Решение по делу № 2-142/2020 от 01.04.2020

УИД

Решение в окончательной форме изготовлено 22 мая 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Тугулым                                                                                       19 мая 2020 года

Тугулымский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Крицкой Н.А.,

при секретаре Сауковой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-142/2020 по иску Малышева ФИО11 к Администрации Тугулымского городского округа, Управлению Федерального казначейства по Свердловской области о взыскании морального вреда, судебных расходов,

                                                                      УСТАНОВИЛ:

Малышев М.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Тугулымского городского округа о взыскании морального вреда, судебных расходов.

В обоснование требований истец указал, что он является собственником земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилой дом индивидуальной жилой застройки.

Постановлением Административной комиссии Тугулымского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ он привлечен к административной ответственности по ст. Закона Свердловской области от 16.06.2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», а именно за нарушение правил землепользования и застройки, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. За данное правонарушение ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей. Решением Тугулымского районного суда Свердловской области от 10.02.2020 года по делу по протесту прокурора <адрес> ФИО6, постановление Административной комиссии Тугулымского городского округа от 22.11.2019 года об административном правонарушении в отношении него было отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, в результате действий Администрации Тугулымского городского округа он незаконно был подвергнут административному преследованию, признан виновным в совершении административного правонарушения, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, что причинило нравственные страдания.

<данные изъяты>

Исходя из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума от 20 декабря 1994 года № 10 следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с затрагиванием доброго имени лица обратившегося в суд. Незаконное привлечение его к административной ответственности, а также последовавший после этого судебный процесс с ФИО2 причинили ему нравственные переживания, связанные с нарушением его достоинства, деловой репутации, тем самым нарушены его неимущественные права.

Просит взыскать с Администрации Тугулымского городского округа за счет казны муниципального образования в его пользу компенсацию морального вреда в размере , а также расходы на оплату государственной пошлины в сумме

В порядке подготовки определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление Федерального казначейства по Свердловской области, в качестве третьего лица председатель Административной комиссии Тугулымского городского округа ФИО7

Истец Малышев М.А. и его представитель Сумина Н.А., действующая по доверенности в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Тугулымского городского округа Испирян Ю.Ю., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит о рассмотрении дела ее отсутствие, в представленном отзыве просит в удовлетворении исковых требований истца отказать по изложенным в нем доводам.

Представитель соответчика Управления Федерального казначейства по Свердловской области ФИО10, действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, представила суду отзыв, в котором просит истцу в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, признать их ненадлежащим ответчиком и рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Третье лицо председатель Административной комиссии Тугулымского городского округа ФИО7 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причину не явки суду не сообщил.

Прокурор Тугулымского района в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Судом установлено, что постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным Административной комиссией Тугулымского городского округа истец был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. Закона Свердловской области от 14.06.2005 года № 52-ОЗ за нарушение Правил землепользования и застройки, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей (л.д. 10-13).

10.02.2020 года решением Тугулымского районного суда Свердловской области данное постановление отменено, производство по делу прекращено по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской     Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (ч. 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2).

К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится, в частности возмещение убытков, под которыми понимаются, в том числе расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, а в ст. 16 указанного Кодекса закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского производства.

По смыслу положений п. 2 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекшей последствий, предусмотренных пунктом 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (то есть не связанный, в частности, с незаконным привлечением к административной ответственности в виде административного ареста, а в отношении юридического лица - к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности), возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

При отсутствии в законе иного порядка возмещения расходов на оплату услуг защитников (представителей) по делам об административных правонарушениях, при прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании п. п. 1 и 2 ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации подлежат применению правила, установленные ст. ст. 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации; для решения вопроса о возмещении таких расходов, которые вызваны самим фактом разбирательства дела об административном правонарушении, инициированным государственным органом, отсутствие вины в действиях лица, возбудившего дело, существенного значения не имеет.

Согласно п.п. 1, 2, 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

В тех случаях, когда в отношении лица, привлеченного к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (отсутствие состава административного правонарушения), применяются правила ст. 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Обосновывая требование о возмещении морального вреда, истец указал на то, что незаконное привлечение к административной ответственности причинило ему нравственные страдания.

Как указывает истец, со стороны органа местного самоуправления ему был причинен моральный вред, выразившийся в том, что было затронуто его доброе имя, его достоинство и деловая репутация. Он испытывал переживания, неудобство, связанное с необходимостью доказывания своей правоты.

Статья 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что подлежит возмещению моральный вред, причиненный гражданину в связи с деятельностью правоохранительных органов и судов.

В силу п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Предметом доказывания по иску о компенсации морального вреда является совокупность юридических фактов, образующих основание иска. Основанием иска о компенсации морального вреда служит виновное совершение ответчиком противоправного деяния, повлекшего причинение истцу физических или нравственных страданий. Необходимым условием возложения обязанности возместить ущерб является причинная связь между противоправным деянием и возникшим вредом. Наличие причинной связи между противоправным действием и моральным вредом предполагает, что противоправное действие должно быть необходимым условием наступления негативных последствий в виде физических или нравственных страданий.

Кроме того, необходимым условием возложения обязанности возместить ущерб является причинная связь между противоправным деянием и возникшим вредом.

Вместе с тем на истца возлагается обязанность доказать наличие такого состояния именно в связи с нарушением личных неимущественных прав либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Таким образом, состав ответственности за причинение морального вреда включает в себя: претерпевание морального вреда, то есть наличие у потерпевшего физических или нравственных страданий; неправомерное действие или бездействие причинителя вреда, умаляющее принадлежащие потерпевшему нематериальные блага или создающие угрозу такого умаления; наличие причинной связи между неправомерным действием (бездействием) и моральным вредом, вина причинителя вреда.

Обосновывая требования о компенсации морального вреда, истец ссылается на нравственные переживания, понесенные в результате действий должностных лиц, что привело к нарушению такого принадлежащего ему нематериального блага, как достоинство.

Принимая во внимание, что достоинство истца как самооценка таких качеств, как добросовестность и законопослушность, безусловно, подпадает под перечень нематериальных благ, содержащихся в ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности денежной компенсации морального вреда.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при установлении факта незаконности действий должностных лиц по соблюдению императивных требований закона, истец вправе требовать компенсации причиненных ему нравственных страданий, размер которой с учетом всех фактических обстоятельств определяется судом равным рублей.

Судом не принимается довод ответчика Администрации Тугулымского городского округа о том, что истцом не представлено доказательств нарушения его личных неимущественных прав и нематериальных благ, также не принимается и довод соответчика Управления Федерального казначейства по Свердловской области, что они не являются надлежащими ответчиками по делу.

Согласно пп.12.1 п.1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В соответствии с пп.1 п. 3 данной статьи главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела первого части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе, создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Свердловской области от 23.05.2011 года № 31-ОЗ Тугулымский городской округ наделен государственным полномочием Свердловской области по созданию административных комиссий.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенной части заявленных требований, таким образом, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в размере 300,00 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Малышева ФИО12 к Администрации Тугулымского городского округа, Управлению Федерального казначейства по Свердловской области о взыскании морального вреда, судебных расходов - удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федерального казначейства по Свердловской области в пользу Малышева ФИО13 в счет компенсации морального вреда рублей, в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины .

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Тугулымский районный суд Свердловской области.

Председательствующий судья                                                                                     Крицкая Н.А.

2-142/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Малышев Михаил Анатольевич
Ответчики
Управление Федерального казначейства по Свердловской области
администрация Тугулымского городского округа
Другие
Прокурор Тугулымского района
представитель Административной комиссии Тугулымского городского округа Уткин С. Л.
Суд
Тугулымский районный суд Свердловской области
Судья
Крицкая Наталья Александровна
Дело на сайте суда
tugulymsky.svd.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020Судебное заседание
28.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее