Решение по делу № 2а-1255/2020 от 03.07.2020

дело № 2а-1255/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 июля 2020 г.                          г. Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Дюльдиной А.И.,

при секретаре Стрелкове Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Челнавского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по внесению изменений в схемы водоснабжения и водоотведения в соответствие с действующим законодательством,

установил:

Прокурор Тамбовского района Тамбовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Челнавского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области о признании бездействия администрации Челнавского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, выразившегося в непринятии мер по приведению схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлениями от 27.12.2013 г. № 132 «Об утверждении схемы водоснабжения деревни 2-ая Малиновка Челнавского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области», от 18.09.2015 г. № 52А «Об утверждении схемы водоснабжения с. Селезни Тамбовского района Тамбовской области» в соответствие с действующим законодательством незаконным и об обязании администрации Челнавского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области внести изменения в схемы в соответствие с действующим законодательством, в срок до октября 2020 года (требования в окончательной форме).

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Тамбовского района Тамбовской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства о водоснабжении и водоотведении. В ходе проверки установлено, что схемы, утвержденные постановлениями администрации Челнавского сельсовета Тамбовского района от 27.12.2013 г. № 132 «Об утверждении схемы водоснабжения деревни 2-ая Малиновка Челнавского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области», от 18.09.2015 г. № 52А «Об утверждении схемы водоснабжения с. Селезни Тамбовского района Тамбовской области» не приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства и не содержат сведений, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 05.09.2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» (в редакции от 31.05.2019 г.), которое включает в себя, в том числе, Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения. В рамках проведенной проверки прокуратурой района в адрес главы администрации Челнавского сельсовета Тамбовского района внесено представление от 09.09.2019 г. об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении. В ходе дополнительной проверки по состоянию на 22.06.2020 г. установлено, что администрацией сельсовета изменения в схемы водоснабжения и водоотведения путем издания соответствующего постановления не внесены, на официальном сайте администрации сельсовета в информационно-коммуникационной сети Интернет не размещены. По мнению прокурора Тамбовского района незаконное бездействие органа местного самоуправления - администрации Челнавского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области нарушает гарантированные законом права граждан, проживающих на территории сельсовета, на приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.

В судебном заседании помощник прокурора Тамбовского района Тамбовской области Колмакова С.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснила, что о нарушении прав неопределенного круга лиц в связи с бездействием административного ответчика прокурору стало известно после получения сведений относительно исполнения ранее выданного предписания 22.06.2020 года от главы сельсовета. Находит разумным и достаточным срок для устранения допущенных нарушений до октября 2020 года, учитывая, что внесение изменений в схемы не потребует больших финансовых затрат.

Административным ответчиком администрацией Челнавского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области в лице главы сельсовета Л.Н. Петровой представлен письменный отзыв на заявленные требования, в котором указано, что в бюджет Челнавского сельсовета на 2020 год были заложены денежные средства в сумме 150 тыс. рублей на приведение схем водоснабжения с. Селезни и д. 2-я Малиновка в соответствие с действующим законодательством, что подтверждается выпиской из решения Челнавского сельского Совета народных депутатов от 26.12.2019 г. № 81 «О бюджете Челнавского сельсовета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». В настоящее время в связи со сложившейся ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 произошло резкое снижение налоговых поступлений, вследствие чего до настоящего времени схемы водоснабжения не приведены в соответствие с действующим законодательством. При поступлении денежных средств в бюджет сельсовета работа по внесению изменений в схемы водоснабжения будет проведена. В судебном заседании глава сельсовета Петрова Л.Н. доводы отзыва поддержала, пояснила, что признает заявленные административные исковые требования частично. Требование о приведении схем в соответствие с требованиями законодательства находит законными и обоснованными, при этом не согласна с тем, что прокурор усматривает незаконное бездействие администрации Челнавского сельсовета. Так, в течение всего периода времени с момента вынесения предписания администрация находилась в поиске подрядчика, планировалось заключить договор для корректировки схем в 2020 году, однако в связи с отсутствием достаточного финансирования сделать это не представилось возможным. В срок до октября 2020 года поступления денежных средств, необходимых для проведения работы по внесению изменений в схемы, не ожидается. Полагала, что, учитывая наличие перед сельсоветом иных задач по исполнению ранее вынесенных судом решений, требующих значительных финансовых затрат, целесообразно установить срок для исполнения решения не ранее второго квартала 2021 года.

Суд, выслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона к вопросам местного
значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-,
газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в
пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О
водоснабжении и водоотведени» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

В силу ст. 38 вышеуказанного Федерального закона развитие централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения
осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений
и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в
соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем
энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения.

Так, согласно п. 5 Требований схема водоснабжения поселения, городского округа включает в себя следующие разделы: а) технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа; б) направления развития централизованных систем водоснабжения; в) баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды; г) предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения; д) экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения; е) оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения; ж) плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения; з) перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.

