Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ивдель 02 сентября 2020 года
Ивдельский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего - судьи Михеля А.А.,
с участием административного истца Калинина С.Н.,
представителя административного ответчика ФСИН России – Якушевой Е.М..,
при секретаре – Петровой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи административное дело №2а-386/2020 по административному исковому заявлению Калинина С.Н. к ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области и ФСИН России о признании действий по применению наручников, нанесении надписей на одежду и не обеспечении предусмотренной жилой площадью незаконными и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
У С Т А Н О В И Л:
Калинин С.Н. обратился в Ивдельский городской суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области и ФСИН России о признании действий по применению наручников, нанесении надписей на одежду и не обеспечении предусмотренной жилой площадью незаконными и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 950000руб.
В судебном заседании административный истец Калинин С.Н. поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика ФСИН России Якушева Е.М. считает исковые требования Калинина С.Н. не подлежащими удовлетворению, поскольку факт незаконного применения к нему наручников не подтвержден, административным истцом; нарушений по размеру жилой площади в камерах не допускалось, нанесение надписей и номеров на одежду не запрещается и было связано с чрезвычайно высокой степенью опасности данных осужденных, кроме этого считает, что пропущен срок подачи административного искового заявления.
Ответчик ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области своего представителя в судебное заседание не направил.
Свидетели Р.А.И., Ч.П.С., С.В.А. в судебном заседании пояснили, что в разные периоды дд.мм.гггг они содержались в одной камере с Калининым С.Н., в отношении которого применялись наручники при выводе из камеры на прогулку, выносе бака с отходами; подтвердили наличие на одежде истца номера и надписи «пожизненно».
Выслушав мнение участвующих лиц, свидетелей, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1, 1.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений п.12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» от 25.12.2018 года №47 административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов; нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер поэтому административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
На основании ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
При этом в соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 27.12.2019 года №494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы, в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона; то есть до 27.07.2020 года.
Согласно информации Минюста России и формуляров жалоб Калинина С.Н. в Европейский Суд по правам человека он обращался с заявлениями дд.мм.гггг и дд.мм.гггг о применении наручников во всех случаях вывода из помещения запираемой камеры, дд.мм.гггг о клеймении одежды с присвоением личного номера и надписи «пожизненно» (л.д.26-38, 39-51, 52-64), поэтому в этой части оснований для признания срока предъявления административного иска пропущенным не имеется.
Согласно п.7 ст.6, ч.1 ст.14, ч.1 ст.62, ч.5 ст.138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений; в случае установления факта пропуска срока на обращение в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В соответствии с ч.1 ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Согласно доводов административного искового заявления и технического паспорта здания ПКТ ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области (л.д.166-181), согласно которой площадь обычных камер составляет 16,4кв.м., вышеназванное требование по минимальной площади камер нарушено не было.
Кроме этого, исходя из доводов административного искового заявления, подтвержденных в судебном заседании, не обеспечение административного истца предусмотренной жилой площадью прекратилось дд.мм.гггг, когда он убыл из ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, то есть с этого времени у должностных лиц административного ответчика прекратилась обязанность совершать какие-либо действия в отношении административного истца; по данным обстоятельствам Калинин С.Н. в Европейский Суд по правам человека не обращался, с административным исковым заявлением обратился только дд.мм.гггг, то есть с пропуском установленного срока на обращение в суд с административным исковым заявлением по истечении двух лет после убытия из ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области. Каких-либо уважительных причин пропуска срока на обращение в суд административным истцом не представлено, срок на обращение пропущен значительно, поэтому доводы административного ответчика о пропуске Калининым С.Н. указанного срока в части заявленных требований, являются обоснованными, поэтому в удовлетворении административного искового заявления в этой части должно быть отказано.
Согласно характеристике на осужденного и справке по делу Калинина С.Н. он осужден приговором Верховного суда Республики Татарстан от дд.мм.гггг (с учетом определения Верховного Суда Российской Федерации от дд.мм.гггг) по ч.1 ст.210, ч.1 ст.209, ч.3 ст.222, ч.5 ст.33 – п.«а, в» ч.2 ст.161, п.«а, б» ч.3 ст.162, п.«а, б» ч.3 ст.158, п.«а, б» ч.3 ст.158, п.«а» ч.3 ст.111, п.«а» ч.3 ст.163, п.«а» ч.3 ст.163, п.«ж, з» ч.2 ст.105, п.«а, ж, з» ч.2 ст.105 Уголовного кодекса Российской Федерации к пожизненному лишению свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима (л.д.120-121, 122-123).
