УИД 89RS0004-01-2022-001640-16
Дело № 2-1291/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Новый Уренгой 26 мая 2022 года
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
Председательствующего судьи Литвинова В.Е.,
при секретаре Файзуллиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меньщиковой В.А., Меньщиковой А.Д. к администрации г.Новый Уренгой о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, заключении договора социального найма,
с участием представителя истицы Меньщиковой В.А. Батлука А.В., истцы Меньщикова В.А., Меньщикова А.Д., представитель ответчика - администрации г.Новый Уренгой ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие,
УСТАНОВИЛ:
Меньщикова В.А., Меньщикова А.Д. обрати лись с иском к администрации г.Новый Уренгой о признании права пользования квартирой <адрес> на условиях договора социального найма и заключении договора социального найма.
В обоснование иска указали, что спорное жилое помещение предоставлено по месту службы на основании решения руководства 3 отряда ГПС ГУ МЧС России по ЯНАО по договору найма жилого помещения в связи с нуждаемостью. С 2005 года проживают в данной квартире и зарегистрированы в ней по месту жительства, исполняют обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения, несут бремя расходов по его содержанию. Иного жилого помещения на праве собственности не имеют. Администрация г.Новый Уренгой отказала в заключении договора социального найма квартиры. Считает данный отказ незаконным, поскольку дом, в котором находится квартира 22, при передаче в муниципальную собственность утратил статус общежития и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
В судебном заседании представитель истцов Батлук А.В. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Кольцова К.А. в представленных возражениях просила в удовлетворении требований отказать, поскольку спорное жилое помещение имеет статус общежития, предоставлено истцу во временное пользование в связи с характером трудовых отношений. Поскольку на момент вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ спорное жилое помещение располагалось в общежитии, то дополнительных распоряжений об отнесении данного дома к специализированному жилищному фонду не требуется. Администрация города Новый Уренгой, как собственник жилого помещения, решения о предоставлении спорного жилого помещения истцу не принимала, договор социального найма не заключала, ордер на вселение в жилое помещение администрацией города Новый Уренгой не выдавался. В списке малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории муниципального образования город Новый Уренгой, истцы не состоят. Истцами не представлены документы, подтверждающие объективную нуждаемость в предоставлении жилого помещения.
Исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Меньщикова В.А. приказом отдела ГПС № 71 от 01.12.2000 года № 45 л/с принята на работу в Главное управление МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Согласно выписке из приказа № 58 л/с от 20.08.2003 года, Меньщикова В.А., прибывшая по переводу из отдела ГПС № 71 ГУГПС МЧС России, назначена на должность младшего инспектора отделения кадров ОГПС-3.
На основании приказа № 222-ОК от 31.10.2008 г. Меньщикова В.А. освобождена от должности младшего инспектора отеделения кадров 3 отряда ГПС Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу и назначена на должность инспектора отделения кадров 3 отряда ГПС Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (ГПС объект ПО "Уренгойгазпром") с 10 ноября 2008 года. По контракту сроком до 31 декабря 2008 года.
01.01.2009 года между Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице начальника Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу и инспектором отделения кадров 3-ОГПС ГУ МЧС РФ по ЯНАО Меньщиковой В.А. заключен контракт о службе в Государственной противопожарной службе МЧС России сроком с 01.01.2009 года по 31.12.2013 года.
На основании приказа ФКУ «4 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной)» Меньщикова В.А. принят на работу на должность инженера 1 категории службы охраны труда, где работает по настоящее время.
Согласно списку очередности на улучшение жилищных условий сотрудников и работников 3 отряда ГПС на 2004 год, утвержденному начальником 3 отряда ГПС УГПС МЧС РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу, Меньщикова В.А. и члены ее семьи состояли в списке нуждающихся на учучшение жилищных условий.
В целях обеспечения нуждающихся сотрудников и работников УГПС жилыми помещениями, 06.05.2003 года Управлением государственной противопожарной службы МЧС ЯНАО был заключен с Администрацией города Новый Уренгой договор участия в долевом строительстве № 123-юр, по условиям которого УГПС принимает участие в инвестировании 50 % строительства объекта «Общежитие квартирного типа поз. 2 в 3 квартале малоэтажной застройки».
