Решение по делу № 2а-4507/2020 от 05.10.2020

дело № 2а-4507/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Камышановой А.Н.,

при секретаре Сафаровой Л.В.,

01 декабря 2020 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области к судебному приставу – исполнителю Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Филипповой А.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ

Администрация городского округа- город Волжский Волгоградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу – исполнителю Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Филипповой А.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что на основании решения Волжского городского суда Волгоградской области от "."..г. на администрацию городского округа – город Волжский волгоградской области возложена обязанность предоставить Спирину Л.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом наличия права на дополнительную жилую площадь. "."..г. постановлением судебного пристава – исполнителя Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области возбуждено исполнительное производство №...-ИП. "."..г. письмом №... в адрес судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Филипповой А.Ю. направлена информация о принимаемых мерах во исполнение указанного решения суда, в том числе проведение аукционов, заключение контрактов. "."..г. судебным приставом – исполнителем Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Филипповой А.Ю. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Копия указанного постановления получена административным истцом "."..г.. Просит суд освободить администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя Волжского городского отдела судебных приставов № 1 УФССП России по Волгоградской области Филипповой А.Ю. от "."..г..

Представитель административного истца администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области Ильченко Н.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик судебный пристав – исполнитель Волжского городского отдела судебных приставов УФССП России по Волгоградской области Филиппова А.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена, причин неявки суду не сообщила.

На основании определения судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 20 октября 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП по Волгоградской области; в качестве заинтересованного лица Спирина О.Г., действующая в интересах несовершеннолетнего Спирина Л.А.

Представитель соответчика УФССП по Волгоградской области, соответчик Спирина О.Г., действующая в интересах несовершеннолетнего Спирина Л.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены, причин неявки суду не сообщили.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон «Об исполнительном производстве»).

Согласно п.п. 11, 12, 13 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа и устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора, предусмотренного ст.112 этого Закона. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.

В силу ст. 105 Закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с положениями ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника.

В судебном заседании установлено, что в соответствии со ст.ст. 6, 12, 13, 14, 30 Закона «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного Волжским городским судом Волгоградской области по вступившему в законную силу решению суда от "."..г. по делу №.... "."..г. возбуждено исполнительное производство №...-ИП о возложении на администрацию городского округа – <адрес> предоставить Спирину Л.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории городского округа – <адрес> не ниже установленных социальных норм по договору с учетом наличия права на дополнительную жилую площадь.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП №... УФССП России по <адрес> от "."..г. о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

"."..г. письмом №... в адрес судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Филипповой А.Ю. направлена информация о принимаемых мерах во исполнение указанного решения суда. Предоставление жилых помещений во исполнение судебных решений осуществляется в хронологической последовательности: путем предоставления жилых помещений из числа освободившегося муниципального жилищного фонда; приобретения жилых помещений в соответствии с Федеральным Законом от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Жилые помещения в технически исправном состоянии в свободном муниципальном жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области, необходимые для предоставления гражданам во исполнении судебных решений в настоящее время отсутствуют. Проводится работа по выявлению свободных жилых помещений. В муниципальной собственности числятся незаселенные муниципальные жилые помещения, требующие проведения текущего ремонта. Мероприятия по проведению текущего ремонта предусмотрены муниципальной программой «Жилищно-коммунальное хозяйство». Информация о проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ в жилых помещениях размещена на официальном сайте «Единая информационная система в сфере закупок». По результатам электронного аукциона заключён муниципальный контракт от "."..г. №... на проведение текущего ремонта незаселенных муниципальных жилых помещений, со сроком выполнения работ 90 календарных дней с момента заключения контракта. После приведения муниципальных жилых помещений в надлежащее состояние, жилые помещения будут предоставлены во исполнении судебных решений. С целью приобретения жилых помещений в соответствии с Федеральным Законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проведено 16 электронных аукционов. Аукционы признаны несостоявшимися, так как по окончанию срока подачи заявок на участие не было зарегистрировано ни одной заявки.

Судебное решение о предоставлении жилых помещений находится на особом контроле. Администрацией городского округа - <адрес> принимаются все необходимые меры в соответствии с действующим законодательством. Исполнение решения суда, касающегося предоставления жилого помещения может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение его сторон, также предмет решение суда, подлежащего исполнению.

"."..г. судебным приставом – исполнителем Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Филипповой А.Ю. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением в установленный срок указанного решения суда, в соответствии с нормами ст.ст. 6, 12, 14, 112 Закона «Об исполнительном производстве».

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П установленный частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер взыскания (семь процентов) представляет допустимый максимум или верхнюю границу, следовательно, с учетом характера правонарушения, размера вреда, степени вины, имущественного положения правонарушителя и других обстоятельств он может быть снижен правоприменителем. Кроме того, санкции штрафного характера, к числу которых относится и исполнительский сбор, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым интересам и ценностям. Исходя из смысла статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции должны отвечать требованиям справедливости и соответствовать характеру совершенного деяния.

В соответствии с ч.6 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При этом в силу п. 7 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с п.1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В силу п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 78 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 50 от 17.11.2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Юридически значимым обстоятельством по данному делу является возможность либо невозможность по уважительным причинам исполнить требование неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.

Суд принимает во внимание, что исполнение судебного акта, предоставление администрацией городского округа – город Волжский Волгоградской области Спирину Л.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области не ниже установленных социальных норм по договору с учетом наличия права на дополнительную жилую площадь, требует значительных временных затрат, связано с необходимостью соблюдения ряда процедур.

Исполнение судебного решения о предоставлении администрацией городского округа – город Волжский Волгоградской области Спирину Л.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области не ниже установленных социальных норм по договору с учетом наличия права на дополнительную жилую площади, носит длящийся характер, поскольку предусматривает обязательное совершение последовательных действий, предусмотренных законом.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что администрацией городского округа – город Волжский Волгоградской области приняты в установленном законом порядке все зависящие от неё меры для исполнения требований исполнительного документа и вины должника в неисполнении этих требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок не имелось.

Административными ответчиками доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, суд принимает во внимание, что администрация городского округа – город Волжский волгоградской области является органом местного самоуправления.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект местного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития. В соответствии с бюджетным законодательством произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При недостаточности в бюджете денежных средств администрация городского округа – город Волжский Волгоградской области не имеет возможности произвольно израсходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.

Исполнительский сбор отнесен к административным платежам и сборам и включается в планируемые доходы федерального бюджета, следовательно, его взыскание, пополняя федеральный бюджет, увеличивает расходы местного бюджета, еще более ухудшая бюджетную ситуацию в городе Волжский Волгоградской области.

Учитывая принцип справедливости, соразмерности, социальную направленность деятельности должника, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

При указанных обстоятельствах суд полагает возможным освободить администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Филипповой А.Ю. от "."..г. по исполнительному производству №...-ИП от "."..г..

В силу положений ч.8 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Освободить администрацию городского округа- город Волжский Волгоградской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава – исполнителя Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Филипповой А.Ю. от "."..г. по исполнительному производству №...-ИП от "."..г..

Обратить решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись

Справка: мотивированный текст решения изготовлен 9 декабря 2020 года

Судья: подпись

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

2а-4507/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация городского округа - г. Волжский Волгоградской области
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Филиппова Алена Юрьевна
УФССП по Волгоградской области
Другие
Спирина Оксана Григорьевна
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Камышанова Анна Николаевна
Дело на странице суда
vol.vol.sudrf.ru
05.10.2020Регистрация административного искового заявления
05.10.2020Передача материалов судье
07.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2020Подготовка дела (собеседование)
20.10.2020Рассмотрение дела начато с начала
06.11.2020Судебное заседание
01.12.2020Судебное заседание
09.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее