дело № 2-3234/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2017 года | город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Шинкаренко В.В.,
с участием представителя заявителя – Зиборовой Ирины Владимировны, служебное удостоверение ТО № 236140 от 01.11.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Севастопольского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю, о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
транспортный прокурор города Севастополя обратился в суд с заявлением, в котором просит признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте http://obrazovanie-krima.com, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Заявление мотивировано тем, что Севастопольской транспортной прокуратурой в результате изучения информации, поступившей из Севастопольского ЛОП Крымского Линейного управления МВД России на транспорте, о размещении в сети Интернет сайтов, содержащих информацию о продаже дипломов, выявлены нарушения при исполнении законодательства об информации, информационных технологиях при распространении в сети Интернет информации.
Установлено, что сайт http://obrazovanie-krima.com предоставляет неопределенному кругу лиц информацию о возможности приобретения диплома любого года выпуска, любой квалификации и специальности, а также различных справок об образовании.
Посетителям вышеуказанного сайта (неопределенному кругу лиц) предоставляется возможность, позвонив по указанному на сайте номеру телефона, с доставкой в любой <адрес> и за ее пределы, купить диплом, а также иные указанные на сайте документы.
Вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.
Представитель заявителя в судебном заседании заявление поддержала по изложенным в нем основаниям и настаивала на его удовлетворении.
Заинтересованное лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного заседания извещено в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, направило отзыв, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частями 2, 4, 8 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно пунктам 2, 14, 23 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112 дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - организации), по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования (далее - образовательные программы).
На дипломе и приложении к нему проставляется печать организации на отведенном для нее месте в соответствии с образцом документа об образовании и о квалификации, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 1100 "Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним"
Бланки хранятся в организации как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру.
Пунктом 27 Порядка установлено, что диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, на основании решения государственной экзаменационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации.
Таким образом, диплом об образовании является официальным документом, имеющим степени защиты, изготавливается и выдается только аккредитованными в установленном порядке образовательными учреждениями лицам, завершившим обучение по образовательной программе и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию.
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов.
Совершение данных преступлений способствует правонарушениям в сфере государственной и муниципальной службы, поскольку использование поддельных документов об образовании обеспечивает доступ к службе, в том числе в корыстных целях, лиц, не имеющих соответствующего образования, чем нарушается принцип государственной и муниципальной службы, касающийся профессионализма и компетентности гражданских или муниципальных служащих.
В целях защиты основ конституционного строя, жизни и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства предусмотрена возможность ограничения доступа к информации.
Согласно статье 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных Федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения сайта в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, может являться вступившее в законную силу решение суда о признании распространяемой посредством сети «Интернет» информации запрещенной к распространению.
Согласно пункту 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Севастопольской транспортной прокуратурой в результате изучения информации, поступившей из Севастопольского ЛОП Крымского Линейного управления МВД России на транспорте, о размещении в сети Интернет сайтов, содержащих информацию о продаже дипломов, выявлены нарушения при исполнении законодательства об информации, информационных технологиях при распространении в сети Интернет информации.
Доступ к размещенной информации на интернет-странице http://obrazovanie-krima.com имеет неопределенный круг лиц.
В силу статей 3, 12 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» одной из гарантий государства в реализации права граждан на труд является содействие в подборе подходящей работы, которая в том числе соответствует профессиональной пригодности работника, и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
В статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Доступ к информации о возможности приобретения документов об образовании без прохождения обучения и итоговой аттестации негативно влияет на криминогенную ситуацию в регионе, на жизнь и здоровье населения, на авторитет органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушает права и законные интересы в сфере занятости и труда граждан, получивших образование, в том числе несовершеннолетних, круг которых определить невозможно, а также подрывает авторитет государства, гарантирующего соблюдение этих прав.
Одним из способов защиты гражданских прав в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что содержащаяся на интернет-странице http://obrazovanie-krima.com, информация о возможности приобретения документов об образовании без прохождения обучения и итоговой аттестации негативно влияет на криминогенную ситуацию в регионе, на жизнь и здоровье населения, на авторитет органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушает права и законные интересы в сфере занятости и труда граждан, получивших образование, в том числе несовершеннолетних, круг которых определить невозможно, а также подрывает авторитет государства, гарантирующего соблюдение этих прав.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать информацию, размещенную на интернет-странице http://obrazovanie-krima.com, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь статьями 194-198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет-странице http://obrazovanie-krima.com, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение суда является основанием для включения страницы сайта в сети «Интернет» - http://obrazovanie-krima.com в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято 18.12.2017.