На основании распоряжения Мэра г. Новый Уренгой от 30.06.2004 года № 1504-р «Об утверждении акта Государственной комиссии о приеме в эксплуатацию законченного строительством объекта «Общежитие квартирного типа для работников бюджетной сферы» поз. 2 в 3 квартале малоэтажной застройки» общежитие квартирного типа по адресу: <адрес> введено в эксплуатацию.
Распоряжением Мэра г. Новый Уренгой от 08.10.2004 года № 2259-р «О приеме в муниципальную собственность» «общежитие квартирного типа для работников бюджетной сферы» поз. 2 в 3 квартале малоэтажной застройки, расположенное по адресу: <адрес>, принято в муниципальную собственность.
На основании распоряжения Мэра г. Новый Уренгой от 29.11.2004 года № 2758- р «О распределении жилых помещений в общежитии поз. 2 в 3 квартале МЭЗ» жилое помещение <адрес> было распределено 3 ОГПС УГПС МЧС РФ по ЯНАО.
Решением руководства 3-го отряда ГПС МЧС РФ от 14 февраля 2005 года сотруднику старшему сержанту Меньщиковой В.А. и членам ее семьи выделена двухкомнатная квартира в общежитии по адресу: <адрес>.
18 февраля 2005 года между Государственным учреждением «3-й отряд Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу» и Меньщиковой В.А. заключен договор краткосрочного найма жилого помещения, в соответствии с которым Меньщиковой В.А. сроком на один год предоставлена <адрес>, состоящая из двух комнат, общей площадью 46,3 кв.м. Совместно с нанимателем в указанное жилое помещение вселены: Меньщиков Д.В. (муж), Меньщикова А.Д. (дочь).
Брак между Меньщиковой В.А. и Меньщиковым Д.В. прекращен на основании решения суда 17.08.2018 года, членом семьи истицы Меньщиков Д.В. не является.
Согласно п.1.1 договора найма жилого помещения от 18.02.2005 года наниматель и члены семьи нанимателя вселены в указанное жилое помещение с правом регистрации по месту жительства.
В дальнейшем, договор найма жилого помещения в общежитии перезаключен 19 февраля 2006 года на новый срок, по условиям которого вышеуказанное жилое помещение передано Меньщиковой В.А. во временное возмездное владение и пользование на период службы в 3-м отряде ГПС.
Согласно справке о зарегистрированных ЕРИЦ ЯНАО от 18.03.2022 года в спорном жилом помещении с 26 июля 2005 года зарегистрированы по месту жительства Меньщикова В.А., Меньщикова А.Д.
Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение фактически было предоставлено в 2005 году Меньщиковой В.А. по месту работы в 3-ОГПС УГПС МЧС РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу. Истцы непрерывно проживают в жилом помещении с момента вселения по настоящее время, зарегистрированы в нем по месту жительства, несут бремя содержания данного имущества, то есть приобрели право пользования занимаемым жилым помещением на законных основаниях.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года №188-ФЗ О ведении в действие ЖК РФ, к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, положения ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Учитывая, что названные правоотношения возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ, соответственно к ним должны применяться нормы и положения ЖК РСФСР.
В соответствии со ст. 109 ЖК РСФСР, действующей в период возникновения спорных правоотношений, для проживания рабочих, служащих, студентов, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что здание общежития по адресу: <адрес>, было фактически принято ГУ «3 отряд ГПС УВД ЯНАО», за данным учреждением было зарегистрировано право оперативного управления с правом самостоятельного распоряжения спорным объектом недвижимости, на законных основаниях указанное государственное учреждение предоставляло жилые помещения в общежитии своим сотрудникам для проживания, здание общежития находилось в ведении и распоряжении ГУ «3 ОГПС» (в настоящее время ГУ «4 ОФПС ЯНАО (договорной)») на законных основаниях.
Доказательств иного, в частности, изъятия здания из владения и пользования указанного государственного учреждения, незаконности владения общежитием, документов о возникновении права собственности ЯНАО на спорное здание общежития, вопреки нормам ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, суду не предоставлено.
Таким образом, вселение в указанное жилое помещение было произведено не самоуправно, а на основании решения руководства 3-ОГПС ГПС РФ по ЯНАО, договора найма жилого помещения в общежитии от 18.02.2005 года, т.е. осуществлялось в установленном законом порядке и с соблюдением норм ЖК РСФСР.
02.04.2013 года на основании решения Арбитражного суда ЯНАО от 18.02.2010 года выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Новый Уренгой на <адрес>. До этой даты зарегистрированное право собственности на общежитие, в том числе на спорную квартиру, отсутствовало.
На основании приказа Департамента имущественных отношений Администрации г. Новый Уренгой от 13.06.2013 года № 499, <адрес> исключен из реестра муниципального имущества и в реестр муниципального имущества включены не приватизированные квартиры, в том числе квартира 22.
В соответствии со ст.7 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Из положений статьи 7 названного закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 (вопрос № 21) о применении положений ст. 7 Вводного закона, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, в том числе такие жилые помещения подлежат приватизации.
Из указанного следует, что общежития или жилые дома, используемые в качестве общежитий, в том числе и служебные жилые помещения, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Таким образом, в отношении спорного жилого помещения по инициативе уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой был изменен правовой режим его использования, был снят статус общежития и спорное жилое помещение 22 в доме № 47А по ул. Новая отнесено к жилищному фонду социального использования.
При этом отсутствие договора социального найма и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Таким образом, изменение законом оснований пользования жилыми помещениями после их передачи из государственного жилищного фонда в муниципальный жилищный фонд изменяет и их правовой статус, в связи с чем статус общежития жилым домом утрачен и на спорное жилое помещение распространяются нормы о договоре социального найма.
Исходя из этого, государство гарантирует равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса РФ) и при условии законного вселения в жилое помещение.
С учетом изложенного, поскольку истцы вселились в спорное жилое помещение на законных основаниях, с момента вселения добросовестно исполняют обязанности нанимателя жилого помещения, данное жилое помещение является единственным местом жительства истцов, суд приходит к выводу, что истцы приобрели право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
Как следует из материалов дела, иного жилого помещения в собственности или занимаемого на условиях договора найма на территории г. Новый Уренгой истцы не имеют, что подтверждается Уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о наличии в собственности истцов объектов недвижимости, а также справками БТИ.
Суд приходит к выводу, что Меньщикова В.А. и члены ее семьи, на законных основаниях фактически вселившиеся в 2005 году в спорное жилое помещение и до настоящего времени (на протяжении более 17 лет) проживающие в нем, приобрели право пользования им по договору социального найма как наниматели с момента передачи общежития из государственной собственности в муниципальную в силу ст.7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», и до настоящего времени занимают жилое помещение на тех же основаниях.
Доводы представителя ответчика о том, что в списках малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, истцы не состояли и не состоят, а также что администрация города решения о предоставлении спорной квартиры истцам на условиях договора социального найма не принимала, не имеют правового значения для рассмотрения данного спора, т.к. право пользования Меньщиковой В.А. и членов ее семьи занимаемым жилым помещением на основании договора социального найма возникло в силу прямого указания иного закона - ФЗ «О введении в действие ЖК РФ».
В соответствии со ст.ст.60, 62, 63, 69 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме. Члены семьи нанимателя жилого помещения должны быть указаны в договоре социального найма.
В соответствии со ст.11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
В статье 18 Конституции РФ декларируется, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании изложенного, в целях защиты жилищных прав истцов, гарантированных ст.ст.18, 40 Конституции РФ, суд полагает исковые требования Меньщиковой В.А., Меньщиковой А.Д. подлежащими удовлетворению. В противном случае, отказ в защите права, нарушит конституционный принцип приоритетности прав и свобод человека как высшей ценности государства (ст. 2 Конституции РФ).
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░