УИД 34RS0004-01-2020-002111-43 Административное дело № 2а-1324/2020
Судья Лымарев В.И. Дело № 33а-954/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 18 февраля 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Тертышной В.В., Камышниковой Н.М.
при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 11 по Волгоградской области к Ильичевой И.С. о взыскании страховых взносов, обязательных платежей и санкций
по апелляционной жалобе административного ответчика Ильичевой И.С.
на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 23 июня 2020г.,
которым постановлено:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Волгоградской области к Ильичевой И.С. о взыскании страховых взносов, обязательных платежей и санкций – удовлетворить.
Взыскать с Ильичевой И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу МИ ФНС РФ № 11 по Волгоградской области задолженность по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды до 1 января 2017 года в сумме 2122,57 рублей, пени в сумме 869,53 рублей, задолженность по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды с 1 января 2017 г. в сумме 10430 рублей, пени 381,29 рублей, задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 1 января 2017 г. в сумме 49945 рублей, пени 1943,78 рублей, а всего 65692 (шестьдесят пять тысяч, шестьсот девяноста два) рубля 17 копеек.
Взыскать с Ильичевой И.С. в доход бюджета муниципального образования город-герой Волгоград государственную пошлину в сумме 2171 (две тысячи, сто семьдесят один) рубль.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 11 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском, в обоснование требований указала, что Ильичева И.С. является плательщиком страховых взносов и обязана в установленный законом срок оплачивать страховые взносы. В связи с их неуплатой у Ильичевой И.С. возникла задолженность, на которую начислены пени.
Просила взыскать задолженность по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды до 1 января 2017 г. в сумме 2122,57 рублей, пени в сумме 869,53 рублей, задолженность по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды с 1 января 2017 г. в сумме 10430 рублей, пени 381,29 рублей, задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 1 января 2017 г. в сумме 49945 рублей, пени 1943,78 рублей, а всего 65692 рубля 17 копеек.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Ильичева И.С. оспаривает законность и обоснованность решения суда. Указывает, что статус адвоката ею прекращен 22 июля 2016 г., в связи с чем обязанность по уплате страховых взносов за спорный период у нее отсутствует. Просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец Межрайонная ИФНС России № 11 по Волгоградской области указывает на законность принятого судом решения. Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов административного дела, удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что у налогоплательщика имеется вышеуказанная недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, возникшие за расчетные периоды как до 1 января 2017 г., так и с 1 января 2017 г.; административный ответчик Ильичева И.С. является плательщиком указанных налогов, обязана их уплачивать в установленные законом сроки; налоговый орган выполнил свои обязанности по уведомлению налогоплательщика, а также направлению ему требования об уплате налога, предусмотренные действующим налоговым законодательством; доказательств, подтверждающих факт уплаты суммы налога в установленные законом сроки, не представлено.
Судебная коллегия согласиться с выводами суда об удовлетворении заявленных требований не может, полагая, что они не соответствуют обстоятельствам дела, сделаны с нарушением норм материального права, а установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для административного дела, не доказаны.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате налога на имущество налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статьи 52, 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом, согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
При рассмотрении дела применительно к части 6 статьи 289 КАС РФ судом было установлено, что административный ответчик Ильичева И.С. является плательщиком страховых взносов, которые в установленный срок она не уплатила. В связи чем налогоплательщику были исчислены страховые взносы:
- на обязательное медицинское страхование за 2016 год в сумме 2122,57 рублей, со сроком уплаты 1 января 2017 г.;
- на обязательное медицинское страхование за 2017 год в сумме 4 590 рублей, со сроком уплаты 1 января 2018 г.;
- на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 23400 рублей, со сроком уплаты 1 января 2018 г.;
- на обязательное медицинское страхование за 2018 год в сумме 5 840 рублей, со сроком уплаты 1 января 2019 г.;
- на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 26 545 рублей, со сроком уплаты 1 января 2019 г. и направлены требования.
Срок уплаты последнего требования № 707657, направленном в адрес Ильичевой И.С., установлен до 11 февраля 2019 г.
Определением мирового судьи судебного участка №ДД.ММ.ГГГГ Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ г. отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ г. о взыскании с Ильичевой И.С. страховых взносов, указанных в настоящем споре.
Вместе с тем, срок обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа налоговой инспекцией был пропущен, поскольку заявление о вынесении судебного приказа подано мировому судье ДД.ММ.ГГГГ г., то есть за пределами шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Каких-либо подтверждений тому, что при обращении к мировому судье налоговым органом заявлялось ходатайство о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительных причин его пропуска в материалах дела не содержится.
В соответствии со статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 статьи 44).
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенные по уважительной причине вышеозначенные сроки подачи заявлений о взыскании обязательных платежей могут быть восстановлены судом.
При рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные положениями статьи 48 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Как уже указывалось выше, из представленных материалов следует, что Межрайонная ИФНС России № 11 по Волгоградской области обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании налога за пределами установленного срока, при этом ходатайство о восстановлении срока на подачу соответствующего заявления взыскателем не было заявлено.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением о взыскании страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионной и медицинское страхование за период, возникший начиная с 1 января 2017 г., налоговый орган не заявил ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюдения срока обращения в суд, уважительных причин пропуска установленного законом срока, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
В силу закона налоговый орган не освобожден от обязанности обращаться за судебным взысканием налоговой недоимки в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения действовать разумно и добросовестно, в том числе приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства уважительности их пропуска.
По убеждению судебной коллегии, причин и обстоятельств, объективно препятствовавших налоговому органу обратиться в суд с соблюдением всех последовательных сроков, установленных статьей 48 Налогового кодекса российской Федерации, административным истцом не приведено, а судебной коллегией не установлено.
Таким образом, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов (статья 57 Конституции Российской Федерации), оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с Ильичевой И.С. задолженности по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионной и медицинское страхование за период, начиная с 1 января 2017 г., в настоящем деле у суда не имелось; административным истцом без уважительных причин пропущен установленный налоговым законодательством срок обращения в суд с заявлением о взыскании налога.
Давая оценку выводу суда об удовлетворении требований административного истца о взыскании с Ильичевой И.С. страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 2122 рубля 57 копеек, пени в размере 869 рублей 53 копейки, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вышеприведенного закона установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Таким образом, заявленное требование о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 2122 рубля 57 копеек, пени в размере 869 рублей 53 копейки удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда, которое вышеизложенного не учитывает, не может быть признано законным и обоснованным; на основании пунктов 2 - 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления налогового органа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 23 июня 2020г.
отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 11 по Волгоградской области к Ильичевой И.С. о взыскании страховых взносов, обязательных платежей и санкций - отказать.
Председательствующий судья
Судьи