Дело № 70RS0004-01-2021-002553-64
2-2256/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2021 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Рой В.С.,
при секретаре Пшеничникове В.Е.,
с участием истца Раздольской Е.А., ее представителя Сальниковой Т.М.,
представителя ответчика Ивановой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Раздольской Евгении Александровне к муниципальному образованию «Город Томск», в лице администрации Города Томска о возложении обязанность предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение,
установил:
ФИО6 обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск», в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 66 кв.м, отвечающего санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, находящегося на территории муниципального образования «Город Томск».
В обоснование требований указано, что по состоянию здоровья она пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, а также правом на дополнительную площадь. Истец состоит на учете малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, а также включена в отдельный список граждан, страдающий тяжелой формой хронического заболевания. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Истец, ее представитель настаивали на удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований в виду отсутствия финансирования.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Право на жилище и охрану здоровья относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьями 40, 41 Конституции РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В силу части 1 статьи 40 Конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жилища.
В пункте 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на уважение его жилища.
Национальное жилищное законодательство также основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п. (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ).
Судом установлено и не опровергнуто ответчиком со ссылкой на допустимые и достоверные доказательства, что ФИО8. совместно с сыном ФИО7 зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес>. Жилое помещение принадлежит на праве собственности сыну Раздольскому В.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.02.2002 №, справкой паспортного стола ООО «УК Мой дом» от 11.05.2021.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Томской области, Томский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» зарегистрированные права на недвижимое имущество у истца отсутствуют.
Таким образом, достоверно установлено, что истец жильем не обеспечена.
Из материалов дела следует, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района Города Томска от 18.07.2018 №, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района Города Томска от 18.07.2018 №, ФИО9. с составом семьи (ФИО10 сын) признаны малоимущими гражданами и включены в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в отдельный список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
Согласно медицинским сведениям, ФИО11 установлена бессрочно вторая группа инвалидности по общему заболеванию, состоит на диспансерном наблюдении у врача-психиатра взрослого диспансерного отделения ОГАУЗ «ТКПБ» с с диагнозом «F20.004 параноидная шизофрения, непрерывный тип течения, неполная ремиссия».
Указанные обстоятельства подтверждаются справками № № от 29.08.2018, № от 14.04.2021, № от 14.04.2021.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказами Минздрава России №987н от 29.11.2012, №991н от 30.11.2012 утверждены перечни тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире и которые имеют право на дополнительную жилую площадь.
В данные перечни включено заболевание, диагностированное истцу под номером 2 и 3 соответственно (хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями F20-F29).
Таким образом, наличие права ФИО12 на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом права на дополнительную жилую площадь, основания для реализации данного права, суд считает установленными и подтвержденными.
Определяя размер жилого помещения, предоставляемого ФИО13 по договору социального найма, суд исходит из следующего.
В силу абзаца 6 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно пункту 6 постановления Правительства РФ от 27.07.1996 №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на основании части 1 статьи 60 Жилищного кодекса РФ на муниципальное образование в лице соответствующего органа местного самоуправления, то есть, на администрацию Города Томска.
В силу статьи 12, части 1 статьи 130, части 1 статьи 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Согласно абзацу 10 части 1 статьи 2, пункту 6 части 1 статьи 14, пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131 ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50 Закона № 131-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены и в части 1 статьи 14, части 2 пункта 3 статьи 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Указанная правовая позиция выражена в определении Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.2009 №1563-О-О, согласно которой содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ условие о предоставлении отдельной категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенности реализации их жилищныхправ и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, в связи с чем, данное законоположение, направленное на реализацию положений статьей 1 (часть 1), 7, 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права органов местного самоуправления. Часть 3 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», являясь по своему характеру отсылочной нормой, должна применяться в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу статьи 39 Устава города Томска обязанность по предоставлению гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда возложена на администрацию Города Томска.
На основании изложенного, суд полагает, что администрация Города Томска является надлежащим ответчиком по настоящему делу, на которого может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу.
Статьей 50 ЖК РФ предусмотрено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Думы Города Томска от 02.02.2016 №136 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 13,0 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек; 36,0 квадратных метров общей площади на семью, состоящую из 2-х человек; 33,0 квадратных метров общей площади на одиноко проживающего гражданина.
Пункт 3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования обязывает правоприменительные органы при принятии соответствующих решений обеспечивать баланс прав и законных интересов таких лиц и других проживающих совместно с ними в одном жилом помещении лиц, а также граждан, включенных администрацией муниципального образования в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Это означает, что п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ во всяком случае не предполагает вынесения решения о предоставлении гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должный уход, т.е. без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
При этом, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
При таких обстоятельствах, суд считает возможным исковые требования удовлетворить, возложив на ответчика обязанность предоставить ФИО15 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 56 кв.м. (33 кв.м + 23 кв.м) с учетом права ФИО14 на дополнительную жилую площадь.
При этом, судом учитывается, то обстоятельство, что ФИО16 не признана недееспособной, не является инвалидом-колясочником, способна к самообслуживанию, предоставление ей дополнительной жилой площади в 23 кв.м обеспечивает справедливое соотношение ее прав и законных интересов с правами и законными интересами и обязанностями органа местного самоуправления, а также иных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, предоставление истцу жилого помещения в общем размере 56 кв.м соответствует типовй застройке г.Томска, что способствует исполнимости решения суда с соблюдением баланса интересов сторон спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск ФИО17 к муниципальному образованию «Город Томск», в лице администрации Города Томска о возложении обязанность предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение удовлетворить частично.
Обязать муниципальное образование «Город Томск», в лице администрации Города Томска предоставить ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 56,0 кв.м, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Председательствующий: Рой В.С.
Мотивированное решение составлено 14.06.2021.