Решение по делу № 2-129/2024 (2-690/2023;) от 13.12.2023

         Дело № 2-129/2024

                 24RS0003-01-2023-001278-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Балахта 08 февраля 2024 года

Балахтинский районный суд Красноярского края

В составе: председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,

С участием помощника прокурора Балахтинского района Дядиной А.В.

при секретаре Ивашиной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Еловского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку не позднее 6 месяцев после вступления решения в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Балахтинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Еловского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку не позднее 6 месяцев после вступления решения в законную силу, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения администрацией Еловского сельсовета Балахтинского района законодательства об отходах производства и потребления. Руководствуясь положениями ст. 1, 7 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 42 Земельного Кодекса РФ, ч.1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2022 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среда», а так же Правил противопожарного режима в РФ, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479 территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, что так же следует из ч.1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам, что указано в ч.1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п.п.1, 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В силу положений ст. 210 ГК РФ, п.3, 7.1, 9, 14 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии с Уставом Еловского сельсовета Балахтинского района к вопросам местного значения относится участие в предупреждение и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. В ходе проведения проверки прокуратурой Балахтинского района установлено, что на земельном участке на территории Еловского сельсовета, Балахтинского района имеющим координаты 55,53424о С, 91,45061о В относящемуся к землям населенных пунктов, имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, на которой складированы различного вида отходы, а именно в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённым Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242: отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий (4 01000 00 00 0), продукция из древесины, утратившая потребительские свойства (4 04 000 00 00 0), отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (1 52 110 01 21 5), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (1 54 110 01 21 5), отходы мебели из разнородных материалов (4 92 111 81 52 4), зола, шлаки. Обследование земельных участков показало, что твердого покрытия, обустроенного в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями под навалами из отходов не имеется, отходы размещены прямо на поверхности земельных участков. Таким образом, администрацией Еловского сельсовета Балахтинского района вопреки требованиям вышеперечисленного законодательства в границах указанных земельных участков не произведена своевременная уборка мусора. С учетом объема отходов, их высоты, велика вероятность возникновения чрезвычайной ситуации в результате пожара и распределения огня с земельного участка на близлежащие строения и земельные участки. В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции РФ ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право в первую очередь обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства. Непринятие мер по очистке территории земельных участков от отходов производства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении интересов неопределенного круга лиц в сферах пожарной безопасности, законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства и благополучия территории, охраны окружающей среды. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор просит суд возложить обязанность на администрацию Еловского сельсовета Балахтинского района Красноярского края ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке на территории Еловского сельсовета Балахтинского района имеющей координаты 55,53424о С, 91,45061о В, относящимся к землям населенных пунктов, не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца помощник прокурора Балахтинского района Дядина А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, не возражала о рассмотрении дела в порядке заочного судопроизводства.

Представитель ответчика Глава администрации Еловского сельсовета в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, путем направления судебной повести, об уважительности причины неявки суду не сообщил, об отложении дела слушанием не просил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.

    В силу ст.233 ГПК РФ с согласия представителя истца суд рассматривает настоящее дело в порядке заочного производства

Выслушав сторону, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
    В соответствии с ч. 1 ст.8 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

    Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Согласно п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, что следует из ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В силу п.п. 1., 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.

Согласно п. 2.11 СанПиН 2.1.7.3350-19 обращение с отходами должно осуществляться на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов. Не допускается вывозить и сбрасывать отходы в места, не предназначенные для указанных целей, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания.

Согласно п. 3.2., 4.4. СанПиН 3.5.2.3472-17 органы местного самоуправления обеспечивают организацию и проведение благоустройства территории населенного пункта, своевременный вывоз твердых бытовых отходов, очистку от мусора и растительности пустырей. Не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора.

Как следует из статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Как следует из п.п. 67, 69 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. На территориях общего пользования городских и сельских поселений, на; территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.

    В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, согласно решения прокурора Балахтинского района Красноярского края от 08.11.2023 года проведена проверка в отношении администрации Еловского сельсовета Балахтинского района, с целью обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты охраняемых законом интересов общества и государства. Предмет проверки: соблюдение требований Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» о пожарной безопасности, отходов потребления. Срок проведения проверки 30 дней, о чем уведомлена администрация Еловского сельсовета ( л.д.20).

Согласно акта осмотра от 08.11.2023 года и фототаблицей помощника прокурора Дядиной А.В. выявлено на территории Еловского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, имеющем координаты 55,53424о С, 91,45061о В допускается сброс отходов в место не предназначенное для размещения отходов, то есть расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, состоящая из скоплений пластиковой тары, картона, упаковочного материала, стеклянных и пластиковых бутылок, бытового мусора ( л.д. 8,9, 21-23).

Согласно информации Еловского сельсовета от 21.12.2023 года № 165 земельный участок с координатами 55,53424о С, 91,45061о В находится на окраине с. Еловка на первом километре по дороге в сторону д. Трясучая, Балахтинского района ( л.д. 16).

Удовлетворяя требования прокурора, суд мотивирует это тем, что ответчиком не представлено в судебное заседание доказательств ликвидации несанкционированной свалки. Вместе с тем действующим законодательством к вопросам местного значения отнесено организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и не принятие мер по очистке территорий от мусора и ликвидации несанкционированных свалок, негативно сказывается на состоянии окружающей среды и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Тем самым предполагается, что законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничении соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения. Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечёт применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом. Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. С учётом конкретных обстоятельств дела, позиции сторон, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда в части вышеуказанных требований в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.    

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Варыгина Р.С. - удовлетворить.

Обязать администрацию Еловского сельсовета Балахтинского района Красноярского края в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке на окраине с. Еловка на первом километре по дороге в сторону д. Трясучая, Балахтинского района на территории Еловского сельсовета Балахтинского района имеющей координаты 55,53424о С, 91,45061о В, не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

    Разъяснить ответчику право подать в Балахтинский районный суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.

    Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

    Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:                                    

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2024 года

2-129/2024 (2-690/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Балахтинского района
Ответчики
Администрация Еловского сельсовета
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Хафизова Юлия Владимировна
Дело на странице суда
balahta.krk.sudrf.ru
13.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2023Передача материалов судье
15.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2024Подготовка дела (собеседование)
25.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2024Судебное заседание
14.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее