Решение по делу № 33-14579/2021 от 23.07.2021

гражданское дело № 2–851/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33–14579/2021

        17 августа 2021 года                                                                                     г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Вахитовой Г.Д.,
судей Абдрахмановой Э.Я.,
Ибрагимовой И.Р.,
    при ведении протокола помощником судьи Аюповой И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах Галиуллиной ФИО9, к администрации муниципального района Белорецкий район РБ об устранении нарушений жилищных прав по апелляционной жалобе администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2021 года,

Заслушав доклад судьи Ибрагимовой И.Р., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Белорецкий межрайонный прокурор, действуя в интересах                 Галиуллиной О.Р., обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района адрес РБ об устранении нарушений жилищных прав.

В обоснование своих требований указал, что Белорецкой межрайонной прокуратурой в связи с поступившим обращением Галиуллиной О.Р. проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в ходе которой установлено неисполнение требований закона администрацией муниципального района Белорецкий район РБ. Проверкой установлено, что Галиуллина О.Р. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Постановлением администрации муниципального района Белорецкий район №193 от 28 февраля 2017 года Галиуллина О.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В настоящее время какое-либо социальное жилье Галиуллиной О.Р. не предоставлено, нанимателем или собственником жилья она не является. Просит обязать администрацию муниципального района Белорецкий район РБ предоставить Галиуллиной О.Р., дата, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения.

    Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2021 года исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах Галиуллиной О.Р., к администрации муниципального района Белорецкий район РБ об устранении нарушений жилищных прав удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований Белорецкой межрайонной прокуратуры, действующей в интересах Галиуллиной О.Р., отказать, ссылаясь на недостаточность финансовых средств для предоставления Галиуллиной О.Р. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры РБ Сафина И.Р. полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что Галиуллина О.Р. родилась                   21 сентября 2001 года, что подтверждается свидетельством о рождении серии I-АР №608620 от 16 октября 2001 года, родителями ребенка указаны – Галиуллина Э.Р., Галиуллин Р.Р. В справке о рождении №166 указано, что сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Решением Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от                19 октября 2005 года Галиуллина Э.Р. лишена родительских прав в отношении Галиуллиной О.Р., 21 сентября 2001 года рождения.

Таким образом, Галиуллина О.Р. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения.

Согласно Уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений, выданному 25 марта              2021 года Филиалом ФГБУ ФКП Росреестра за №КУВИ-002/2021-27058183, сведения о правах Галиуллиной О.Р. на имевшиеся (имеющиеся) у неё объекты недвижимого имущества на территории Управления Росреестра по Республике Башкортостан, отсутствуют.

28 февраля 2017 года постановлением главы администрации муниципального района Белорецкий район РБ за №193, Галиуллина О.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, муниципального района Белорецкий район РБ.

04 февраля 2021 года Галиуллина О.Р. обратилась к Белорецкому межрайонную прокурору с жалобой о непринятии мер в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах Галиуллиной О.Р. суд первой инстанции исходил из того, что предоставление жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается статьей 8 Федерального закона                № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, и возложил на Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обязанность по восстановлению нарушенных прав истца по обеспечению жилым помещением.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря                  1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Башкортостан от               28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан».

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2013 года № 407 утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан.

При этом ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Таким образом, право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у Галиуллиной О.Р. состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло по достижении ею совершеннолетия.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 19 указанного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

В развитие указанных предписаний, статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ.

Соответственно в части 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В силу пункта 8.4 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2013 года № 407 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан» жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.

Обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц должна осуществляться администрацией муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, так как государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами Республики Башкортостан.

Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан не содержат указаний на обстоятельства, которые могли бы служить основанием к изменению обжалуемого решения путем возложения обязанности на ответчика предоставить жилое помещение в течение 3 месяцев после перечисления должнику из бюджета Республики Башкортостан в бюджет муниципального района г. Белорецк денежных средств в необходимом объеме, поскольку отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для установления сроков для обеспечения указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Таким образом, государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.

Оснований для иного вывода не имеется.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №3 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Само по себе отсутствие финансирования или его недостаточный объем, о чем указывается в апелляционной жалобе, не освобождают ответчика от необходимости исполнения установленной законом обязанности по обеспечению истца жилым помещением специализированного жилищного фонда. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья указанной категории граждан касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления и то обстоятельство, что в бюджете субъекта не предусмотрены в достаточном объеме средства на приобретение жилья указанной категории лиц, не может служить основанием для ограничения права Галиуллиной О.Р. на жилищное обеспечение.

Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. ст.327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий Г.Д. Вахитова
Судьи Э.Я. Абдрахманова И.Р. Ибрагимова

33-14579/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Галиуллина Оксана Рустамовна
Белорецкая межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация муниципального района Белорецкий район РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Ибрагимова Индира Радиковна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
26.07.2021Передача дела судье
17.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2021Передано в экспедицию
17.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее