Дело №2–279/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Знаменка, Тамбовской области 12 августа 2019 г.
Знаменский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Тройновой М.С., при секретаре Сторожук С.А., рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны РФ к Рачееву С.В. о прекращении права пользования служебным жилым помещением и снятии с регистрационного учета по месту жительства,
при участии в качестве органа, дающего заключение по делу заместителя прокурора Знаменского района Тамбовской области Бударина А.С., представителя третьего лица войсковой части 14272 ФИО4 по доверенности,
установил:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Рачееву С.В. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> снятии с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу.
Требования мотивированы тем, что указанное жилое помещение находится в собственности РФ, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и постановлением Администрации Знаменского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № отнесено к числу служебных жилых помещений. Указанное жилое помещение было предоставлено ФИО6 и членам его семьи (Рачееву С.В.) в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью 14272 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №. Письмом командира войсковой части 14272 подтверждается, что ответчик в настоящий момент не проходит военную службу в войсковой части 14272, в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состоит. В нарушение законного требования собственника жилого помещения спорное жилое помещение не освобождено, требование об освобождении квартиры ответчиком не выполнено, документы, подтверждающие освобождение жилого помещения не представлены. Неправомерное удержание служебного жилого помещения препятствует его использованию по предназначению в целях предоставления военнослужащим и гражданскому персоналу для проживания на период трудовых (служебных) отношений с воинскими частями и учреждениями Министерства обороны РФ.
В качестве правовых норм, в иске указаны ст.ст. 1,15 Федерального закона от 31.05.1996 г. №61-ФЗ «Об обороне», ст.ст. 125, 209, 214, 304 ГК РФ, ст.ст. 30, 93 ЖК РФ.
Истец Министерство обороны РФ в судебное заседание своего представителя не направило, заявлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
Ответчик Рачеев С.В. в судебном заседании исковые требованияпризнал. После разъяснении судом последствий признания иска, написал письменное заявление о признании исковых требований, приобщенное судом к материалам дела. Представил суду паспорт, где местом регистрации указано: <адрес>. На вопрос суда дополнительно пояснил, что в служебной квартире не проживает, однако документов, подтверждающих, что служебная квартира передана по акту представителю Минобороны РФ представить не может.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, третьи лица Департамент имущественных отношений Минобороны России, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения», ФГКУ «Специализированное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны своих представителей в судебное заседание не направили, от ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» в материалах дела имеется отзыв на исковое заявление, в котором учреждение просит исковые требования удовлетворить в полном объеме и провести гражданское дело без участия их представителя.
Представитель войсковой части 14272 ФИО4 считает требования подлежащими удовлетворению.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В своем заключении заместитель прокурора Знаменского района Тамбовской области Бударин А.С. считает требование о прекращении права пользования служебным жилым помещением с учетом признания его ответчиком подлежащим удовлетворению, а требование о снятии ответчика с регистрационного учета по месту жительства не подлежащим удовлетворению, учитывая данные представленного паспорта.
Выслушав поясненияответчика, представителя войсковой части 14272, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования опрекращении права пользования служебным жилым помещением подлежат удовлетворению, апризнаниеответчикомиска– принятию судом, по следующим основаниям.
Постановлением Администрации Знаменского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № в число служебных жилых помещений включена квартира №, расположенная по адресу: <адрес>. Данное полномочие осуществлено в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия данного решения, то есть в соответствии с законом. Данное постановление никем не оспорено, незаконным не признано и действует на момент рассмотрения дела судом.
В силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 2 раздела II приложения N 1 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" также предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Все недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>,в том числе и спорная квартира № в доме № в соответствии с распоряжением Министра обороны Российской Федерации №3274-р от 28.07.2003 г. было закреплено на праве оперативного управления за 198 квартирно-эксплуатационной частью района, которая впоследствии переименована в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (приказ Министра обороны Российской Федерации №756 от 05.07.2010 г.) и находится у последнего на балансе.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" право собственности Российской Федерации на вышеуказанное имущество является ранее возникшим и признается юридически действительным при отсутствии их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125ГК РФ).
Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, утвердившим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны, Министерство обороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> относится к федеральной собственности в силу закона, включено в число служебных и закреплено за подведомственной Министерству обороны РФ организацией на вещном праве.
Согласно талону к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 на семью из двух человек (сын Рачеев С.В.) КЭЧ Тамбовского района Московского военного округа предоставлена однокомнатная квартира № в доме № <адрес>). Со слов Рачеева С.В. его отец ФИО6 умер в <данные изъяты> г.
Согласно копии выписки по лицевому счету от ДД.ММ.ГГГГ №, лицевой счет открыт на имя Рачеева С.В.
В соответствии с выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам», адресной справкой адресно-справочной работы УВМ УМВД Росси по Тамбовской области Рачеев С.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Письмом командира войсковой части 14272 подтверждается, что в списке квартир <адрес>, занимаемых лицами, утратившими связь с Министерством обороны РФ, отражена квартира № в доме №, занимаемая Рачеевым С.В.
Согласно письма войсковой части 14272 Рачеев С.В. проходил службу по контракту в войсковой части 14272 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, убыл в распоряжение командира войсковой части 30749 (<адрес>).
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 40 Конституции РФ. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеченияобороныстраны и безопасности государства.
В этой связи основания и порядок выселения граждан изжилогопомещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.
В силу п. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 93, 100, 103 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления; договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения. В случае прекращения договора найма специализированного жилого помещения проживающие с ним граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по такому договору. В случае отказа освободить такое жилое помещение указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке.
По правилам ч.1 ст.35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу требований ст. 13 названного Закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст.ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.
При этом право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст. 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 г.).
Учитывая, что вселение ответчика в спорное жилое помещение произошло до введения в действие ЖК РФ, на него распространяют свое действие указанные выше положения закона.
Таким образом, Рачеев С.В. утратил право пользования спорным жилым помещением, когда умер его отец ФИО6; отдельный договор найма служебного жилого помещения с Рачеевым С.В. заключен не был. Он не приобрел самостоятельного права пользования спорным жилым помещением, т.к. его право является производным от права его отца ФИО6 К категории граждан, которые не подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения (ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, ст. 108 ЖК РСФСР), ответчик не относится.
При указанных обстоятельствах, а также принимая во внимание признаниеиска ответчиком, и в соответствии с положениями вышеприведенных норм законодательства, суд приходит к выводу обудовлетворенииисковых требований о прекращении права пользования служебным жилым помещением.
Согласно статьи 7 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», подпункта «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства возможно на основании вступившего в законную силу решения суда о выселении или признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением.
При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным пунктами е пункта 31 Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами (пункт 32 указанных Правил).
Правоотношения, связанные с регистрацией и снятием с регистрационного учета, являются публично-административными, возникающими в процессе совершения действий заинтересованным лицом в порядке реализации прав, установленных Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, поэтому при разрешении гражданско-правового спора между юридическим лицом и физическими лицами, разрешаться не должны.
Таким образом, вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением, выселении является основанием для снятия их с регистрационного учета и не требует дополнительного решения суда в этой части. Кроме того, согласно отметке в паспорте Рачеев С.В. ДД.ММ.ГГГГ снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Министерства обороны РФ удовлетворить частично.
Прекратить право пользования Рачееву С.В. служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Знаменский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья М.С. Тройнова
Решение в окончательной форме изготовлено судом 16 августа 2019 г.
Судья М.С. Тройнова