (записана первой), сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, муж - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - Мамонтова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внук - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внук - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Мамонтова Н.А. и её несовершеннолетние дети фактически по данному адресу не проживают.
Собственниками вышеуказанного жилого помещения в равных долях (1/3) являются ФИО3, ФИО4 и Мамонтова Н.А.. Иных жилых помещение Мамонтова Н.А. на территории сельского поселения не имеет (информация АСП «Югыдъяг» от ДД.ММ.ГГГГ №).
В состав семьи Мамонтовой Н.А. входят её несовершеннолетние дети: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Семья Мамонтовой Н.А. (в вышеуказанном выше составе) решением ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ признана малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
Согласно данным Северного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №, Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №1, истцу Мамонтовой Н.А. принадлежит на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/3, объект права – квартира, жилое, площадь 61,4 кв.м., этаж 1, адрес объекта: <адрес>.
Собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, является ФИО3 (Выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №). Согласно справке АО «Расчетный центр» от ДД.ММ.ГГГГ в данном жилье зарегистрированы ФИО12 и её дочь ФИО13 (сожительница и дочь ФИО4) (л.д.27).
В статье 4 Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ (ред. от 01.10.2018, с изм. от 21.12.2018) "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" (принят ГС РК ДД.ММ.ГГГГ) указано, что для целей настоящего Закона членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, в исключительных случаях иные лица признаются членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Исходя из пункта 7 Правил реализации подпрограмм при определении нуждаемости учету подлежат только принадлежащие членам "молодой семьи" жилые помещения, а при таком положении уровень обеспечения семьи составит менее учетной нормы.
Поскольку в состав "молодой семьи" при подаче запроса указаны только истец и её несовершеннолетний сын, то при определении обеспечении семьи истца в улучшении жилищных условий учету подлежат только принадлежащие им доли в праве собственности на жилые помещения, а расчет производится из количества членов семьи - 2 человека. При таком положении уровень обеспеченности семьи истца составит менее учетной нормы – 10,23 кв. м = (61.6 кв.м. : 1/3 доли) : 2 чел.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, и установив, что истец и её состав семьи указанный в запросе фактически проживает в <адрес>, ведет обособленное хозяйство от лиц имеющих аналогичную регистрацию места жительства по адресу: <адрес>, при наличии в праве собственности истца 1/3 доли жилого помещения, оснований для отказа истцу в постановке на учет граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат, у ответчика не имелось.
Требование истца о признании права на включение в состав её семьи сына ФИО6 для на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Брак между родителями ребенка ФИО6 расторгнут. По заявлению Мамонтовой Н.А. мировым судьей судебного участка № Октябрьского судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ по гражданскому делу № о взыскании с ФИО14 в пользу Мамонтовой Н.А. алиментов в размере ? части заработка и иных доходов ежемесячно на содержание ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия ребенка. Фактическое совместное проживание истца и сына ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ подтверждено документально. В соответствии с нормами семейного законодательства Российской Федерации место жительство несовершеннолетнего ребенка считается по месту проживания родителя.
Принимая во внимание, что несовершеннолетний ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает совместно с истцом в составе её семьи на постоянной основе длительное время, отец ребенка участвует в его воспитании и содержании только посредством выплаты алиментов, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии исключительного случая, при котором постоянная регистрация места жительства не может быть основанием для отказа его участия в составе семьи истца претендующей на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Мамонтовой Н.А. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Мамонтовой Н.А. в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» поставить семью Мамонтовой Н.А. в составе двух человек в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ по категории «молодая семья» в соответствии с Законом Республики Коми N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья".
Признать право Мамонтовой Н.А. на включение в состав её семьи сына ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, претендующей на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья".
Взыскать с администрации муниципального района «Усть-Куломский» в пользу Мамонтовой Н.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий - подпись.
Мотивированное решение составлено 16.04.2019.
Копия верна: судья Ю.Н. Ерчин