Судья Цеханович М.К. |
№ 33а-1203/2022 (10RS0011-01-2022-004204-39) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 апреля 2022 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Соляникова Р.В., Колбасовой Н.А.
при ведении протокола помощником судьи Овсовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 марта 2022 г. по административному делу № 2а-2457/2022 по административному исковому заявлению МВД по Республике Карелия к Зетяну Г. С. о продлении срока пребывания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МВД по Республике Карелия обратилось с требованием о продлении Зетяну Г.С. срока пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия (далее также – ЦВСИГ МВД по Республике Карелия, специальное учреждение) по ранее принятому решению о реадмиссии до его исполнения, но не более чем на 3 месяца – до 10.06.2022 включительно, поскольку исполнить решение о реадмиссии не представляется возможным в связи с отменой рейсов авиасообщения со страной гражданской принадлежности Зетяна Г.С. – Республикой Армения.
Решением суда административный иск удовлетворен. Срок пребывания Зетяна Г.С. в ЦВСИГ МВД по Республике Карелия продлен до исполнения решения о реадмиссии, но не более чем на три месяца – до 10.06.2022 включительно.
С принятым судебным постановлением не согласен Зетян Г.С., в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что, по его мнению, он находится на территории Российской Федерации на законных основаниях в качестве участника государственной программы по добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Кроме того, ссылается на то, что в 2013 г. обращался с заявлением о получении гражданства Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу МВД по Республике Карелия выражает согласие с решением суда.
В заседании суда апелляционной инстанции Зетян Г.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил уменьшить срок пребывания в специальном учреждении по состоянию здоровья.
Представитель МВД по Республике Карелия Федотов Д.А. в заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражал, пояснил, что новое свидетельство о возвращении Зетяна Г.С. в Республику Армения выдано, авиабилеты для перелета в г.Ереван имеются в наличии на ближайшие дни, однако в связи с согласованием даты вылета Зетяна Г.С. с компетентными органами Республики Армения ранее 13.04.2022 осуществить реадмиссию не представляется возможным.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Лахтиной К.А., полагавшей решение суда подлежащим изменению, изучив материалы настоящего дела, а также материалы административного дела № 2а-1932/2022, учетного дела №190/9, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, Зетян Г.С., являющийся гражданином Республики Армения, осужден приговором Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 декабря 2014 г. по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, пп. «а» и «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ с применением ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказания к 8 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 12.12.2019 №6968-рн принято решение о нежелательности пребывания Зетяна Г.С. в Российской Федерации.
Решением УФСИН России по Республике Карелия от 28.12.2021 № 11/ТО-43-нв Зетяну Г.С. не разрешен въезд в Российскую Федерацию сроком на 10 лет после отбытия (исполнения) наказания до момента погашения судимости в соответствии с ч.3 ст. 86 УК РФ.
08.12.2021 МВД по Республике Карелия принято решение о депортации Зетяна Г.С., а 03.02.2022 – о его помещении в специальное учреждение.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 11 февраля 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 25 марта 2022 г., удовлетворены требования МВД по Республике Карелия о помещении Зетяна Г.С. в ЦВСИГ МВД по Республике Карелия на срок исполнения решения о реадмиссии, но не более чем на 1 месяц, то есть до 10.03.2022.
В рамках документирования Зетяна Г.С. МВД по Республике Карелия направлен запрос в Генеральное консульство Республики Армения в г. Санкт-Петербурге на оформление свидетельства на его возвращение в Республику Армения; выдано свидетельство о возвращении в Республику Армения № 00452102 сроком действия с 16.02.2022 по 18.03.2022.
Несмотря на приобретение авиабилета на рейс № 4621 авиакомпании «Северный ветер» на 09.03.2022 из г. Санкт-Петербурга до г. Еревана, решение о реадмиссии не исполнено, поскольку рейс был отменен.
10.03.2022 МВД по Республики Карелия обратилось в суд с настоящим административным иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, исходил из обязательности исполнения решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации и возможной угрозы общественному порядку, правам и интересам граждан со стороны иностранного гражданина, невозможности передачи административного ответчика государству его принадлежности.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции о необходимости продления срока пребывания в специальном учреждении, тем не менее, не может согласиться с испрашиваемым административным истцом сроком продления пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена обязанность уполномоченного органа в сфере миграции указать в административном исковом заявлении конкретный срок пребывания лица в специальном учреждении, а также привести мотивы целесообразности установления такого срока (часть 2 статьи 62, пункт 3 части 3 и часть 5 статьи 266 Кодекса).
Аналогичная обязанность процессуальным законом возлагается и на суд, который в своем решении должен определить и обосновать конкретный срок нахождения иностранного гражданина в специальном учреждении (часть 2 статьи 269 КАС РФ). При этом суд не связан доводами, изложенными в административном исковом заявлении, и вправе с учетом обстоятельств дела и личности административного ответчика установить более длительный или более короткий срок либо при отсутствии достаточных доказательств необходимости помещения лица в специальное учреждение или продления срока его содержания в таком учреждении отказать в удовлетворении требований уполномоченного органа (часть 1 статьи 84, часть 1 статьи 269 КАС РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) установлено, что в случае, если федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Согласно пунктам 6, 12 статьи 32.2 Федерального закона № 115-ФЗ содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи.
Иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, подлежит депортации в случае, если между Российской Федерацией и государством гражданской принадлежности либо постоянного или преимущественного проживания данного иностранного гражданина не имеется международного договора о реадмиссии.
Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона № 115-ФЗ содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
В целях исполнения указанных в абзаце первом настоящего пункта решений суда и должностных лиц федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его соответствующего территориального органа иностранные граждане доставляются в специальные учреждения.
Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или отмены соответствующего решения, до передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прекращения процедуры реадмиссии, до его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо до выдачи ему в порядке, предусмотренном статьей 5.2 настоящего Федерального закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации (пункт 4 статьи 35.1 Федерального закона № 115-ФЗ).
Таким образом, применение меры в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина и не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о реадмиссии, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.
При решении вопроса о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении суду первой инстанции необходимо учитывать длительность нахождения в таком учреждении, а также достаточность и эффективность мер, принимаемых уполномоченным органом для исполнения решения о реадмиссии.
Административный истец в тексте административного иска обосновал необходимость продления срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении на три месяца лишь фактом отмены рейса № 4621 авиакомпании «Северный ветер» на 09.03.2022 из г. Санкт-Петербурга до г. Еревана и истечением 10.03.2022 срока помещении Зетяна Г.С. в ЦВСИГ МВД по Республике Карелия. В ходе заседания суда первой инстанции представитель МВД по Республике Карелия заявил в качестве обоснования продления срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении на три месяца приостановку российскими авиакомпаниями перелетов в Республику Армения.
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.02.1998 № 6-П сформулировал правовую позицию, в силу которой из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и 3) вытекает, что задержание иностранного гражданина или лица без гражданства на срок, необходимый для выдворения за пределы Российской Федерации, не должно восприниматься как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении этого лица может затянуться вследствие того, что ни одно государство не соглашается его принять; в противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению исполнения постановления о выдворении лица за пределы Российской Федерации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 справке по результатам изучения практики рассмотрения судами дел о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении обращает внимание на то, что в случае, когда из обстоятельств дела следует, что лицо пребывает в специальном учреждении длительное время, уполномоченный орган не представляет сведений о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, отсутствуют данные о том, что административный ответчик может скрыться или уклониться от исполнения решения о депортации, представляется, что суд вправе отказать в удовлетворении административного искового заявления о продлении срока пребывания данного лица в специальном учреждении.
Как следует из материалов дела, на момент рассмотрения административного иска судом первой инстанции (10.03.2022) срок действия свидетельства о возвращении Зетяна Г.С. в Республику Армения не истек, однако авиаперелеты в Республику Армения российскими авиакомпаниями были временно приостановлены; в настоящее время выдано новое свидетельство о возвращении Зетяна Г.С. в Республику Армения (период действия с 29.03.2022 по 28.04.2022); согласно открытым данным агрегаторов продажи авиабилетов авиабилеты в Республику Армения имеются с вылетами из г.Москва и г. Санкт-Петербурга как на день рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, так и на ближайшие дни, что подтверждается и представителем МВД по Республике Карелия.
Таким образом, на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции никаких объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения о реадмиссии Зетяна Г.С. в самое ближайшее время, не имеется.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, срок пребывания Зетяна Г.С. в ЦВСИГ МВД по Республике Карелия после отмены рейса № 4621 авиакомпании «Северный ветер» на 09.03.2022 из г. Санкт-Петербурга до г. Еревана и истечения 10.03.2022 срока пребывания Зетяна Г.С. в ЦВСИГ МВД по Республике Карелия мог быть продлен лишь на период решения вопросов об иных способах передачи Зетяна Г.С. властям Республики Армения, а, в случае неразрешения данного вопроса до истечения срока действия свидетельства о возвращении в Зетяна Г.С. в Республику Армения, для получения нового свидетельства, что с учетом разумных сроков не может составлять три месяца.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Зетян Г.С. с заявлением о приеме в гражданство в компетентные органы ни ранее, ни в настоящий момент времени не обращался, доказательств обратного не имеется. Согласно информационным учетам, Зетян Г.С. 15.03.2013 обращался с заявлением о получении разрешения на временное проживание, в удовлетворении которого ему было отказано решением от 06.05.2013.
Также вопреки доводам апелляционной жалобы, Зетян Г.С. статуса участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в настоящее время не имеет, ранее выданное ему свидетельство СС № 00081947 от 05.12.2012 в силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 14.09.2012 № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» утратило силу 01.01.2015.
В соответствии с пунктом 5 статьи 35.1 Федерального закона № 115-ФЗ условия и порядок содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1306 (далее – Правила), при поступлении иностранного гражданина в специальное учреждение медицинским работником специального учреждения проводятся опрос и медицинский осмотр данного лица в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил.
Пунктами 18, 20 и 21 Правил предусмотрено, что иностранные граждане, поступающие в специальное учреждение, подлежат опросу и медицинскому осмотру (в том числе термометрия, осмотр кожных покровов, зева, осмотр на педикулез), которые проводятся медицинским работником специального учреждения с целью выявления иностранных граждан с подозрением на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, и больных, имеющих показания для госпитализации.
Оказание медицинской помощи иностранным гражданам, содержащимся в специальных учреждениях, осуществляется в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 № 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации».
Иностранным гражданам, содержащимся в специальных учреждениях и не нуждающимся в госпитализации, первичная медико-санитарная помощь предоставляется в специальном учреждении в амбулаторных условиях.
Из представленной по запросу суда апелляционной инстанции справки от 30.03.2022 следует, что Зетян Г.С. противопоказаний для нахождения в ЦВСИГ МВД по Республике Карелия не имеет, в госпитализации не нуждается, первичная медико-санитарная помощь ему оказывается.
С учетом указанных положений статьи 269 КАС РФ, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, обстоятельств дела, длительности пребывания Зетяна Г.С. в специальном учреждении, состояния здоровья (хронический парапроктит, неполный внутренний свищ), наличия неисполненного решения о реадмиссии, судебная коллегия полагает необходимым продлить срок пребывания Зетяна Г.С. в специальном учреждении до исполнения решения о реадмиссии, но не более чем на один месяц и десять дней, то есть по 20.04.2022 включительно.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 марта 2022г. по настоящему делу изменить. Продлить срок пребывания Зетяна Г. С., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия до исполнения решения о реадмиссии, но не более чем на один месяц десять дней, то есть по 20.04.2022 включительно.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи