Решение по делу № 2-1370/2021 от 07.07.2021

Дело № 2-1370/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2021 года                   город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Милошенко Н.В., при помощнике Гудилиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску истец к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным и понуждении осуществить определенные действия, о признании права на завершение оформления земельного участка в собственность,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе в предоставлении государственной услуги о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 0,701 кв.м., оформленном письмом исх. № 25.01.2021. Кроме того заявил требования о признании права на оформление земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, площадью 0,701 кв.м., расположенного по <адрес> в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 № 25-ПП «Об утверждении Порядка передачи в собственность, аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя в отношении которых до 21.03.2014 органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству».

Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения от 21.08.1998 № Балаклавской районной государственной администрации города Севастополя в собственность истца передан земельный участок, площадью 0,411 га по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек.

Административный истец обратился к ответчику с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 701 кв.м. Решением от 25.01.2021 истец отказано в предоставлении государственной услуги.

Основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя от 13.12.2004 № «Об утверждении генерального плана развития города Севастополя до 2025 года», иной градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок. В соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114. В соответствии с Генеральным планом, испрашиваемый земельный участок расположен в дачно-садовой зоне, в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.) в зоне незастроенных территорий, не разработаны (участки, расположенные в стесненных условиях сложившейся застройки) в соответствии с приказом Минкультуры от 12.08.2016 № 1864 с изменениями от 30.06.2018 земельный участок относится к зоне р-4-3 уч. МЗ-27.

Истец считает данное решение ответчика незаконным, поскольку такое основание для отказа в предоставлении государственной услуги не соответствует действующему законодательству.

На основании определения от 17.08.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в иске, просил требования удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил. Направил в суд материалы на основании которых было принято оспариваемое решение.

Представитель третьего лица Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил. Направил в суд выкопировку из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 , а так же информацию относительно зоны, установленной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников рассматриваемого дела, извещенных в установленном законом порядке, с учетом представленных сторонами доказательств, учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте Балаклавского районного суда в сети Интернет.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, рассмотрев данный иск в пределах заявленных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.

По смыслу положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо может требовать защиту нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов любым не противоречащим законом способом, в том числе посредством возложения на нарушителя обязанности совершить определенные действия или принять определенные решения.

Вместе с тем, из содержания данных норм следует, что на заявителе (истце) лежит обязанность доказать факт неправомерного (незаконного) уклонения ответчика от совершения конкретных действий, выполнение которых возложено на него законом или договором, а также факт наступления (угрозы наступления) в связи с этим для заявителя (истца) неисполнением возложенных на него обязанностей).

Так, в сфере земельных отношений основу регулирования использования земель составляет не перечень разрешений, выдаваемых уполномоченными органами, а установленный на основании Земельного кодекса Российской Федерации и иных законов правовой режим земель и земельных участков.

В основе этого правового режима находятся определенные для каждого участка и/или территории категории земель и разрешенное использование (ст.ст. 7 - 8 ЗК РФ).

Соответственно, исходя из того, к какой категории земель отнесены земли, на основании норм земельного законодательства и иных нормативных правовых актов и делается вывод о том, каким образом этот участок может быть использован.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность за плату или бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, на торгах или без проведения торгов, а также порядок перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, также четко урегулирован земельным законодательством.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с компетенцией исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Так, в силу положений ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ «О внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» управление и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, как и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.

Из материалов дела усматривается, что истец является собственником земельного участка площадью 411+/-7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования «Для строительства и обслуживания жилых домов и хозяйственных построек», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.09.2020 сделана запись регистрации, земельному участку присвоен кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРН.

15.12.2020 истец через МФЦ (<адрес>) запись обратился в Департамент с заявлением, вх. № от 16.12.2020 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, находящегося по адресу <адрес> площадью 701 кв.м.

Как следует из расписки в получении документов с целью получения государственной услуги в Департамент, в том числе, была представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

По результатам рассмотрения указанного заявления 25.01.2021 Департаментом принято оспариваемое решение, оформленное письмом № ГУисх-529/21 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя №299-ЗС от 07.12.2016 года «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории». В соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114. В соответствии с Генеральным планом, испрашиваемый земельный участок расположен в дачно-садовой зоне, в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.) в зоне незастроенных территорий.

Статьей 12-1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» предусмотрено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В силу п. 3 ст. 7, п.1 ст.12 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

Порядок подготовки схемы земельного участка на кадастровом плане территории определен ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Пунктами 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В настоящее время в полномочия Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя согласно п. 3.1.20 Положения об указанном Департаменте, утвержденном постановлением Правительства Севастополя № 858-ПП от 12.09.2016 входит принятие решения об утверждении схем местоположения ранее предоставленных в установленном порядке земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории в случае, если на момент предоставления проектный план земельного участка или схема местоположения земельного участка на кадастровой территории не утверждались.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, в том числе в случае несоответствия схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (подпункт 6 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

В пунктах 4 и 12 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации даны следующие понятия:

-зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, и не подлежат приватизации.

Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения. Земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.

Таким образом, правовой режим каждого земельного участка (земли) урегулирован на законодательном уровне, и именно орган местного самоуправления уполномочен на самостоятельное принятие решения о предоставлении земельного участка в рамках своей компетенции с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации и норм иного законодательства.

Истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, вид желаемого права – собственность бесплатно.

Вместе с тем, как следует из реестрового дела, согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя предоставленная истцом схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 701 кв.м. не согласована, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в дачно-садовой зоне, в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.) в зоне незастроенных территорий.

Факт нахождения указанного земельного участка в соответствии с Генеральным планом в приведенных зонах подтверждается представленной в деле выкопировкой из Генерального плана.

Таким образом, ответчик с учетом информации, полученной от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, который участвует в предоставлении услуги по утверждению схемы земельного участка, отказал в ее утверждении по основаниям, полностью соответствующим приведенному выше законодательству.

Статья 12 Закона 46-ЗС определяет порядок завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия Закона 6-ФКЗ.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона 46-ЗС завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Закона 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии со статьей 12 Закона 46-ЗС определяется Правительством Севастополя (п. 5 ст. 12 Закона 46-ЗС).

Постановлением Правительства Севастополя от 1 февраля 2016 года №25-ПП утвержден порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству (далее – Порядок №25-ПП).

Согласно п. 3 Порядка №25-ПП земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости.

С целью завершения оформления прав на земельный участок заинтересованное лицо обеспечивает разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представляет ее на утверждение в уполномоченный орган в отношении земельного участка, который не был образован до 21 марта 2014 года, а также обеспечивает проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка либо обеспечивает внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, образованного в соответствии с земельным законодательством Украины до 21 марта 2014 года.

Таким образом, в отношении земельного участка, который не был образован до 21 марта 2014 года, заинтересованное лицо должно обеспечить разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представить ее на утверждение в Департамент.

Кроме того завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности)

Поскольку истец завершил оформление земельного участка в соответствии с законодательством Украины, что подтверждается государственным актом на право собственности на земельный участок серии I-КМ от ДД.ММ.ГГГГ выданным Севастопольским городским управлением земельных ресурсов, правовые основания для удовлетворения исковых требований в этой части отсутствуют.

С учетом того, что при рассмотрении дела не нашли подтверждение доводы истца о незаконности отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, и о нарушении по вине ответчика прав и законных интересов истца в сфере земельных отношений, препятствующих в осуществлении прав, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований истец к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным и понуждении осуществить определенные действия, о признании права на завершение оформления земельного участка в собственность отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья            подпись                 Н.В. Милошенко

Решение суда в окончательной форме составлено 01.10.2021.

2-1370/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фетисов Александр Петрович
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Милошенко Надежда Владимировна
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
07.07.2021Регистрация административного искового заявления
07.07.2021Передача материалов судье
07.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2021Судебное заседание
17.08.2021Судебное заседание
23.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее