Кировский районный суд г. Махачкалы
Судья Гаджимагомедов Г.Р.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 августа 2015 г. по делу N 33-3302/2015, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Джарулаева А.К.
судей – Хираева Ш.М., Ашурова А.И.
при секретаре – Муртазаалиевой П.Х.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Республики Дагестан на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 26 мая 2015 года по делу по заявлению военного прокурора войсковой части 44662 Тхамокова А.Г. в защиту неопределенного круга лиц о возложении обязанности на военного комиссара Республики Дагестан принять меры к оборудованию входа в здание отдела военного комиссариата Республики Дагестан по Ботлихскому и Ахвахскому районам наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске, средствами оповещения или связи, позволяющим связаться данным лицам с дежурным по отделу,
установила:
Военный прокурор войсковой части 44662 Тхамоков А.Г. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры установлено, что вход в здание отдела военного комиссариата Республики Дагестан по Ботлихскому и Ахвахскому районам не оборудован наклонными бетонными заездами (пандусами), при этом с внешней стороны входа какие-либо средства оповещения ил связи, позволяющие связаться с дежурным по отделу, отсутствуют, чем нарушаются права инвалидов на свободный доступ в учреждение.
В связи с этим прокурор просил обязать военного комиссара Республики Дагестан принять меры к оборудованию входа в здание отдела военного комиссариата Республики Дагестан по Ботлихскому и Ахвахскому районам наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске, средствами оповещения или связи, позволяющим связаться данным лицам с дежурным по отделу.
Решением суда заявление прокурора удовлетворено. На военного комиссара Республики Дагестан возложена обязанность принять меры к оборудованию входа в здание отдела военного комиссариата Республики Дагестан по Ботлихскому и Ахвахскому районам наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске, средствами оповещения или связи, позволяющим связаться данным лицам с дежурным по отделу.
С таким решением суда не согласился Военный комиссариат Республики Дагестан, в апелляционной жалобе которого поставлен вопрос об отмене решения суда, как постановленного в нарушение закона, указав обоснование жалобы, что вопросами реконструкции, ремонта (текущего и капитального) административного здания военного комиссариата Республики Дагестан и отделов военного комиссариата по муниципальным образованиям занимается филиал «Владикавказский» ОАО «Славянка», на которого Приказом Министра Обороны Российской Федерации № 170 от 9 марта 2013 г. и государственным контрактом № 197/ЗК/2013/ДРГЗ от 28 февраля 2013 г. возложена обязанность по содержанию и обслуживанию зданий и сооружений военного комиссариата Республики Дагестан и отделов военного комиссариата Республики Дагестан по муниципальным образованиям.
Отдельного финансирования на содержание зданий отделов в надлежащем состоянии Военный комиссариат Республики Дагестан не имеет.
Дело рассмотрено, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, выслушав объяснения представителя военного комиссариата Республики Дагестан Карабегова К.З. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа и использования их инвалидами не допускается. При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии с требованиями нормативных документов.
Статья 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ) устанавливает, что реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии с ч. ч. 1, 5 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Пунктами 3.9, 3.14, 3.32, 5.2.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от 27.12.2011 N 605, и введенным в действие с 01.01.2013 в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам, предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0, 45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Высота порога или перепад высот пола дверного проема не должен превышать 0, 014 м.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными нормами права, установив, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов в военный комиссариат Республики Дагестан в Ботлихском и Ахвахском районах отсутствуют, удовлетворил исковые требования и возложил обязанность на военного комиссара Республики Дагестан принять меры к оборудованию входа в здание отдела военного комиссариата Республики Дагестан по Ботлихскому и Ахвахскому районам наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске, средствами оповещения или связи, позволяющими связаться данным лицам с дежурным по отделу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в части необходимости оборудования входа в здание отдела военного комиссариата Республики Дагестан по Ботлихскому и Ахвахскому районам наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске, средствами оповещения или связи, позволяющими связаться данным лицам с дежурным по отделу.
Вместе с тем, возложение обязанности по осуществлению указанных мероприятий на Военный комиссариат Республики Дагестан, по мнению судебной коллегии, не обоснованно.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В силу подпункта "ж" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, здание военного комиссариата Республики Дагестан в Ботлихском и Ахвахском районах по адресу, является имуществом Вооруженных Сил РФ, в отношении которого правомочия собственника осуществляет Министерство обороны РФ (п. 71 Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны РФ"). Вход в здание не оборудован наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске, средствами оповещения или связи, позволяющим связаться данным лицам с дежурным по отделу.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Однако, несмотря на это, Министерство обороны Российской Федерации в дело привлечено не было.
Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Реализация прав владения и пользования имуществом также предполагает и исполнение обязанностей по содержанию данного имущества.
Между тем, уполномоченный орган, за которым Министерством обороны Российской Федерации данное имущество (здание военного комиссариата Республики Дагестан в Ботлихском и Ахвахском районах) закреплено на праве оперативного управления, также не привлечено к участию в деле.
Учитывая, что здания военного комиссариата Республики Дагестан в Ботлихском и Ахвахском районах являются имуществом Вооруженных Сил РФ, в отношении которого правомочия собственника осуществляет Министерство обороны РФ, последнее, согласно возложенных на него обязанностей и в силу ст. ст. 210 и 216 ГК РФ в их взаимосвязи, несет ответственность за содержание здания военного комиссариата в Ботлихском и Ахвахском районах РД, в том числе за оборудование входа в здание отдела военного комиссариата Республики Дагестан по Ботлихскому и Ахвахскому районам наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске, средствами оповещения или связи, позволяющими связаться данным лицам с дежурным по отделу.
При изложенных выше обстоятельствах Военный комиссариат Республики Дагестан не является надлежащим ответчиком по исковым требования военного прокурора.
Судом первой инстанции не дана должная правовая оценка тому обстоятельству, что организация проведения ремонта и реконструкции объектов недвижимости, закрепленных за Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляется посредством заключения соответствующих договоров с юридическими лицами, выполняющими специализированные работы по договорам подряда.
Отдельного финансирования на содержание зданий отделов в надлежащем состоянии, Военный комиссариат Республики Дагестан не имеет.
При изложенных выше обстоятельствах, и с учетом того, что Военным комиссариатом Республики Дагестан приняты все зависящие от него меры по информированию уполномоченного органа о необходимости оборудования входов в здания и внутренние лестницы отделов Военного комиссариата Республики Дагестан наклонными бетонными заездами для инвалидов на коляске или другими средствами подъема (письмо военного комиссара Республики Дагестан № АХО/611 от 27.02.2015 г.) у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований прокурора.
Поскольку Военный комиссариат Республики Дагестан не является собственником спорного здания, данное здания не находятся у него в оперативном управлении, то исковые требования прокурора военной прокуратуры войсковой части 44662 в интересах неопределенного круга лиц к Военному комиссариату Республики Дагестан о возложении обязанности оборудовать вход в здание военкомата наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске, средствами оповещения или связи, позволяющими связаться данным лицам с дежурным по отделу подлежат отклонению за необоснованностью.
На основании изложенного, судебная коллегия отменяет решение, как постановленное с нарушением норм материального права, и отказывает военному прокурору войсковой части 44662 в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 26 мая 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления военного прокурора войсковой части 44662 Тхамокова А.Г. о возложении обязанности на военного комиссара Республики Дагестан принять меры к оборудованию входа в здание отдела военного комиссариата Республики Дагестан по Ботлихскому и Ахвахскому районам наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске, средствами оповещения или связи, позволяющим связаться данным лицам с дежурным по отделу - отказать.
Председательствующий
Судьи