УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Баргузин 29 августа 2022 года
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Цыбикова Б-М.Б., единолично, при секретаре Занданове Э.Б., с участием:
представителя истца - помощника прокурора Баргузинского района РБ Салихова Р.Н. по доверенности,
представителя ответчика Автономного учреждения Республики Бурятия «Усть-Баргузинскийлесхоз»по доверенностиЕфимоваЮ.Г.,
представителя ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенностиЖаповой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Автономному учреждению Республики Бурятия «Усть-Баргузинский лесхоз» и Республиканскому агентству лесного хозяйства о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что в результате проверки готовности подведомственных Республиканскому агентству лесного хозяйства автономных учреждений к пожароопасному сезону 2022 года установлено, что лесопожарная станция АУ РБ«Усть-Баргузинский лесхоз» не оснащена стволом торфяным (В09) в количестве 8 шт., тепловизором (портативный К2) в количестве 4 шт., метеостанцией с анемометром (полевая КЗ) в количестве 3 шт. По результатам рассмотрения представления прокуратуры агентством направлен ответ об отсутствии финансирования на приобретение лесопожарной техники и оборудования. Также агентством направлено информационное письмо руководителям лесхозов о неукоснительном исполнении федерального законодательства об охране лесов от пожаров. До настоящего времени агентством средства автономному учреждению не доведены, соответственно лесхозом требуемое оборудование не закуплено. Функции и полномочия учредителя автономного учреждения Республики Бурятия «Усть-Баргузинский лесхоз» от имени Республики Бурятия осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства. Отсутствие финансирования со стороны учредителя приводит к необеспеченности лесопожарного формирования, образованного на базе автономного учреждения Республики Бурятия «Усть-Баргузинский лесхоз» оборудованием. Необеспеченность оборудованием может повлечь риск угрозы природным объектам Центральной экологической зоны Байкальской природной территории и экологической безопасности, жизни и здоровью лиц, проживающих в населенных пунктах, примыкающих к лесному массиву. Истец просит обязать АУ РБ«Усть-Баргузинский лесхоз» в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу укомплектовать лесопожарную станцию стволом торфяным (В09) в количестве 8 шт., тепловизором (портативным К2) в количестве 4 шт., метеостанцией с анемометром (полевой КЗ) в количестве 3 шт. в соответствии с Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р, а также обязать РАЛХ в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предусмотреть финансирование на приобретение АУ РБ«Усть-Баргузинский лесхоз» ствола торфяного (В09) в количестве 8 шт., тепловизора (портативного К2) в количестве 4 шт., метеостанцией с анемометром (полевой КЗ) в количестве 3 шт.
В порядке ст. 39 ГПК РФ истцом уточнены исковые требования, а именно просит обязать АУ РБ «Усть-Баргузинский лесхоз» в срок до 01.05.2023 укомплектовать лесопожарныестанциитепловизором (портативным К2) в количестве 4 шт., метеостанцией с анемометром (полевой КЗ) в количестве 3 шт.; обязать РАЛХ в срок до 01.02.2023 предусмотреть финансирование на приобретение АУ РБ«Усть-Баргузинский лесхоз» тепловизора (портативного К2) в количестве 4 шт., метеостанцией с анемометром (полевой КЗ) в количестве 3 шт.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Салихов Р.Н. исковые требования поддержал с учетом представлениях уточнений иска.
Представители ответчиков АУ РБ «Усть-Баргузинскийлесхоз»по доверенностиЕфимоваЮ.Г. и Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Жапова Н.И. в судебном заседании с иском не согласились, суду представлен соответствующий отзыв на иск.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации граждане и организации обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
Согласно ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров (ч. 1). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 4). Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 7).
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров (п. 1 ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ).
Частью 5 статьи 51 ЛК РФ предусмотрено, что тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ч. 5).
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» гласит, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу ст. 7 Федерального закона № 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе и пожаров, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций (п. «в» ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Согласно пп. а п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
В соответствии с частью 1 статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.
Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (часть 1 статьи 53.1 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 53.3 ЛК РФ порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р утверждены Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В судебном заседании установлено, что по результатам проверки готовности подведомственных РАЛХ автономных учреждений к пожароопасному сезону 2022 года, Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, установлено, что лесопожарная станция автономного учреждения Республики Бурятия «Усть-Баргузинский лесхоз» не оснащена тепловизором (портативный К2) в количестве 4 шт., метеостанцией с анемометром (полевая КЗ) в количестве 3 шт. До настоящего времени агентством средства автономному учреждению не выделены, требуемое оборудование не закуплено.
По данному нарушению истцом в адрес автономного учреждения Республики Бурятия «Усть-Баргузинский лесхоз» внесено представление от 31.03.2022. По результатам рассмотрения представления агентством дан ответ об отсутствии финансирования на приобретение лесопожарной техники и оборудования (от 29.04.2022).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛKРФ - Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно ч. 3 ст. 83 ЛК РФ, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В силу ч. 4 ст. 83 ЛК РФ, субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3.1.5 Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 № 13, Осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предусмотрено, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» одним из источников формирования имущества некоммерческой организации является регулярные и единовременные поступления от учредителей.
Функции и полномочия учредителя автономного учреждения Республики Бурятия «Усть-Баргузинский лесхоз» от имени Республики Бурятия осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства.
Таким образом, суд находит требование об обязании финансирования Автономного учреждения Республики Бурятия «Усть-Баргузинский лесхоз» на приобретение тепловизора (портативного К2) в количестве 4 шт., метеостанцией с анемометром (полевой КЗ) в количестве 3 шт., обоснованным, поскольку отсутствие финансирования приводит к необеспеченности оборудования на базе автономного учреждения Республики Бурятия «Усть-Баргузинский лесхоз».
Доводы ответчика РАЛХ об отсутствии финансирования мероприятий по обеспечению Автономного учреждения Республики Бурятия «Усть-Баргузинский лесхоз» оборудованием, судом отклоняются, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчиков от обязанности устранить указанные судом нарушения законодательства об охране лесов.
Также доводы ответчиков о том, что тепловизор не относится к пожарному оборудованию, а приобретение метеостанции в условиях доступности сведений о погоде из сети интернет, несостоятельны.
Доводы о приобретении техники в рамках реализации проекта за 2020-2022 год судом приняты во внимание, однако при разрешении данного спора правового значения не имеют.
С учетом установленных обстоятельств суд, с учетом представленных доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора (ИНН 3808202282), удовлетворить.
Обязать Автономное учреждение Республики Бурятия «Усть-Баргузинский лесхоз» (ИНН 0301200860) до 01 мая 2023 года укомплектовать лесопожарнуюстанциютепловизором (портативным К2) в количестве 4 шт., метеостанцией с анемометром (полевой КЗ) в количестве 3 шт., в соответствии с Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р.
Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства(ИНН 0326041154) до 01 февраля 2023 года предусмотреть финансирование на приобретение Автономным учреждением Республики Бурятия «Усть-Баргузинский лесхоз» тепловизора (портативного К2) в количестве 4 шт., метеостанцией с анемометром (полевой КЗ) в количестве 3 шт.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Баргузинский районный суд Республики Бурятия.
Судья Б-М.Б. Цыбиков