На основании п.14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 03.11.2005 года №205 и осужденные обязаны носить одежду установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками согласно Приложения №3, согласно которому предусмотрены образцы отличительных знаков с указанием фамилии, инициалов и номера отряда.
На основании действующих в настоящее время п.16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 года №295 осужденные обязаны носить одежду установленного образца с нагрудными знаками согласно Приложения №5, согласно которому также предусмотрены образцы отличительных знаков с указанием фамилии, инициалов и номера отряда.
Как установлено в судебном заседании нанесение дополнительных надписей на одежду установленного образца осужденных не предусмотрено, но и не запрещено; при этом на условия отбывания Калининым С.Н. наказания это не повлияло и каких-либо его прав не ограничило; охраняемые законом интересы истца не были нарушены, препятствий для осуществления его прав не создано, незаконных обязанностей не возложено, поэтому его административные исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.
На основании ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, в качестве меры государственного принуждения уголовного наказания, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
Согласно ст.ст.10, 86 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации; права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания; специальные средства применяются в том числе и для предотвращения осужденными вреда окружающим или самим себе.
В соответствии со ст.30 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 года №5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", п.41 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 года №205, п.47 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 года №295, действовавших в оспариваемый период, сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют специальные средства в виде наручников при охране осужденных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут причинить вред окружающим или себе; передвижение осужденных к пожизненному лишению свободы за пределами камер, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут причинить вред окружающим, осуществляется в наручниках при положении рук за спиной.
Исходя из вышеуказанных положений законодательства спецсредства в виде наручников могут применяться лишь для пресечения противоправных действий и предотвращения вреда (угрозы его причинения) - до устранения такой опасности (ст.30 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 года №5473-1"Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"); поэтому при ее отсутствии либо прекращении противоправного поведения не имеется и оснований для применения наручников; сам факт осуждения административного истца за совершение особо тяжких преступлений к пожизненному лишению свободы, в отсутствие установленных законом оснований для применения специальных средств - наручников, не дает оснований для применения к осужденному таких специальных средств.
Имеющиеся в материалах дела справки ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области об отсутствии в журналах записей о применении в отношении Калинина С.Н. наручников (лд.д.№) подтверждает лишь факт не фиксирования применения наручников в отношении осужденного, тогда как допрошенными свидетелями подтверждены доводы административного истца о необоснованном применении к нему наручников.
Доказательств того, что у сотрудников исправительного учреждения были основания полагать, что осужденный Калинин С.Н может совершить побег или причинить вред окружающим либо себе, как и доказательств, указывающих, что применение к осужденному наручников было необходимо для предотвращения ненадлежащего поведения последнего, то есть доказательств, обосновывающих необходимость применения к нему наручников, в соответствии с требованиями законодательства, административным ответчиком не представлено, за исключением периода, когда Калинин С.Н., согласно справке о поощрениях и взысканиях (л.д.№) считался лицом, являющимся нарушителем установленного порядка отбывания наказания в период действия дисциплинарного взыскания объявленного дд.мм.гггг и погашеногодд.мм.гггг, а, следовательно, применение к административному истцу в другие периоды специального средства - наручников без законных оснований нарушает право осужденного на применение мер принуждения не иначе как на основании закона, не отвечает закрепленным в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации принципам гуманизма, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения.
На основании ч.4 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с подп.6 п.7 раздела II Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года №1314 осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, возложено на Федеральную службу исполнения наказаний.
При определении размера компенсации суд учитывает характер и продолжительность выявленного нарушения (более 6 лет), а также то, что, каких-либо существенных нарушений прав истца не возникло, его состояние здоровья за указанный период вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей не ухудшилось, суд полагает необходимым определить размер компенсации в сумме 10000руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Калинина С.Н. удовлетворить частично.
Признать условия содержания Калинина С.Н. в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг выразившиеся в применении специальных средств, наручников – незаконными.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Калинина С.Н. компенсацию в размере 10000руб. (Десять тысяч рублей).
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Лицевой счет Калинина С.Н. родившегося дд.мм.гггг года рождения: ..
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Калинина С.Н. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300руб. (Триста рублей).
Решение суда в части удовлетворения требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Ивдельский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2020 года в совещательной комнате
Председательствующий подпись А.А. Михель