Пункты 6-14 Требований раскрывают содержание указанных разделов.

Как следует из материалов дела Постановлениями администрации Челнавского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от 27.12.2013 г. № 132 «Об утверждении схемы водоснабжения деревни 2-ая Малиновка Челнавского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области», от 18.09.2015 г. № 52А «Об утверждении схемы водоснабжения с. Селезни Тамбовского района Тамбовской области» утверждены схемы водоснабжения и водоотведения указанных населенных пунктов.

При этом указанные схемы не содержат в себе указанных в п. 5 Требований разделов, а содержание схем не соответствует пунктам 6-14 Требований.

Указанные схемы являлись предметом проверки прокуратуры Тамбовского района в 2019 г. 09 сентября 2019 г. заместителем прокурора района Н.В. Фирсовой в адрес главы Челнавского сельсовета было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении, в котором было указано на несоответствие схем положениям Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», главе сельсовета было предложено незамедлительно рассмотреть представление и принять меры по приведению нормативно-правовых актов в соответствие с требованиями законодательства, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства.

08 октября 2019 г. главой сельсовета Л.Н. Петровой в адрес прокуратуры направлено сообщение, согласно которому приняты меры по приведению в соответствие схемы водоснабжения. За допущенные нарушения законодательства о водоснабжении и водоотведении главный бухгалтер администрации сельсовета Долгова Н.В. привлечена к дисциплинарной ответственности.

При этом доказательства того, что в период с октября 2019 г. по июнь 2020 г. администрацией Челнавского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области были приняты какие-либо меры для приведения схем водоснабжения и водоотведения в соответствие с требованиями законодательства, суду в ходе рассмотрения дела не представлены, не смотря на разъяснение судом положений ч.11 ст. 226 КАС РФ.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлен факт бездействия органа местного самоуправления в части приведения схем водоснабжения и водоотведения в соответствие с действующим законодательством. Указанное бездействие нарушает гарантированные законом права граждан, проживающих на территории сельсовета, на доступность горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, препятствует рациональному водопользованию, а также развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.

Довод администрации Челнавского сельсовета о том, что схемы не были приведены в соответствие с требованиями законодательства по причине отсутствия денежных средств не освобождает административного ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

Отклоняются судом и доводы административного ответчика о том, что до настоящего времени схемы не приведены в соответствие с действующим законодательством в связи со сложившейся ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г., применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

При этом следует иметь в виду, что отсутствие у должника необходимых денежных средств по общему правилу не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Однако если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 ГК РФ. Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения).

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Если обстоятельства непреодолимой силы носят временный характер, то сторона может быть освобождена от ответственности на разумный период, когда обстоятельства непреодолимой силы препятствуют исполнению обязательств стороны.

При этом, ссылаясь на сложившуюся ситуацию, административный ответчик не привел конкретных доводов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, повлекших неисполнение обязательства по внесению изменения в схемы водоснабжения и водоотведения, и не представил доказательства наличия таких обстоятельств.

При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора Тамбовского района Тамбовской области подлежат удовлетворению.

Суд полагает возможным с учетом проведения всех необходимых процедур для исполнения решения суда предоставить административному ответчику срок до 1 октября 2020 года для приведения схемы водоснабжения и водоотведения в соответствие с действующим законодательством, с учетом того, что административный ответчик обязался исправить указанные недостатки в 2019 году. При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, административный ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в порядке ст. 358 КАС РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Тамбовского района Тамбовской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Челнавского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер по приведению схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением от 27 декабря 2013 г. № 132 «Об утверждении схемы водоснабжения д. 2-я Малиновка Тамбовского района Тамбовской области» и 18.09.2015 г. № 52 А «Об утверждении схемы водоснабжения с. Селезни Тамбовского района Тамбовской области» в соответствие с действующим законодательством.

Обязать администрацию Челнавского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области в срок до 1 октября 2020 года внести изменение в схемы водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлениями от 27 декабря 2013 г. № 132 «Об утверждении схемы водоснабжения д. 2-я Малиновка Тамбовского района Тамбовской области» и 18.09.2015 г. № 52 А «Об утверждении схемы водоснабжения с. Селезни Тамбовского района Тамбовской области» в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. N 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».

Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 13 августа 2020 года.

Судья                     А.И. Дюльдина

2а-1255/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Тамбовского района
Ответчики
администрация Челнавского сельсовета
Суд
Тамбовский районный суд Тамбовской области
Судья
Дюльдина Александра Ильинична
Дело на странице суда
sud22.tmb.sudrf.ru
03.07.2020Регистрация административного искового заявления
03.07.2020Передача материалов судье
11.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2020Подготовка дела (собеседование)
31.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2020Судебное заседание
31.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее