Решение от 21.12.2021 по делу № 21-1218/2021 от 08.11.2021

Судья Зубова Е.Н.

Дело № 7-2720/2021 / 21-1218/2021 (№ 12-27/2021)

УИД 81RS0005-01-2021-000299-96

Р Е Ш Е Н И Е

город Пермь 21 декабря 2021 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Каско Н.С., с участием Дмитриева А.Ю., рассмотрев в судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Дмитриева Александра Юрьевича на постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах – старшего государственного лесного инспектора Пермского края Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 24 июня 2021 г., решение судьи Гайнского районного суда Пермского края от 01 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Дмитриева Александра Юрьевича

у с т а н о в и л:

постановлением начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах – старшего государственного лесного инспектора Пермского края Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 24 июня 2021 г. № 05-02/26-21 индивидуальный предприниматель Дмитриев Александр Юрьевич (далее - ИП Дмитриев А.Ю.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Гайнского районного суда Пермского края от 01 сентября 2021 г. вынесенным по результатам рассмотрения жалобы ИП Дмитриева А.Ю., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ИП Дмитриев А.Ю. просит решение судьи районного суда, постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая на необоснованность привлечения к ответственности со ссылкой на то, что с момента окончания договора купли-продажи лесных насаждений, а также осмотра делянки до дня планового задания прошло более года, соответственно, незаконную рубку могли совершить третьи лица. Кроме этого, ссылается на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, допущенных процессуальных нарушениях, с указанием на то, что извещений о составлении 18 июня 2021 г. протокола об административном правонарушении он не получал, протокол в его адрес не направлялся. В определении от 08 июня 2021 г. стоит не его подпись.

В судебном заседании в краевом суде ИП Дмитриев А.Ю., жалобу поддержал.

Изучив доводы жалобы, заслушав ИП Дмитриева А.Ю., допросив свидетеля К., исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, иные дополнительно представленные материалы, судья краевого суда приходит к следующему.

Частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Согласно положениям статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», следует, что незаконной является, в том числе, рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Согласно части 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 13 июля 2018 г. Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и Дмитриевым Александром Юрьевичем в лице Дмитриева Алексея Юрьевича, действующего на основании доверенности от 10 июля 2018 г. № 12 заключен договор купли-продажи лесных насаждений № **, в соответствии с которым Дмитриеву А.Ю. переданы лесные насаждения площадью 10 га в выделе ** квартала ** Березовского участкового лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» Гайнское лесничество для заготовки древесины объемом 1512 м3. Срок заготовки древесины до 12 июля 2019 г.

29 октября 2019 г. Дмитриевым А.Ю. подписан акт осмотра лесосеки № 1 выдела ** квартала ** Березовского участкового лесничества, согласно которому нарушений выявлено не было, объем и площадь вырубленной древесины соответствовала договору купли-продажи лесных насаждений № ** от 13 июля 2018 г.

Вместе с тем, согласно данным дистанционного мониторинга (космическим зондированием лесного фонда) филиалом ФГБУ «РОСЛЕСИНФОРГ» «Приволжский проект» выявлены изменения в выделе **, **, ** квартала ** Березовского участкового лесничества. При повторном осмотре в выделе ** квартала ** Березовского участкового лесничества согласно спутниковым снимкам площадь вырубленной древесины составила 1804 м3, то есть превысила допустимую по договору купли-продажи лесных насаждений ** на 292 м3. По результатам проверки дистанционного мониторинга 25 июня 2020 г. составлен акт о лесонарушении. В этот же день составлены акты осмотра лесного участка в выделе ** квартала ** Березовского участкового лесничества, с приложением фототаблиц.

28 мая 2021 г. актом заместителя старшего государственного лесного инспектора Пермского края акт осмотра от 29 октября 2019 г. признан ничтожным, с учетом того, что лесной участок в лесном квартале ** выдел ** Березовского участкового лесничества был принят участковым лесничим без применения GPS навигатора, либо без натурного осмотра лесного участка, следовательно, не соответствует действительности и содержит недостоверные сведения.

Приказом руководителя ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» от 23 июня 2021 г. № 89-ОД акт осмотра лесосеки в выделе ** квартала ** Березовского участкового лесничества от 29 октября 2019 г. признан ничтожным с момента его составления.

Указанные нарушения послужили основанием для привлечения ИП Дмитриева А.Ю. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ.

Судья районного суда, оставляя постановление от 24 июня 2021 г. без изменения исходил из доказанности совершения вменяемого правонарушения ИП Дмитриевым А.Ю. и соблюдения порядка привлечения его к административной ответственности.

Между тем, с указанными выводами судьи районного суда, согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из положений статьи 25.15 КоАП РФ физическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (в том числе индивидуальный предприниматель), извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

Согласно материалам дела протокол № 05-02/26П-21 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, составлен заместителем старшего государственного лесного инспектора Пермского края К. 18 июня 2021 г. в отношении ИП Дмитриева А.Ю. в его отсутствие. В протоколе должностным лицом указано, что ИП Дмитриев А.Ю. надлежащим образом извещен определением от 08 июня 2021 г. (вручено лично).

При подаче жалобы в районный суд и в настоящей жалобе ИП Дмитриев А.Ю. последовательно ссылается на допущенные процессуальные нарушения, указывая на то, что извещений о составлении 18 июня 2021 г. протокола об административном правонарушении он не получал, протокол в его адрес не направлялся. В определении от 08 июня 2021 г. стоит не его подпись.

Судья районного суда, отклоняя доводы ИП Дмитриева А.Ю. о допущенных процессуальных нарушениях при производстве по делу, указал следующее, что согласно определению о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования от 08 июня 2021 г. о дате, времени и месте составления протокола Дмитриев А.В. был уведомлен надлежащим образом и своевременно, о чем свидетельствует его собственноручная подпись под текстом определения с указанием даты «08 июня 2021 г.». 18 июня 2021 г. протокол № 05-02/26П-21 об административном правонарушении составлен должностным лицом в отсутствие лица, уведомленного надлежащим образом. Копия протокола нарушителю направлена по почте телеграммой 18 июня 2021 г., которая имеется в материалах дела. Согласно тексту телеграммы Министерство известило ИП Дмитриева А.Ю., что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 24 июня 2021 г. в 14:00 по адресу: ****. Телеграмма вручена Дмитриеву А.Ю. 19 июня 2021 г. в 19:00 час.

В судебном заседании в краевом суде принимал участие ИП Дмитриев А.Ю., дата рождения, место рождения ****, место регистрации: **** личность которого установлена на основании паспорта гражданина **** (***).

Из пояснений ИП Дмитриев А.Ю. следует, что он отрицает факт своего участия 08 июня 2021 г. при составлении протокола № 05-02/27П-21 по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ по договору купли-продажи лесных насаждений от 13 июля 2021 г. **, вынесении и получении определения о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования от 08 июня 2021 г. по договору купли-продажи лесных насаждений от 13 июля 2021 г. № **, ссылаясь на то, что подписи в протоколе и определении от его имени сделаны не им, в указанную дату он находился по своему месту жительства в Оренбургской области.

Из материалов дела следует, что 08 июня 2021 г. заместителем старшего государственного лесного инспектора Пермского края К., в отношении ИП Дмитриева А.Ю. составлялся протокол об административном правонарушении № 05-02/27П-21 (договор купли-продажи лесных насаждений от 13 июля 2021 г. № **) по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ и было вынесено определение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования 18 июня 2021 г. № 05-02/26П-21.

В судебном заседании в краевом суде в качестве свидетеля допрошен заместитель старшего государственного лесного инспектора Пермского края К., составивший протокол об административном правонарушении 08 июня 2021 г. № № 05-02/27П-21 в отношении ИП Дмитриева А.Ю., который подтвердил, что лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствующее в судебном заседании, не является тем лицом которое принимало участие в составлении протокола об административном правонарушении, давало пояснения, и которому вручалась копия протокола, а также определение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования от 08 июня 2021 г. по договору купли-продажи лесных насаждений от 13 июля 2021 г. № ** на 18 июня 2021 г. в 14 часов 00 минут.

При этом указал, что явившимся 08 июня 2021 г. лицом предъявлялся паспорт гражданина РФ на имя Дмитриева, какое было имя он не помнит, данные о личности лица в отношении которого составлялся протокол его паспортные данные он вносил из договора купли-продажи лесных насаждений от 13 июля 2018 г. № **.

Согласно договорам купли-продажи лесных насаждений от 13 июля 2018 г. № **, ** они заключены Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с Дмитриевым Александром Юрьевичем в лице Дмитриева Алексея Юрьевича, действующего на основании доверенности № 12 от 10 июля 2018 г. В договорах в реквизитах сторон содержаться сведения о покупателе - Дмитриеве Александре Юрьевиче (паспорт гражданина ****, ***), а также о представителе покупателя по доверенности - Дмитриеве Алексее Юрьевиче (паспорт гражданина ****, ***), доверенность от 10 июля 2018 г. № 12.

Из протокола об административном правонарушении от 08 июня 2021 г. № 05-02/27П-21 и определения о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования от 08 июня 2021 г. следует, что данные документы составлены в отношении индивидуального предпринимателя Дмитриева Александра Юрьевича паспорт ***.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что 08 июня 2021 г. при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ИП Дмитриева А.Ю. № 05-02/27П-21 присутствовало иное лицо, полномочия которого должностным лицом установлены не были, его личность в установленном законом порядке также не установлена. Данному же лицу заместителем старшего государственного лесного инспектора Пермского края К. было вручено определение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования от 08 июня 2021 г. на 18 июня 2021 г. в 14 часов 00 минут.

При этом в материалах дела не содержится сведений, свидетельствующих об извещении ИП Дмитриев А.Ю. о составлении протокола об административном правонарушении 18 июня 2021 г. в 14 часов 00 минут.

Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, ИП Дмитриева А.Ю., не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.

Извещение ИП Дмитриева А.Ю. о дате и времени рассмотрения дела 24 июня 2021 г. при указанных выше обстоятельствах не устраняет существенные процессуальные нарушения, допущенные при составлении протокола.

В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении, являющегося процессуальным документом, фиксирующим событие административного правонарушения, утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении права ИП Дмитриева А.Ю. на защиту и допущенных должностным лицом существенных процессуальных нарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Данные нарушения не были устранены судьей районного суда при рассмотрении жалобы.

Вместе с тем, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ИП Дмитриева А.Ю. дела об административном правонарушении, были выявлены 25 июня 2020 г.

На момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек.

В связи с выше изложенным постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах – старшего государственного лесного инспектора Пермского края Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 24 июня 2021 г. № 05-02/26-21, решение судьи Гайнского районного суда Пермского края от 01 сентября 2021 г. подлежат отмене. Производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения ИП Дмитриева А.Ю. к административной ответственности.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24 ░░░░ 2021 ░. № 05-02/26-21, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2021 ░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8.28 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 6 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ - (░░░░░░░)

21-1218/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Дмитриев Александр Юрьевич
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Синицына Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
08.11.2021Материалы переданы в производство судье
01.12.2021Судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
21.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее