Решение по делу № 2-1095/2020 от 03.03.2020

Дело № 2-1095/2020

УИД 74RS0038-01-2020-000511-04

                 РЕШЕНИЕ

             Именем Российской Федерации

21 декабря 2020 года                     с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Дуплякиной А.А.,

при ведении протокола помощником судьи Антоновой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Азбука Сервиса Челябинск» к Горшкову С.В. о признании недействительными решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, признании ничтожным договора управления многоквартирным домом,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Азбука Сервиса Челябинск» (далее – ООО «Азбука Сервиса») обратилось в суд с иском Горшкову С.В., в котором просит признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № АДРЕС, оформленное протоколом от 18 ноября 2019 года, признать ничтожным договора управления многоквартирным домом, утвержденным собственником в одностороннем порядке на общем собрании собственников, взыскать с ответчика судебные расходы на оплату государственной пошлины 6 000 рублей.

В обоснование иска указано, что истец является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом № АДРЕС, на основании договора управления, утвержденного на общем собрании собственников и оформленного протоколом от 01 декабря 2016 года. 21 ноября 2019 года в адрес истца поступил протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу утверждения размера платы: за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в указанном доме и утверждение нового договора управления в одностороннем порядке. Не согласившись с указанным протоколом, истцом 06 декабря 2019 года направлено мотивированное возражение инициаторам общего собрания. Принятое решение собрания нарушает требования законодательства. Пунктом 9 протокола утверждена структура и размер платы за услуги по управлению многоквартирным домом в размере 16,79 руб. за 1 кв.м от собственником помещений сроком на один год. Истцом в адрес собственников направлен расчет ежемесячной стоимости для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома № 22 по ул. Строительная для собственников помещений за 2019 год, согласно которому установлена экономически обоснованная стоимость единицы данной услуги в размере 18,61 руб. за 1 кв.м. Данный размер платы определен с учетом требований к составу работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, установленных Минимальным перечнем, фонда оплаты труда рабочих и служащих, применяемой управляющей организацией системы налогообложения и других требований действующего законодательства. Собственники помещений в многоквартирном доме № 22 по ул. Строительная на общем собрании в нарушение ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации утвердили экономически необоснованный размер платы за содержание и ремонт общего имущества в названном многоквартирном доме.

Представитель истца ООО «Азбука Сервиса» - Алентьева Т.А. в судебном заседании поддержала исковые требования.

Представитель ответчика Горшкова С.В. – Образцова В.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.

Ответчик Горшков В.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица администрации Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия, вынести решение на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Согласно статье 44.1 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством очно-заочного голосования.

Требования к организации и порядку проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме закреплены в статьях 44-48 Жилищного кодекса Российской Федерации, также главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ООО «Азбука Сервиса» с 12 ноября 2018 года является управляющей организацией многоквартирного дома № АДРЕС на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 01 декабря 2016 года (л.д. 49-52).

Решением годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № АДРЕС, проведенном в форме очно-заочного голосования 01 декабря 2016 года утвержден договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, составленного для ООО «Азбука Сервиса», утвержден размер платы за содержание жилого и ремонт жилого помещения, а также за содержание, ремонт, техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт мет общего пользования, общего имущества (нежилых помещений), соразмерно площади занимаемых помещений в размере, не ниже установленного органами местного самоуправления (л.д. 49-52).

В период с 27 октября 2019 года по 18 ноября 2019 года по инициативе Горшкова С.В. проведено собрание собственников помещений в многоквартирном доме № АДРЕС в очно - заочной форме, о чем составлен протокол № 1 от 18 ноября 2019 (л.д. 53-54).

На вышеуказанном собрании приняты следующие решения:

утверждена повестка собрания;

выбрана форма проведения общего собрания жилых помещений в многоквартирном доме в форме очно-заочного голосования;

избраны председатель, секретарь общего собрания собственников жилых помещений;

поручен подсчет голосов и подписание протокола общего собрания собственников председателю общего собрания и секретарю общего собрания;

утвержден совет дома;

управляющей компании ООО «Азбука Сервиса» запрещено распоряжаться и предоставлять третьим лицам в пользование общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме без согласия председателя совета многоквартирного дома;

председатель совета многоквартирного дома наделен полномочиями на согласование условий договоров об использовании общего имущества собственников многоквартирного дома без созыва общего собрания собственников;

утвержден размер платы за содержание жилого дома (без учета затрат на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД и платы за вывоз твердых бытовых отходов) с 01 декабря 2019 года в сумме 16,79 руб. за кв.м,

утвержден новый договор управления МКД, составленного для ООО «Азбука Сервиса» с 20 ноября 2019 года, определено место хранения копии протокола общего собрания и всех документов общего собрания – офис ООО «Азбука Сервиса».

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что в настоящее время начисляется плата за содержание жилого дома в сумме 17,77 руб. за кв.м., что соответствует тарифу, установленному постановлением администрации Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 27 декабря 2018 года № 175.

Согласно положениям статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.

В пункте 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации определено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

Платежи по содержанию общего имущества, обязанность по несению которых возлагается на всех собственников помещений, должны быть достаточными для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания помещения в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.

Плата за содержание и ремонт жилья должны позволять управляющей организации исполнять договор управления надлежащим образом, а произвольное уменьшение тарифа может привести к невозможности исполнения договора управления, неполноценному содержанию и ремонту общего имущества, а, следовательно, к неоказанию услуг, предусмотренных договором управления.

Таким образом, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не может быть произвольным, при его принятии должны учитываться предложения управляющей организации, содержащие экономическое обоснование, и установленный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен обеспечивать безопасное и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Изменение условий договора управления осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (пункт 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Жилищным кодексом Российской Федерации и иными подзаконными актами не предусмотрено каких-либо изъятий по одностороннему и самостоятельному изменению собственниками спорной платы и составляющих ее статей.

Между тем, при проведении оспариваемого собрания фактически собственниками многоквартирного дома в одностороннем порядке изменены условия договора управления в части определения платы за содержание и ремонт помещений, оказание услуг по управлению домом, что недопустимо в силу изложенных выше норм права и разъяснений по их применению.

Таким образом, собственники вправе обсуждать и устанавливать на общем собрании тариф за содержание жилого помещения исходя из особенностей дома, его потребностей и с обязательным учетом положений законодательства, устанавливающих минимальный перечень видов работ по обслуживанию общего имущества и их периодичности. Произвольное уменьшение тарифа приводит к невозможности исполнения договора управления, неполноценному содержанию и ремонту общего имущества, а, следовательно, приведению его в непригодное состояние, неоказанию услуг, предусмотренных договором управления.

Кроме того, пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, установлено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290 был утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.

Из анализа приведенных выше норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется собственниками с учетом предложений управляющей организации в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также безопасные для жизни и здоровья граждан условия проживания в таком доме.

Таким образом, учет предложений управляющей организации при утверждении размера платы за эти услуги является обязательным, установление размера платы за содержание жилого помещения не может носить произвольный характер, при его определении подлежат учету действующие нормативные акты, а также специфика конкретного многоквартирного дома, при этом объем учитываемых данных должен быть идентичен для каждого из домов.

Как указано представителем истца, экономически обоснованной является стоимость платы за содержание жилого помещения с учетом требований к составу работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества, установленных Минимальным перечнем, фонда оплаты труда рабочих и служащих, применяемых управляемой организацией системы налогообложения, в размере 18,61 руб.

Однако из протокола общего собрания собственников следует, что размер платы был принят собственниками произвольно, без его экономического обоснования и учета предложений управляющей организации, отклоненных без каких-либо мотивов.

Фактически установленный собственниками тариф в размере 16,79 руб. не учитывает положения законодательства, установлен в нарушение принципа соразмерности платы за содержание жилого помещения, размера обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, и перечня, объема и качества услуг и работ.

Доказательств того, что установление платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 16,79 руб. позволит осуществлять обслуживание многоквартирного дома, ответчики не представили.

Кроме того, пунктом 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491 в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность установлен принцип соразмерности платы за содержание жилого помещения, размера обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, и перечня, объема и качества услуг и работ.

Как разъяснено в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. При этом в силу разъяснений пункта 75 указанного постановления применительно к статьям 166, 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающая на публичные интересы.

На основании изложенного, учитывая, что решения, принятые на общем собрания от 19 ноября 2019 года признаны недействительными, суд приходит к выводу, что договор управления многоквартирным домом, утвержденный на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома 19 ноября 2019 года, является ничтожным, его условия не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Азбука Сервиса Челябинск» к Горшкову С.В. удовлетворить.     

Признать недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № АДРЕС, оформленное протоколом общего собрания от 18 ноября 2019 года без номера.

Признать ничтожным договор управления многоквартирным домом, утвержденный на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома № АДРЕС 18 ноября 2019 года.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1095/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Азбука Сервиса Челябинск"
Ответчики
Горшков Сергей Владимирович
Другие
Администрация Рощинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области
Главное управление "Государственная жилищная инспекция Челябинской области"
Суд
Сосновский районный суд Челябинской области
Судья
Дуплякина Анна Александровна
Дело на странице суда
sosn.chel.sudrf.ru
03.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2020Передача материалов судье
06.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Подготовка дела (собеседование)
01.04.2020Производство по делу приостановлено
14.07.2020Производство по делу возобновлено
14.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.07.2020Предварительное судебное заседание
24.08.2020Судебное заседание
02.11.2020Судебное заседание
11.11.2020Судебное заседание
21.12.2020Судебное заседание
14.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2021Дело оформлено
15.06.2021Дело передано в архив
21.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее