РЕШЕНИЕ УИД91RS0№-94
ИФИО1 дело №
11 мая 2022г. <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре ФИО3,
с участием истицы ФИО2, её представителя адвоката ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации <адрес> о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о сохранении жилого помещения – <адрес>А по <адрес> в переустроенном и перепланированном состоянии, признании за ФИО2 права собственности на квартиру в порядке приватизации. В обоснование требований указано, что она с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в квартире по <адрес>А в <адрес>, которая была предоставлена ей как работнику Почтамта-ЦПС № Крымской дирекции Украинского государственного предприятия почтовой связи «Укрпочта». В августе 2021 истица обратилась к ответчику с заявлением о приватизации, но ответом от ДД.ММ.ГГГГ ей было сообщено, что приватизация невозможна, так как проведена самовольная перепланировка. Также было указано, что квартира не включена в реестр муниципальной собственности. Полагает, что пользуется квартирой истица на условиях социального найма и имеет право на приватизацию.
В судебном заседании истица ФИО2 требования поддержала. пояснений не давала.
Представитель истицы ФИО4 просила удовлетворить заявленные требования, привела доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика администрации <адрес> в заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, представлены письменные возражения по заявленным требованиям, в которых содержится просьба об отказе в иске, а также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено МКУ Департамент развития муниципальной собственности, представитель которого в заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ФИО2 зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>А в <адрес>.
Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения о <адрес>.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Украинским государственным предприятием почтовой связи «Укрпочта» Крымская дирекция, следует, что ФИО2 постоянно проживает в <адрес>А по <адрес>, указано, что дом принадлежит Почтамт –ЦПС№.
Из трудовой книжки ФИО2 следует, что ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в Симферопольский почтамт. В трудовой книжке имеются сведения о переименовании организации, в том числе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Симферопольский почтамт Крымской дирекции УГППС «Укрпочта» реорганизован путем слияния в Симферопольский почтамт – центр почтовой связи № Крымской дирекции УГППС «Укрпочта». Уволена истица из ФГУП «Почта Крыма» ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд находит, что жилое помещение было предоставлено истице по месту её работы.
В силу ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона Республики Крым № ЗРК/2015 от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в <адрес>», который регулирует вопросы в области жилищных отношений в части обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, граждане, являющиеся основными нанимателями жилых помещений, находившихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в государственном жилищном фонде, имеют право на заключение договоров социального найма.
В соответствии с ч. 3 ст. 672 ГК РФ договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1 ст. 49 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма установлены нормами главы 7 ЖК РФ (ст. ст. 49 - 59).
Учитывая установленные обстоятельства. а также исходя из длительности проживания истицы в жилом помещении и отсутствии претензий со стороны органа местного самоуправления, суд приходит к выводу, что ФИО2 проживает в жилом помещении на условиях социального найма.
Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу ч.1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Положениями ч.6 ст. 26 ЖК РФ предусмотрено, что основанием для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является решение органа местного самоуправления.
Частью 1 ст. 28 ЖК РФ предусмотрено, что завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
В соответствии с ч.1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Положениями ч.4 ст. 29 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В абзаце 3 пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ №, закреплено, что перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В сообщении ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указаны сведения о произведенной перепланировке в <адрес>А по <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя истца по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно выводам судебной строительно-технической экспертизы №-СТЭ-2022 от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной ИП ФИО5, в <адрес>А по <адрес> произведена самовольная перепланировка и переоборудование: - часть коридора № площадью 1,7 кв.м. переоборудована в санузел, - кухня № увеличена за счет сноса отопительного очага, - кладовая № переоборудована в жилую. После перепланировки и переоборудования квартира состоит из: 1. коридор 8,1 кв.м., 2. жилая 6,9 кв.м., 3. кухня– 3,8 кв.м., 4. жилая – 9,7 кв.м., 5. санузел – 1,7 кв.м., общая площадь 30,2 кв.м.
Экспертом установлено соответствие проведенной перепланировки и переустройства квартиры требованиям градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил. В экспертизе сделан вывод, что квартира в перепланированном и переустроенном виде угрозу жизни и здоровью граждан не создает.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности сохранения жилого помещения в перепланированном (перестроенном) виде.
ДД.ММ.ГГГГ МКУ Департамент развития муниципальной собственности в ответе № на обращение истца указано, что в жилом помещении произведена перепланировки и переоборудование, в связи с чем приватизация квартиры невозможна. Также указано на отсутствие сведений об объекте недвижимости в реестре муниципального имущества.
Из дела следует, что с заявлением о приватизации истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Порядок осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования регламентирован Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон).
Согласно ст. 1 Закона приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Из абзаца 2 данного пункта следует, что соблюдение установленного ст. ст. 7 и 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность).
Поскольку истица пользуется спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, и обращалась к ответчику с заявлением о возможности приватизации жилого помещения, то в силу ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" она вправе получить занимаемое жилое помещение в собственность бесплатно в порядке приватизации.
То обстоятельство, что в отношении жилого помещения по различным причинам не зарегистрировано право муниципальной собственности не может лишить права истицу на передачу ей в собственность жилого помещения. Оснований, которые бы ограничивали истицу в приватизации спорного жилого помещения, по делу не установлено. Документов, свидетельствующих о том, что жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, суду не представлено. Сведений о том, что занимаемое истицей жилое помещение находится в аварийном состоянии не имеется, жилое помещение под арестом, запретом и другим обременением не состоит.
Статьей 4 Закона установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приватизации жилых помещений, соответствующие основания судом не установлены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.
Вместе с тем, положениями п.19 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» предусмотрено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
Поскольку со стороны истца имела место перепланировка (переоборудование) квартиры без получения разрешения, что, в том числе, повлекло принятие решения об отказе в приватизации жилого помещения, то уплаченная истцом государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 – удовлетворить.
Сохранить <адрес>, в перепланированном (переустроенном) виде. После перепланировки <адрес>, состоит: 1. коридор 8,1 кв.м., 2. жилая 6,9 кв.м., 3. кухня– 3,8 кв.м., 4. жилая – 9,7 кв.м., 5. санузел – 1,7 кв.м.
Признать право собственности за ФИО2 на жилое помещение - <адрес>, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым.
Председательствующий Ю.В. Кундикова
Решение в окончательной форме изготовлено 18.05.2022