Решение по делу № 33-5646/2023 от 25.04.2023

59RS0005-01-2022-005748-29

Судья Лепихина Н.В.

Дело № 2-1045/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Пермь Дело № 33-5646/2023

30 мая 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего Торжевской М.О.,

судей Заривчацкой Т.А., Бабиновой Н.А.,

при секретаре Рожковой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по частному представлению Прокурора города Перми, действующего в интересах Свириденко Марины Анатольевны, на определение судьи Орджоникидзевского районного суда города Перми от 03 марта 2023 года об оставлении заявления об установлении факта постоянного проживания на территории города Перми без рассмотрения.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителя заявителя прокурора Левыкиной Л. Л. (служебное удостоверение), судебная коллегия,

установила:

Прокурор города Перми обратился в суд в интересах Свириденко Марины Анатольевны с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории города Перми.

В обоснование требований указано, что Свириденко М.А. (до вступления в брак имевшая фамилию Ермонен) является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району от 09.01.2014 Свириденко М.А. принята на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, на основании договора от 21.05.2015 переведена на воспитание в приемную семью. С 2021 года по настоящее время Свириденко М.А. проживает и планирует проживать на территории города Перми. Для включения Свириденко М.А. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края, сформированный по городу Перми, необходимо установить факт ее проживания на территории города Перми

В судебном заседании старший помощник прокурора Иванова А.А. на требованиях настаивала, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении, пояснила, что Свириденко М.А. состоит на учете в Свердловской области, как нуждающаяся в жилом помещении.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.Перми не явился, извещены, представили отзыв, в котором указывают, что требования заявителя могут быть удовлетворены при достаточных доказательствах, подтверждающих, что проживание на территории г.Перми с октября 2021 не обусловлено временным нахождением (получением образования в учебном заведении, срочный (временный) трудовой договор и т.д.).

Представитель заинтересованного лица Управление жилищных отношений администрации г.Перми не явился, представлен отзыв аналогичный отзыву администрации г.Перми.

Определением от 03.03.2023 заявление оставлено без рассмотрения, разъяснено право на разрешение спора в порядке искового производства.

В частном представлении Прокурор города Перми, действующий в интересах Свириденко М.А., просит определение отменить, приводя доводы о том, что спор о праве на предоставление Свириденко М.А. бесплатного жилья по договору найма специализированного жилого помещения в городе Перми отсутствует, поскольку право Свириденко М.А. на меру государственной поддержки в виде бесплатного предоставления жилья по договору найма специализированного жилого помещения. Установление факта постоянного проживания на территории города Перми необходимо Свириденко М.А. для подтверждения смены места жительства на город Пермь с целью дальнейшего обращения в Управление жилищных отношений Администрации города Перми для включения её в список в данном муниципальном образовании.

Возражения на частное представление не поступили.

На заседании судебной коллегии представитель заявителя доводы частного представления поддержала.

Проверив законность и обоснованность определения, судебная коллегия считает его подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм процессуального права.

Как следует из материалов дела, Свириденко М.А. принята на учет Приказом Управления социальной политики Министерства социального политики Свердловской области по Шалинскому району от 09.01.2014 № 10-1 для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения. С 2021 года по настоящее время Свириденко М.А. проживает на территории города Перми, 24.05.2022 вступила в брак со Свириденко Т.К.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗустановлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 указанного постановления правительства РФ, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

В Пермском крае полномочия по ведению соответствующих списков и обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, либо детей, оставшихся без обеспечения родителей, осуществляют органы местного самоуправления муниципального или городского округа Пермского края, в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п. Абзацем 4 пункта 1.4 данного постановления, жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального или городского округа.

Согласно пункту 23 Правил, при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.

Пунктом 24 Правил содержится перечень документов, предоставляемых вместе с заявлением об исключении из списка в одном субъекте РФ и включении в список по новому месту жительства, согласно которому заявитель, в том числе, должен представить сведения о субъекте Российской Федерации, в котором дети-сироты, дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот включены в список (по прежнему месту жительства); сведения о месте проживания; сведения о регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания (при наличии).

Как следует из материалов дела, Свириденко М.А. с заявлением о включении ее в список по новому месту жительства на территории г.Перми не обращалась, ее право состоять на учете с целью обеспечения жилым помещением не оспаривается, сведений об исключении ее из списков в Шалинском районе Свердловской области не имеется.

Установление факта проживания Свириденко М.А. на территории г. Перми необходимо ей для реализации права на включение в список с целью обеспечения жильем в качестве ребенка-сироты по новому месту жительства.

Таким образом, имеются все необходимые условия для рассмотрения заявления об установлении факта проживания на территории г. Перми в порядке статьи 264 ГПК РФ.

Вывод суда о наличии спора о праве является неверным, основания для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренные частью 3 статьи 263 ГПК РФ, отсутствуют, в связи с чем, обжалуемое определение подлежит отмене, а дело направлению в суд первой инстанции для рассмотрения заявления по существу.

Руководствуясь статьями 199, 334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Определение Орджоникидзевского районного суда города Перми от 03 марта 2023 года отменить.

Дело направить в Орджоникидзевский районный суд города Перми для рассмотрения заявления Прокурора города Перми, действующего в интересах Свириденко Марины Анатольевны, об установлении факта, имеющего юридическое значение по существу.

Председательствующий: подпись

Судьи: подпись

В окончательном виде апелляционное определение изготовлено 02 июня 2023 года.

Копия верна

Судья Заривчацкая Т.А.

59RS0005-01-2022-005748-29

Судья Лепихина Н.В.

Дело № 2-1045/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Пермь Дело № 33-5646/2023

30 мая 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего Торжевской М.О.,

судей Заривчацкой Т.А., Бабиновой Н.А.,

при секретаре Рожковой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по частному представлению Прокурора города Перми, действующего в интересах Свириденко Марины Анатольевны, на определение судьи Орджоникидзевского районного суда города Перми от 03 марта 2023 года об оставлении заявления об установлении факта постоянного проживания на территории города Перми без рассмотрения.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителя заявителя прокурора Левыкиной Л. Л. (служебное удостоверение), судебная коллегия,

установила:

Прокурор города Перми обратился в суд в интересах Свириденко Марины Анатольевны с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории города Перми.

В обоснование требований указано, что Свириденко М.А. (до вступления в брак имевшая фамилию Ермонен) является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району от 09.01.2014 Свириденко М.А. принята на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, на основании договора от 21.05.2015 переведена на воспитание в приемную семью. С 2021 года по настоящее время Свириденко М.А. проживает и планирует проживать на территории города Перми. Для включения Свириденко М.А. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края, сформированный по городу Перми, необходимо установить факт ее проживания на территории города Перми

В судебном заседании старший помощник прокурора Иванова А.А. на требованиях настаивала, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении, пояснила, что Свириденко М.А. состоит на учете в Свердловской области, как нуждающаяся в жилом помещении.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.Перми не явился, извещены, представили отзыв, в котором указывают, что требования заявителя могут быть удовлетворены при достаточных доказательствах, подтверждающих, что проживание на территории г.Перми с октября 2021 не обусловлено временным нахождением (получением образования в учебном заведении, срочный (временный) трудовой договор и т.д.).

Представитель заинтересованного лица Управление жилищных отношений администрации г.Перми не явился, представлен отзыв аналогичный отзыву администрации г.Перми.

Определением от 03.03.2023 заявление оставлено без рассмотрения, разъяснено право на разрешение спора в порядке искового производства.

В частном представлении Прокурор города Перми, действующий в интересах Свириденко М.А., просит определение отменить, приводя доводы о том, что спор о праве на предоставление Свириденко М.А. бесплатного жилья по договору найма специализированного жилого помещения в городе Перми отсутствует, поскольку право Свириденко М.А. на меру государственной поддержки в виде бесплатного предоставления жилья по договору найма специализированного жилого помещения. Установление факта постоянного проживания на территории города Перми необходимо Свириденко М.А. для подтверждения смены места жительства на город Пермь с целью дальнейшего обращения в Управление жилищных отношений Администрации города Перми для включения её в список в данном муниципальном образовании.

Возражения на частное представление не поступили.

На заседании судебной коллегии представитель заявителя доводы частного представления поддержала.

Проверив законность и обоснованность определения, судебная коллегия считает его подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм процессуального права.

Как следует из материалов дела, Свириденко М.А. принята на учет Приказом Управления социальной политики Министерства социального политики Свердловской области по Шалинскому району от 09.01.2014 № 10-1 для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения. С 2021 года по настоящее время Свириденко М.А. проживает на территории города Перми, 24.05.2022 вступила в брак со Свириденко Т.К.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗустановлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 указанного постановления правительства РФ, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

В Пермском крае полномочия по ведению соответствующих списков и обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, либо детей, оставшихся без обеспечения родителей, осуществляют органы местного самоуправления муниципального или городского округа Пермского края, в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п. Абзацем 4 пункта 1.4 данного постановления, жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального или городского округа.

Согласно пункту 23 Правил, при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.

Пунктом 24 Правил содержится перечень документов, предоставляемых вместе с заявлением об исключении из списка в одном субъекте РФ и включении в список по новому месту жительства, согласно которому заявитель, в том числе, должен представить сведения о субъекте Российской Федерации, в котором дети-сироты, дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот включены в список (по прежнему месту жительства); сведения о месте проживания; сведения о регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания (при наличии).

Как следует из материалов дела, Свириденко М.А. с заявлением о включении ее в список по новому месту жительства на территории г.Перми не обращалась, ее право состоять на учете с целью обеспечения жилым помещением не оспаривается, сведений об исключении ее из списков в Шалинском районе Свердловской области не имеется.

Установление факта проживания Свириденко М.А. на территории г. Перми необходимо ей для реализации права на включение в список с целью обеспечения жильем в качестве ребенка-сироты по новому месту жительства.

Таким образом, имеются все необходимые условия для рассмотрения заявления об установлении факта проживания на территории г. Перми в порядке статьи 264 ГПК РФ.

Вывод суда о наличии спора о праве является неверным, основания для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренные частью 3 статьи 263 ГПК РФ, отсутствуют, в связи с чем, обжалуемое определение подлежит отмене, а дело направлению в суд первой инстанции для рассмотрения заявления по существу.

Руководствуясь статьями 199, 334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Определение Орджоникидзевского районного суда города Перми от 03 марта 2023 года отменить.

Дело направить в Орджоникидзевский районный суд города Перми для рассмотрения заявления Прокурора города Перми, действующего в интересах Свириденко Марины Анатольевны, об установлении факта, имеющего юридическое значение по существу.

Председательствующий: подпись

Судьи: подпись

В окончательном виде апелляционное определение изготовлено 02 июня 2023 года.

Копия верна

Судья Заривчацкая Т.А.

33-5646/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
25.04.2023Передача дела судье
30.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2023Передано в экспедицию
30.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее