Решение по делу № 2-2079/2023 от 19.04.2023

Дело № 2- 2079/2023

УИД 91RS0003-01-2023-001558-87

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2023 года                                                город Симферополь         Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Благодатной Е.Ю.,

при секретаре Мурадове Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экономического развития Республики Крым к ФИО1, третье лицо Инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес> о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Центральный районный суд <адрес> Республики Крым с исковыми требованиями к ФИО1 о взыскании средств меры поддержки, использованных с нарушением требований Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения повой коронавирусной инфекции», полученные за июнь-сентябрь 2020 года в размере 557 980 рублей.

Истец основывает свои требования тем, что ИП ФИО1 были предоставлены меры поддержки за июнь- сентябрь 2020 года в размере 557 980 рублей.

Согласно подпункту «г» пункта 6 части 2 статьи 6 Закон , получатель меры поддержки, если его режим налогообложения предусматривает уплату налога на доходы физических яиц, обязуется оплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов от суммы полученной меры количество которых соответствует количеству периодов, за которые предоставлена мера поддержки.

Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес> установлен факт произведения уплаты налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент индивидуальный предприниматель менее 13% от суммы полученной меры поддержки.

Таким образом, Министерством экономического развития Республики Крым были выявлены нарушения получателем меры поддержки - индивидуальным предпринимателем условий, требований, установленных Законом .

Представитель истца – ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени слушания дела.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72).

Право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации предусмотрено Конституцией Российской Федерации в рамках координации вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с компетенцией субъекта Российской Федерации и в пределах своих полномочий, установленных конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, в частности, осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан (пункт 6 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»).

Согласно требованиям статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.

В силу положений статьи 1 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» целью принятия настоящего Закона является оказание некоторых мер поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам экономической деятельности, определенным Советом министров Республики Крым, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, направленных на сохранение занятости.

Настоящий Закон регулирует правоотношения, связанные с предоставлением компенсационных выплат, предоставляемых из средств бюджета Республики Крым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по видам экономической деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

В соответствии с статьей 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», получателями мер поддержки являются индивидуальные предприниматели, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - индивидуальные предприниматели) и организации (соответствующие организационно-правовой форме, определенной Советом министров Республики Крым), зарегистрированные, поставленные на учет в налоговом органе до ДД.ММ.ГГГГ и осуществляющие свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, определенных Советом министров Республики Крым, соответствующие условиям, указанным в части 2 статьи 6 настоящего Закона.

    В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», для получения меры поддержки за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2020 года получатель меры поддержки подает электронную заявку по форме, размещенной в государственной информационной системе Республики Крым "Портал Правительства Республики Крым", подписанную электронной цифровой подписью.

Согласно части 2 статьи 6 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», получатели меры поддержки имеют право на меры поддержки после включения их в реестр получателей мер поддержки. Условиями для включения в Реестр получателей мер поддержки являются: наличие у получателя меры поддержки государственной регистрации, постановки на учет в налоговом органе до ДД.ММ.ГГГГ и осуществление деятельности на территории Республики Крым; основной вид деятельности получателя относится к видам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным Советом министров Республики Крым; вид организационно-правовой формы получателя меры поддержки относится к видам организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право на получение компенсационной выплаты, определенных Советом министров Республики Крым; получатель меры поддержки на момент подачи заявки не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя меры поддержки из Единого государственного реестра юридических лиц и не прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; количество работников получателя меры поддержки в месяце, за который выплачивается компенсационная выплата, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года; подтверждение получателем меры поддержки в подаваемой заявке о том, что: получатель меры поддержки не является получателем субсидии в месяцы, за которые он подает заявление, в соответствии с Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»; получатель меры поддержки не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном капитале которого доля участия иностранных юридических лиц превышает 50 процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; получатель меры поддержки принимает обязательство о неликвидации до ДД.ММ.ГГГГ; получатель меры поддержки, если его режим налогообложения предусматривает уплату налога на доходы физических лиц, обязуется оплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов от суммы полученной меры поддержки в месяце получения меры поддержки или последующих за ним месяцах, общее количество которых соответствует количеству периодов, за которые предоставлена мера поддержки.

Получатель меры поддержки при подаче заявки подтверждает соответствие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, и несет ответственность за достоверность предоставленной информации (часть 4 статьи 6 Закона Республики Крым -ЗРК/2020)..

Налоговый орган в сроки 10 июля, 20 июля, 31 июля, 10 августа, 20августа, 31 августа, ДД.ММ.ГГГГ соответственно предоставляет Совету министров Республики Крым для рассмотрения на заседании Антикризисного штаба по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения    ситуации    в    связи с распространением новой коронавирусной инфекции реестр полученных заявок по форме, утвержденной Советом министров Республики Крым, и сведения о соответствии информации о счете организации (индивидуального предпринимателя, физического лица), указанном в заявке, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок возврата средств мер поддержки её получателем в бюджет Республики Крым, регламентирован постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (далее Порядок).

Согласно пункту 1.3 приложения 3 Порядка Министерство в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты выявления нарушения получателем мер поддержки условий и требований, установленных Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, направляет получателю меры поддержки требование о возврате полученных средств мер поддержки на счет Министерства.

В соответствии с ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Как установлено судом ответчик ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем с 09.12.2014г. по 10.06.2022г.

ИП ФИО1 были предоставлены меры поддержки за июнь- сентябрь 2020 года в размере 557 980 рублей.

В соответствии с заявкой ответчик подтвердила, что дает согласие на уплату налога на доходы физических яиц, обязуется оплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов от суммы полученной меры поддержки.

Согласно письма Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт произведения уплаты налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент индивидуальный предприниматель менее 13% от суммы полученной меры поддержки, в том числе ИП ФИО1

10.12.2021г. Министерство экономического развития Республики Крым направило в адрес ИП ФИО1 требование о возврате полученных средств мер поддержки.

Денежные средства в адрес Министерства не поступали.

Индивидуальные предприниматели (организации) в соответствии с положениями налогового законодательства выполняют функции налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц при выплате заработной платы работникам (персоналу), которые признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в состав доходов учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1, 2 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации.

Мера поддержки, установленная Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», это компенсационная выплата, направленная на частичное возмещение затрат получателей мер поддержки, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда работников.

Следовательно, при получении данной денежной субсидии денежные средства могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, без обязательного распределения исключительно на выплату заработной платы.

Налоговый агент - индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), НДФЛ с доходов, выплачиваемых наемным работникам, перечисляет в бюджет по месту жительства индивидуального предпринимателя, а с доходов, выплачиваемых наемным работникам, в связи с занятостью в деятельности, облагаемой с применением патентной системы налогообложения (далее - ПСН), НДФЛ перечисляет в бюджет по месту учета индивидуального предпринимателя в связи с осуществлением такой деятельности.

Согласно подпункту «г» пункта 6 части 2 статьи 6 Закон получатель меры поддержки, если его режим налогообложения предусматривает уплату налога на доходы физических лиц, обязуется оплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов от суммы полученной меры поддержки в месяце получения меры поддержки или последующих за ним месяцах, общее количество которых соответствует количеству периодов, за которые предоставлена мера поддержки.

Таким образом, заработная плата, выплачиваемая работникам из сумм субсидии, облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

В силу части 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

Ответчик не является плательщиком налога на доходы физических лиц, ввиду применения упрощенной системы налогообложения, что следует из листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем, согласно пункту 1. статьи 346.15 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в состав доход учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1,2 статьи 248 Налогового Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1.1. статьи 346.15 Налогового Кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Доходы в виде компенсационных выплат, направленных на частичную компенсацию затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения короновирусной инфекции в статье 251 Налогового Кодекса Российской Федерации не указаны. Однако в связи с применением упрощенной системы налогообложения данная денежная компенсация учитывается при определении объекта налогообложения.

В книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, используемая ИП ФИО1 отражено получение субсидии из бюджета Республики Крым и зафиксировано в графе «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы».

Таким образом, в соответствии с положениями налогового законодательства при выплате заработной платы работникам, которые признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц, ответчик выполняет функции налогового агента. То есть заработная плата, выплачиваемая работникам из сумм субсидий, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Материалами дела подтверждаются доводы ответчика, что ФИО1 находясь на упрощенной системе налогообложения, является налоговым агентом по отношению к своим работникам, относительно которых ответчиком удержан и перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц ввиду получения субсидии из бюджета Республики Крым.

Поскольку субсидия израсходована на компенсацию текущих расходов, то есть на цели, предусмотренные действующим законодательством, и не образует у ИП как у налогового агента обязанности удерживать налог на доходы физических лиц в размере 13% от суммы полученной меры поддержки, оснований для ее возврата не имеется.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что ответчиком обязательства по уплате налога исполнены, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства экономического развития Республики Крым к ФИО1, третье лицо Инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес> о взыскании денежных средств – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                       Е.Ю. Благодатная

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-2079/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство экономического развития РК
Ответчики
Галан Ирина Васильевна
Другие
ИФНС России по г. Симферополю
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Благодатная Елена Юрьевна
Дело на странице суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
19.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2023Передача материалов судье
24.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.07.2023Предварительное судебное заседание
18.07.2023Судебное заседание
12.09.2023Судебное заседание
19.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее