Дело: 1я инст. №2а-2312/19, 2я инст. №33а-4287 /2019 Председательствующий в
Категория 19 первой инстанции Калганова С.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 декабря 2019 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Бабича В.В.,
судей Кондрак Н.И., Дудкиной Т.Н.,
при секретаре Михайловой В.Г.,
с участием:
представителя административного истца Хахалиной В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску представителя административного истца Круглова М. М. – Хахалиной В. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо – Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя о признании незаконными действий по отказу в предоставлении государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании совершить определенные действия по апелляционной жалобе представителя административного истца Круглова М. М. – Хахалиной В. В. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 сентября 2019 года, которым административный иск оставлен без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
30 августа 2019 года представитель административного истца Круглова М.М. – Хахалина В.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила: признать незаконным и отменить решение административного ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1200 кв.м; обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Круглова М.М. об утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 сентября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель административного истца Круглова М.М. – Хахалина В.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное, постановить новое об удовлетворении административного иска.
Указывает, что в соответствии с обжалуемым отказом административного ответчика земельный участок расположен в зоне лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий, а схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории не согласована по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 2 Закона № 229-ЗС от 07 декабря 2016 года «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» в связи с несоответствием вида разрешенного использования и функционального назначения земельного участка Генеральному плану г. Севастополя 2005 года. При этом, по мнению автора жалобы, материалы дела не содержат доказательств вышеизложенного. Так, представленная Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя выкопировка из Генерального плана г. Севастополя не содержит описания границ земельного участка с указанием перечня координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, масштаб и иные характеристики, предусмотренные действующим законодательством, что исключает возможность идентифицировать указанный рисунок и определить его относимость к предмету спора.
Полагает, что судом в оспариваемом акте не приведены мотивы, по которым им были отвергнуты доказательства, предоставленные административным истцом и полученные до 18 апреля 2014 года, в соответствии с которыми испрашиваемый земельный участок находится в зоне, функциональное назначение которой Генеральным планом не определено. Обращает внимание на то, что суд отказал в удовлетворении ходатайства представителя административного истца об истребовании из Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя оригинала Генерального плана г. Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского совета от 13 декабря 2005 года № 4114 и его копии, заверенной надлежащим образом, с красными линиями относительно функциональной зоны испрашиваемого земельного участка, хотя указанные документы необходимы для правильного разрешения дела.
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала по изложенным в ней доводам.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела усматривается, что истцу Решением VII сессии VI созыва Севастопольского городского Совета № 3023 от 10.04.2012 года (л.д. 19) дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,12 га в районе Мекензиевых гор, участок № 38бдля ведения садоводства (п. 1 решения), возложена обязанность (п. 2 решения) обеспечить через соответствующее лицензированное землеустроительное предприятие разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка с учетом ограничений по использованию земельного участка согласно ст. 111 ЗК Украины.
29.05.2019 года истец в соответствии с требованиями пункта 4 Постановления № 25-ПП с целью завершения оформления прав на земельный участок через МФЦ обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением вх.№ ГУ-8807/19 от 03.06.2019 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу <адрес>.
Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № ГУ-исх.-6651/19 от 20.06.2019 (л.д. 16) ему сообщено об отказе в утверждении схемы по основаниям п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя № 299-ЗС от 07.12.2016 года «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» (далее Закон № 299-ЗС). Указано, что заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует функциональной зоне. В соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета №4114 от 13.12.2005 года испрашиваемый земельный участок расположен в зоне лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого решения.
С такими выводами соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.
В силу части 1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее Закон № 46-ЗС) настоящим законом установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
Частью 1 стати 12 Закона № 46-ЗС установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014 года.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном данной статьей, может быть подано не позднее 01.01.2023.
В свою очередь, Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 N 25-ПП утвержден "Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21.03.2014 органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству" (далее - Порядок).
В силу пунктов 3, 4 вышеназванного Порядка, земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости.
Заинтересованное лицо обеспечивает разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представляет ее на утверждение в уполномоченный орган в отношении земельного участка, который не был образован до 21.03.2014, а также обеспечивает проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка.
При этом обращению заинтересованного лица с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка, предшествует процедура утверждения уполномоченным лицом схемы расположения земельного участка и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ испрашиваемого земельного участка.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя № 9052-РДЗ от 27.06.2017 года утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (далее Административный регламент).
Исходя из положений Административного регламента предоставление указанной услуги осуществляет Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, а в ее предоставлении также участвуют Управление государственной регистрации права и кадастра по г. Севастополю, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (п. 2.2 Административного регламента).
Результатом предоставления данной государственной услуги может быть, в том числе, письменный мотивированный отказ в утверждении схемы, о вынесении которого заявителю направляется уведомление (п. 2.3).
В соответствии с п. 2.9 Административного регламента исчерпывающими основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются, в том числе, несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории и иные случаи, установленные законами города Севастополя.
С целью урегулирования особенностей земельных отношений Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 07.12.2016 N 299-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", которым определено, что наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя в том числе и при несоответствии схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок (п. 1 ст. 2 Закона).
Общеизвестным является факт отсутствия градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок на момент обращения и рассмотрения заявления истца. Таким образом, административным ответчиком верно применены положения Закона № 299-ЗС.
При этом как следует из представленного в материалы дела письма Департамента архитектуры и градостроительства, выкопировки из Генерального плана г. Севастополя, испрашиваемый для садоводства земельный участок действительно находится в зоне лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий, незначительная часть – в зоне спецтерриторий.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имелось.
Доводы жалобы о необходимости обозрения судом Генерального плана 2005 года в оригинале, отсутствии доказательной силы у представленной выкопировки, наличии документов, изданных во 18.04.2014 года, которые по мнению апеллянта подтверждают нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне, функциональное назначение которой не определено, судебная коллегия полагает несостоятельными, так как представленная выкопировка заверена должным образом и выполнена уполномоченным в области архитектуры государственным органом города Севастополя и оснований не доверять ей у суда не имелось.
Судебная коллегия отмечает, что наличие у истца права на завершение оформления в собственность земельного участка не свидетельствует о наличии у Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя безусловной обязанности утвердить схему и передать в собственность земельный участок истцу при наличии установленных законом оснований для отказа.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены судебного решения, постановленного с соблюдением норм материального и процессуального права, не опровергают выводов суда, которые соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со статьей 84 КАС РФ и оснований для иной их оценки судебная коллегия не усматривает.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: