Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Красновишерск 2 июля 2024 года
Красновишерский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Сурановой Е.П.
при секретаре Собяниной Е.В.
с участием истца Яблокова И.А.
представителя ответчика - администрации Красновишерского городского округа Лебедевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Красновишерске с использованием видеоконференцсвязи гражданское дело по иску Яблокова И.А. к администрации Красновишерского городского округа Пермского края о компенсации морального вреда,
установил:
Яблоков И.А. обратился в суд с иском к администрации Красновишерского городского округа Пермского края о компенсации морального вреда в размере 1000 000 рублей, указав, что в решением Красновишерского районного суда Пермского края от 29 декабря 2915 года по делу № 20516/2015 на администрацию Красновишерского городского округа была возложена обязанность предоставить ему вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и гигиенически требованиям. Длительное время администрацией требование не исполнялось. Жилой дом, где расположена его квартира, в которой он зарегистрирован, по адресу: <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания. Решение суда не исполнялось на протяжении семи лет, в связи с чем, он претерпевал нечеловеческие условия при проживании в квартире, действиями (бездействием) администрации Красновишерского городского округа ему были причинены моральный вред и душевные страдания, в зимний период в квартире был низкий температурный режим, туалет находится на улице, водопровод в квартиру не подведен, имеется колонка на улице. В связи с нарушением его конституционного права на жилище истцу причинены нравственные страдания, которые он оценивает в 1 000 000 руб., и просит взыскать с ответчика.
В судебном заседании истец Яблоков И.А., участвующий посредством видеоконференц-связи, на удовлетворении исковых требований настаивал, привел доводы, аналогичные тем, что указаны в исковом заявлении.
Представитель администрации Красновишерского городского округа Лебедева Н.А. в судебном заседании высказала возражения, представила письменный отзыв на исковые требования. ( том 2 л.д.97-98) Полагает, что истцом не доказан факт нарушения его личных неимущественных прав, повлекших наступление морального вреда в результате бездействия администрации Красновишерского городского округа, наличие причинно-следственной связи между ними. Нормы гражданского и жилищного законодательства РФ, предусматривающие порядок предоставления жилых помещений, не содержит положения, предусматривающих возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав собственников, нанимателей жилых помещений.
Выслушав истца, представителя ответчика, свидетеля, изучив доказательства, представленные сторонами, материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. ст. 52, 53 Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Гражданско-правовая ответственность публичного образования наступает в том случае, если имеется наличие вреда, вина органов власти публичного образования, противоправность их действий (бездействия), причинно-следственная связь между такими действиями (бездействием) и наступившим вредом. Недоказанность хотя бы одного из названных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении исковых требований.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса РФ, относится, в частности, компенсация морального вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ).
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса РФ) и статьей 151 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно пункту 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
На основании статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда, в том числе, вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
По смыслу пункта 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В судебном заседании установлено:
Решением Красновишерского районного суда Пермского края от 29.12.2015 года на администрацию Красновишерского городского округа возложена обязанность предоставления Яблокову И.А., Я.М.Ф., Я.С.И. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 22,6 кв.м. и находящееся в черте Красновишерского городского поселения Пермского края. (том 1 л.д. 7-8)
В жилом помещении – квартире по месту жительства по адресу: <адрес> зарегистрирован и проживает на условиях договора социального найма Яблоков И.А. Я.М.Ф. и Я.С.И. с регистрационного учета в указанном жилом помещении сняты на другое место жительство, договор социального найма расторгнут. ( том 1 л.д. 20, 96-97144-145)
Заключением Межведомственной комиссии от 02.03.2015 № 226 многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. (том 1 л.д. 234-235).
Постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 года № 227-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы. 18.08.2022 года постановлением Правительства Пермского края № 704-п «О внесении изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 года № 227-п установлено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда будет осуществляться в 5 этапов. ( том 2 л.д. 68-94)
Постановлением администрации Красновишерского городского округа от 14.01.2020 года № 5 утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Красновишерского городского округа на 2020-2022 годы. По данной программе утвержден пофамильный список граждан, подлежащих переселению по этапу 2021 года. В список граждан, планируемых к переселению в 2021 году включен взыскатель Яблоков И.А.. (том 1 л.д. 130-137,154-167)
Яблокову И.А. предоставлена квартира по адресу: <адрес>, общая площадь которой составляет 34,3 кв.м., отвечающая санитарным и техническим требованиям и находящаяся в черте Красновишерского городского поселения Пермского края, от подписания договора социального найма Яблоков И.А. отказался. (том 2 л.д. 109,110-111)
Также в судебном заседании установлено, что истец Яблоков И.А. не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решением Красновишерского районного суда Пермского края от 27 марта 2023 года исковые требования администрации Красновишерского городского округа о признании Яблокова И.А. утратившим право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения по <адрес>, в связи с предоставлением другого жилого помещения, удовлетворены.
В период с 09.02.2018 по 14.02.2020 и с 01.11.2021 до ноября 2024 года истец отбывает наказание в местах лишения свободы (л.д. 12-13, 45-46).
Свидетель С.В.Е. в судебном заседании пояснила, что она проживала в <адрес>. В настоящее время она проживает в другом жилом помещении. По <адрес> она проживала до декабря 2023 года. Дом был расселен, так как дом старый, брусовой. Квартиру ей предоставила администрация, может сказать, что Яблоков И. А. проживал в квартире, сначала жил с женой, потом еще какая-то женщина была, иногда жил в этой квартире, иногда уходил жить к своей матери, по <адрес>, в частный дом. В квартирах у всех в этом доме было холодно зимой, топили печки. В доме был водопровод, но не был сделан отвод воды из дома (канализации). О том, что у истца были какие-либо заболевания, о нахождении в больнице истца ей ничего не известно.
Полагая свои права на жилище нарушенными, Яблоков И.А. обратился в суд с иском к администрации Красновишерского городского округа о компенсации морального вреда.
Обращаясь в суд, истец указал, что ответчиком нарушены его неимущественные права, связанные с тем, что ему длительное время администрация не предоставляла жилое помещение.
Установлено, что заявление о компенсации в связи с длительным неисполнением решения суда в порядке главы 26 Кодекса административного производства РФ истцом не подавалось.
Между тем, основания для выводов о наличии правовых оснований для возложения на ответчика ответственности в виде компенсации морального вреда истцу, как и самого факта наступления такого вреда, исходя из фактических обстоятельств дела, не были установлены в судебном заседании.
По смыслу действующего правового регулирования, в данном случае возложение на ответчика гражданско-правовой ответственности возможно при установлении противоправного действия и вины должностных лиц, его совершивших, размера и характера причиненного вреда и причинной связи, однако, таких обстоятельств по делу не установлено.
В ходе рассмотрения дела не был установлен факт совершения неправомерных действий со стороны ответчика в отношении истца, а также не представлены доказательства того, что истец вследствие этого перенес физические или нравственные страдания, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда.
Данный вывод следует из тех обстоятельств, что возникшие правоотношения связаны с нарушением ответчиком жилищных прав истца, которые носят имущественный характер.
Согласно п. 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных названным Кодексом.
По смыслу приведенной правовой нормы, правоотношения по заключению договора социального найма носят имущественный характер, а права гражданина-нанимателя по такому договору являются имущественными правами.
В силу абз. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе.
Жилищный кодекс Российской Федерации, а также другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением прав гражданина на своевременное предоставление жилья по договору социального найма.
Доводы истца на значительный физический износ жилого дома, низкую температуру воздуха в зимний период, как на обстоятельство, что администрация в результате своего бездействия подвергала опасности жизнь и здоровье истца, в результате чего он испытывал нравственные страдания, подлежат отклонению как несостоятельные.
Из представленных ответчиком документов следует, что в целях переселения собственников, нанимателей жилых помещений аварийного дома в апреле 2016 года, т.е. сразу после решения суда о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, администрация Красновишерского городского поселения (должник по исполнительному производству на тот период, в собственности которого находился муниципальный жилой фонд) жильцам домов, подлежащих расселению, в том числе и <адрес> предлагалось переселение в жилые помещения маневренного фонда. От переселения жильцы, в том числе истец, отказались. (том 1 л.д.176-178)
Оценивая довод истца о том, что ему причинен моральный, психический вред длительным непредставлением жилья по договору социального найма, принимая во внимание положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что каких-либо доказательств причинения истцу такого вреда не представлено, в связи с чем, требование о взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Яблокова И.А. к администрации Красновишерского городского округа Пермского края о компенсации морального вреда отказать.
Решение в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд.
В окончательной форме решение изготовлен 9 июля 2024 года.
Судья Е.П. Суранова