25RS0033-01-2024-000515-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Черниговка 18 июля 2024 года
Черниговский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Патлай Ю.В.,
при помощнике судьи Шкодич Я.В.,
с участием представителя истца по доверенности – ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к администрации Черниговского муниципального округа о включении в состав наследственного имущества жилого дома,
установил:
ФИО3 обратилась в Черниговский районный суд Приморского края с исковым заявлением к ответчику, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать – ФИО2 В состав наследственного имущества, оставшегося после ее смерти, входит, в том числе, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом был приобретен у ФИО6 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Данный договор и право собственности на дом при жизни ФИО2 в установленном порядке зарегистрированы не были. Кроме того, в договоре отсутствует адрес купленного дома. При жизни ФИО2 зарегистрировала право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, на котором расположен дом. После смерти матери ФИО3 обратилась к нотариусу Черниговского нотариального округа <адрес> с заявлением о выдаче ей свидетельства о праве на наследство на имущество умершей матери, однако постановлением нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче свидетельства отказано, поскольку при жизни ее мать не оформила своего права собственности на жилой дом, истице рекомендовано обратиться в суд с заявлением о включении в состав наследственного имущества умершей ФИО2 жилого дома с надворными постройками.
В судебное заседание ФИО3 не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, предоставила заявление о возможности рассмотрения дела без ее участия, доводы искового заявления поддерживает.
В судебном заседании представитель ФИО3 по доверенности – ФИО10 на доводах искового заявления настаивал, просил исковые требования ФИО3 удовлетворить в полном объеме, пояснил при этом, что мать истицы – ФИО2 приобрела спорный жилой дом ДД.ММ.ГГГГ, однако в договоре купли-продажи отсутствует адрес, по которому располагается данный жилой дом. Кроме того, право собственности на жилой дом в установленном законом порядке не зарегистрировано. Жилом дом расположен на земельном участке по адресу: <адрес>, который принадлежал ФИО2 на праве собственности.
Представитель ответчика – администрации Черниговского муниципального округа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил ходатайство о возможности рассмотрения дела без его участия.
На основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии истицы и представителя ответчика.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО7 пояснил, что он проживает по адресу: <адрес>. В <адрес> с 1990 года проживала ФИО2, которая приобрела данный жилой дом у ФИО6 ФИО2 проживала в данном доме до смерти, никуда не выезжала. После смерти ФИО2 в наследство вступила ее дочь – ФИО3
На основании пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из повторного свидетельства о рождении ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серии № №, выданного Отделом записи актов гражданского состояния администрации Черниговского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что ее матерью является ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Свидетельством о заключении брака серии № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГСа Майкопского райисполкома ААО <адрес>, подтверждается заключение брака между ФИО9 и ФИО8, после заключения брака жене присвоена фамилия «ФИО11».
Согласно свидетельству о смерти серии № №, выданному Отделом ЗАГС администрации Черниговского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением нотариуса Черниговского нотариального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный № ФИО3 отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, рекомендовано в судебном порядке включить жилой дом в наследственную массу.
Из постановления нотариуса усматривается, что при подаче заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом с надворными постройками наследница предоставила правоустанавливающий документ – договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, который в установленном законом порядке зарегистрирован не был, поэтому право собственности на жилой дом с надворными постройками за умершим наследодателем не возникло.
Договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ФИО6 и ФИО2, подтверждается, что продавец продал, а покупатель купил домовладение, состоящее из жилого деревянного дома размером 7х8 м и надворные постройки. Указанное домовладение принадлежало продавцу на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию.
Согласно похозяйственных книг, за период с 1991 года по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> проживала и была зарегистрирована главой хозяйства ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги.
Уведомлением КГКУ «Управление землями и имуществом на территории <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что запись о праве собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствует.
На основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной главой администрации Снегуровского сельского поселения, за ФИО2 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:22170001:268, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно техническому плану здания от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № граница которого не установлена в соответствии с земельным законодательством, расположено здание с наименованием – индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 55,5 кв. м.
Таким образом, доказательствами, исследованными при рассмотрении дела по существу, подтверждается, что жилой дом по адресу: <адрес>, фактически при жизни принадлежал наследодателю ФИО2
Предметом наследования в данном случае является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю. Включение имущества в состав наследства обусловлено возникновением имущественных прав в отношении него при жизни наследодателя, который должен являться их носителем на день открытия наследства.
Законодателем предусмотрено, что в состав наследства могут входить лишь принадлежащие наследодателю ко дню смерти вещи. Такая принадлежность устанавливается в праве посредством правонаделения и может быть подтверждена соответствующими правоустанавливающими документами.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 8 Постановления от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Из материалов дела усматривается, что ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, наследственное имущество, оставшееся после ее смерти, составляет, в том числе, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Однако отсутствие у наследодателя правоустанавливающих документов на жилой дом не может влиять на права наследников после его смерти, поскольку в судебном заседании исследованы доказательства, предоставленные истцом, свидетельствующие о том, что на день открытия наследства наследодателю фактически на праве собственности принадлежал жилой дом по указанному выше адресу, однако при жизни наследодатель свое право собственности в установленном законом порядке не оформил, соответственно у суда имеются основания для включения его в наследственную массу.
Наличие права собственности на жилой дом у наследодателя ФИО2 является основанием для появления соответствующего права у ее наследника.
Поскольку истец после смерти матери является наследником по закону, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО3 и включении в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО2 жилого дома по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
исковое заявление ФИО3 к администрации Черниговского муниципального округа о включении жилого дома в состав наследственного имущества удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд Приморского края.
В окончательной форме решение принято 18 июля 2024 года.
Судья Ю.В. Патлай