Решение по делу № 33а-5329/2021 от 28.06.2021

Судья Яркович Н.Г.                         Дело № 33а-5329/2021

УИД 22RS0011-02-2020-002989-04

№ 2а-85/2021 (в суде 1 инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 августа 2021 года                                  г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Копцевой Г.В., Титовой В.В.,

при секретаре Семеновой Е.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 16 марта 2021 года по административному делу по административному иску Л. к Администрации города Рубцовска Алтайского края о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку.

Заслушав доклад судьи Котликовой О.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Рубцовска Алтайского края, в котором просил обязать административного ответчика:

оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов напротив жилого дома <адрес>, а именно, обеспечить бетонированное или асфальтированное покрытие, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений, обеспечить освещение площадки в темное время суток;

установить стенд с нанесением на нем информации способом, обеспечивающим ее механическую стойкость о лице, на которое возложена ответственность за состояние, содержание контейнеров (бункеров) накопления отходов; контактном номере телефона указанного лица; номере контейнерной и/или бункерной площадки, где размещен контейнер(ы) и/или бункер(ы); графике вывоза отходов; виде отходов, которые подлежат помещению в данный контейнер и/или бункер; адреса жилых домов, жители которых эксплуатируют данную контейнерную и/или бункерную площадку; наименование индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые пользуются данной контейнерной и/или бункерной площадкой; наименование специализированной организации, осуществляющей вывоз отходов из контейнера с указанием юридического адреса и контактного номера телефона;

обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края обеспечить ежедневную уборку земельного участка на котором расположена контейнерная площадка напротив жилого дома <адрес>.

В обоснование требований указано, что Л. является собственником квартиры <адрес>. Администрация города Рубцовска является собственником земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка напротив дома <адрес>. На площадке установлено 3 контейнера для сбора мусора, территория, на которой расположена контейнерная площадка, имеет ограждение бетонным частично разрушенным забором, мусорные баки (контейнеры) переполнены. Кроме того, вне контейнеров находятся отходы (пластиковые бутылки, упаковки от пищевых продуктов, полиэтиленовые пакеты с пищевыми отходами, картонные коробки, елки) - свалка мусора размером примерно 10х20 м. На контейнерной площадке отсутствует асфальтирование, не обеспечено освещение подъезда к месту установки контейнеров. Кустарниковые насаждения вокруг площадки отсутствуют. Администрация города Рубцовска Алтайского края должна оборудовать место для сбора мусора и бытовых отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «ВторГеоРесурс».

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ на Администрацию г. Рубцовска Алтайского края возложена обязанность оборудовать контейнерную площадку для сбора мусора и бытовых отходов, по адресу: <адрес>, а именно, осуществить следующие работы:

восстановление вертикальности левой плиты длинной стороны исследуемой контейнерной площадки;

замена правой боковой плиты, поврежденной (обломленной) по диагонали;

устройство по периметру исследуемой контейнерной площадки ограждения из зеленых насаждений (кустарников);

устройство бетонного или асфальтобетонного покрытия исследуемой контейнерной площадки;

установка железобетонных или стальных опор в количестве 1 шт.;

монтаж светильника СДО-5-10 (потребляемая мощность - 10 Вт, световой поток - 800 лм) или светильника с подобными характеристиками, позволяющими выполнить требования о горизонтальной освещенности на уровне земли, на опоре в количестве 1 шт.;

соединить смонтированный светильник и точку подключения кабелем марки ВБбШв 3x1,5, 0,6 кВ на открытом воздухе или в траншее (глубина заложения 0,7 м).

Точка подключения указанного светильника должна быть определена путем согласования между организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами <адрес>, администрацией города Рубцовска Алтайского края и энергоснабжающей организацией.

На Администрацию г. Рубцовска Алтайского края возложена обязанность обеспечить размещение на данной контейнерной площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки.

Установить срок исполнения до 1 июня 2021 года.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе Администрация г. Рубцовска Алтайского края просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать. В обоснование жалобы указано, что в соответствии с постановлением Администрации города Рубцовска от ДД.ММ.ГГ *** многоквартирный дом, жители которого осуществляли складирование ТКО на спорной контейнерной площадке, был исключен из реестра мест (площадок) накопления ТКО г. Рубцовска в связи с отсутствием согласования пользования контейнерной площадкой управляющей компанией. Администрация города Рубцовска не является лицом, ответственным за содержание контейнерных площадок, какого-либо договора на оказание услуг по обращению ТКО с потребителями не заключала, в связи с чем не обязана размещать информацию на контейнерной площадке. Обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов, находящихся в управлении, действующим законодательством возложена на управляющие организации. Аналогичная позиция изложена в решении Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, которая оставлена судом первой инстанции без внимания. В данном случае дом по <адрес>, обслуживает ООО «Управляющая компания «Легион», которая взимает плату за содержание места (площадки) накопления ТКО в соответствии с санитарными нормами. Эксперт в своем заключении *** ссылается на санитарные нормы и правила, которые утратили силу, в решении суд первой инстанции основывает на них свои выводы. Резолютивная часть оспариваемого решения не содержит ссылки о частичном удовлетворении заявленных требований, а аналогичное дело № 2а-2588/2020, рассмотренное Рубцовским городским судом, апелляционным определением Алтайского краевого суда направлено на новое рассмотрение.

В письменных возражениях представитель истца С. просит об оставлении решения суда без изменения.

Рассмотрев дело в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя администрации города Рубцовска Р., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя истца С., возражавшего против отмены решения, допросив эксперта К., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (нарушение или неправильное применение норм материального права).

Согласно пунктам 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 2 статьи 24.6 приведенного Федерального закона накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, вступившим в силу с 01 января 2019 года, утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

В силу положений пунктов 2 и 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Из содержания пункта 10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 24 июля 2017 года № 272, следует, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления ТКО.

Места (площадки) накопления ТКО создаются и содержатся органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Лицо, ответственное за содержание мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования ТКО, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок (пункт 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, пункт 10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края).

Как следует из материалов дела, Л. является собственником квартиры <адрес>.

Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО г. Рубцовска, размещенному на официальном сайте Администрации города Рубцовска, собственником контейнерной площадки по адресу: <адрес>.

Данная контейнерная площадка, как установлено из пояснений эксперта ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» К. и представленной им выписки из публичной кадастровой карты, расположена напротив многоквартирного жилого дома <адрес> на землях общего пользования, т.е. на территории, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном доме.

Согласно заключению эксперта *** от ДД.ММ.ГГ, составленному экспертами ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» К. и П., указанная контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов не соответствует требованиям действующих строительных и санитарных норм и правил, а именно:

конструкция ограждения исследуемой контейнерной площадки частично нарушает требования пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 3.7.4 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», «Рекомендаций по выбору методов и организации удаления бытовых отходов» (левая плита длинной стороны исследуемой контейнерной площадки отклонена от вертикали, правая боковая плита повреждена (обломлена) по диагонали; какие либо зеленые насаждения (кустарники) по периметру исследуемой контейнерной площадки отсутствуют, требуется их наличие);

конструкция покрытия исследуемой контейнерной площадки нарушает требования пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 3.7.4 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», пункта 7.7 ГОСТ Р 56195-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», пункта 2.13 «Правила благоустройства города Рубцовска», «Рекомендаций по выбору методов и организации удаления бытовых отходов» (какое-либо покрытие исследуемой контейнерной площадки отсутствует, требуется ровное водонепроницаемое (бетонное или асфальтобетонное) покрытие);

освещение исследуемой контейнерной площадки нарушает требования пункта 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 7.5.4.1 СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*», пункта 3.7.1 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (какое-либо освещение исследуемой контейнерной площадки отсутствует, требуется его наличие, требуемая средняя горизонтальная освещенность
на покрытии - не менее 2,0 лк).

Для приведения исследуемой контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, расположенной напротив многоквартирного жилого дома <адрес>, в соответствие с требованиями действующих строительных и санитарных норм и правил необходимо выполнить следующие работы:

восстановление вертикальности левой плиты длинной стороны исследуемой контейнерной площадки;

замена правой боковой плиты, поврежденной (обломленной) по диагонали;

устройство по периметру исследуемой контейнерной площадки ограждения из зеленых насаждений (кустарников);

устройство бетонного или асфальтобетонного покрытия исследуемой контейнерной площадки;

установка железобетонных или стальных опор в количестве 1 шт.;

монтаж светильника СДО-5-10 (потребляемая мощность - 10 Вт, световой поток - 800 лм) или светильника с подобными характеристиками, позволяющими выполнить требования о горизонтальной освещенности на уровне земли, на опоре в количестве 1 шт.;

соединить смонтированный светильник и точку подключения кабелем марки ВБбШв 3x1,5, 0,6 кВ на открытом воздухе или в траншее (глубина заложения 0,7 м).

Точка подключения указанного светильника должна быть определена путем согласования между организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами <адрес>, Администрацией города Рубцовска Алтайского края и энергоснабжающей организацией.

Проанализировав приведенные выше нормы и обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска и возложении на администрацию обязанности проведения работ по обустройству контейнерной площадки исходя из требований санитарных правил и норм, поскольку соответствующие требования, согласно выводам экспертов, на спорной контейнерной площадке не соблюдены.

Вопреки доводам жалобы, в рассматриваемом случае обустройство места (площадки) накопления ТКО в соответствии с требованиями законодательства правомерно возложено на Администрацию города Рубцовска.

Доводы административного ответчика о том, что постановлением Администрации города Рубцовска от 14 января 2021 года № 37 многоквартирный дом, жители которого осуществляли складирование ТКО на спорной контейнерной площадке, был исключен из реестра мест (площадок) накопления ТКО г. Рубцовска в связи с отсутствием согласования пользования контейнерной площадкой управляющей компанией, были оценены судом первой инстанции и правомерно отклонены. Исключение жилого дома из реестра мест накопления ТКО не освобождает администрацию от исполнения соответствующей обязанности по оборудованию места (площадки) накопления ТКО. Данный факт не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований. В отсутствие иной контейнерной площадки жители указанного жилого дома продолжают пользоваться этой контейнерной площадкой.

Утверждение в жалобе о том, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве ответчика ООО «УК «Легион», которое обслуживает дом по <адрес>, не может быть принято, поскольку из положений статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2 и 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 следует, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания тех мест (площадок) накопления ТКО, которые расположены на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. По данному делу установлено, что спорная контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов расположена на землях общего пользования муниципального образования – город Рубцовск.

Ссылка в жалобе на апелляционное определение, принятое по ранее рассмотренному делу по аналогичным требованиям, подлежит отклонению ввиду того, что данный судебный акт не имеет преюдициального значения для рассмотрения заявленных административных требований.

Довод о том, что в нарушение требований пункта 1 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации резолютивная часть решения суда не содержит выводов об удовлетворении административного иска полностью или в части, либо об отказе в удовлетворении иска, не может повлечь отмену решения, поскольку из содержания его резолютивной части следует, что заявленные требования разрешены и удовлетворены судом частично, при этом какого-либо двоякого толкования выводов суда не усматривается.

Вместе с тем при принятии решения судом оставлено без внимания, что на момент рассмотрения дела (16 марта 2021 года) СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» утратили силу в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача России от 04 декабря 2020 года № 42 «О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов СССР» и Постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1631 «Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора» соответственно.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 (зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 года № 62297) утверждены и введены в действие с 01 марта 2021 года санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно пункту 3 данных санитарных правил и норм контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Следовательно, с 01 марта 2021 года обязательное устройство по периметру контейнерной площадки ограждения из зеленых насаждений (кустарников) санитарными правилами не предусмотрено.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (МДК 2-03.2003), на которые имеется ссылка в заключении эксперта, в пункте 3.7.4 не содержат требований об обязательном размещении вокруг площадки кустарниковых насаждений, а лишь допускают такую возможность.

При таких обстоятельствах судом на административного ответчика не могла быть возложена обязанность осуществить устройство по периметру контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов ограждения из зеленых насаждений (кустарников). Решение суда в этой части нельзя признать законным и следует отменить.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в части возложения на Администрацию города Рубцовска обязанности осуществить устройство по периметру контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, расположенной напротив многоквартирного жилого дома № 2 по ул. Мира в г. Рубцовске, ограждения из зеленых насаждений (кустарников) с принятием по делу в данной части нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 16 марта 2021 года отменить в части возложения на Администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанности осуществить устройство по периметру контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, расположенной напротив многоквартирного жилого дома <адрес>, ограждения из зеленых насаждений (кустарников).

Принять по делу в данной части новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Уточнить абзац 4 резолютивной части решения, установив срок исполнения до 30 октября 2021 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Рубцовска Алтайского края – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

33а-5329/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ломенков Александр Геннадьевич
Ответчики
Администрация г. Рубцовска Алтайского края
Другие
ООО УК "Светлова"
Соснов Евгений Анатольевич
Бакаев Сергей Викторович
ООО "ВторГеоРесурс"
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
04.08.2021Судебное заседание
13.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2021Передано в экспедицию
04.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее